Ортодоксальные турецкие исламские богословы восприняли взгляды персидского богослова XI в. Мухаммеда аль-Газали, который писал преимущественно по-арабски и отвергал утверждения, будто научное знание не соответствует исламской доктрине. В результате этого многие турки обрели славу в науке, особенно в астрономии, медицине и математике.
Тypoк Кадизаде Муса-паша в XV в. основал обсерваторию в Самарканде и написал комментарии к Евклиду. Ученый-медик Ибн Сина, живший в Средней Азии и Иране (980-1037), открыл заразность туберкулеза и описал в своем медицинском трактате " Канон врачебной науки", переведенном на латинский язык, 670 лекарств. Турок аль-Фа-раби, живший в Багдаде, Алеппо, Дамаске, в своих сочинениях синтезировал идеи Аристотеля, Платона" и суфизма.
Следует отметить, что турки руководствуются при определении гражданства правом почвы и считают турками всех, кто жил на территориях, подвластных не только им, но и другим тюркоязычным народам, даже если завоевание произошло через много веков после смерти того или иного деятеля, как в случае с аль-Фараби.
Во время упадка империи улемов (мусульманские богословы) захватила широко распространившаяся коррупция. В то же время духовенство изолировалось от интеллектуальных и культурных перемен и оказалось полностью закрытым для прогресса. Научные и технологические достижения для мусульманскою духовенства стали нечистыми и чуждыми идеями. Иллюстрирует этот интеллектуальный застой закрытие в 1580 г. султаном Мурадом III обсерватории в Стамбуле, поскольку, по словам Шейх-уль ислама (высшее духовное лицо в Османской империи), астрономы "настолько дерзки, что пытались выведать секреты мироздания", и известные только Аллаху.
В то время, когда Европа пережила Реформацию и делала гигантские успехи в науках и промышленности, Османская империя погрязала в невежестве под предводительством косного духовенства, которое цеплялось за средневековые исламские идеи.
Когда Кемаль Ататюрк пришел к власти, он все это изменил. Он отменил султанат и халифат и заменил шариат гражданским, торговым и уголовным кодексами, скопированными со швейцарского, французского и итальянского.
В современной Турецкой республике, например, религиозные школы тщательно контролируются министерством образования. Религиозные лидеры, такие, как имамы, являются оплачиваемыми государственными служащими - мера, призванная ограничить их влияние.
А новые мечети все чаще строятся с минаретами без внутренней лесенки, по которой муэдзин поднимается на поясной балкончик, чтобы пропеть свой призыв. Прогресс берет свое, и муэдзина заменяет магнитофон с записью эзана. В былые времена строительство лесенки внутри минарета считалось особым искусством. В XVI в. турецкий зодчий Синан построил в стамбульской мечети Сулейманийе минарет с двумя внутренними лесенками, да так, что муэдзины, поднимаясь по ним, каждый на свой балкончик, никогда не встречались друг с другом.
Традиции
Хотя в Турции женщины уравнены в правах с мужчинами, в маленьких провинциальных городках для них существует много запретов; отношение к ним в деревнях более мягкое, а в больших городах - либеральное. Главный упор делается на семью, и несмотря на то что решения обычно принимают мужчины, влияние турецких женщин в семье весьма сильное, поскольку во многих случаях именно они главные кормильцы семьи как в селе, так и в городе.
Женщины в сельских районах покрывают головы платками, большей частью для того, чтобы защитить волосы от пыли и грязи, нежели из соображений религиозного консерватизма. В больших городах женщины носят западную одежду, овладевают разными профессиями и занимают высокие должности.
В частную жизнь иностранцев турки практически не вмешиваются, поскольку считают, что у всех свои законы. Тем не менее, женщинам-туристам вызывающая одежда может создать проблемы. Большие города в Турции относительно безопасны по сравнению с другими странам. Конечно, нередки косые взгляды и "интересные" предложения, однако случаи насилия и грабежа редки (если вы не провоцируете сами).
Заключение
В заключении я хотела бы отметить, что выбрав для реферата именно Турцию, я не ошиблась. Изучив материал об этой стране, я подчеркнула для себя много полезного и интересного.
Турция 1-я страна на Ближнем Востоке, которая в результате национально-освободительного движения образовала свою республику (1923 г.). Она является ассоциированным членом “Общего рынка”, где ей отводится роль поставщика сельскохозяйственного сырья продуктов и промышленных товаров.
Большое значение в стране играет туризм. Сюда приезжают люди из многих стран мира, в том числе из России.
Оценивая уровень социально-культурного развития Турции в целом, нельзя не отметить, что страна много достигла за последние годы. Это и значительный подъем в экономике. Появились отрасли ранее не существующие: нефтехимическая промышленность, электротехническая, радиоэлектронная, автосборочная.
В 1995 году завершилось сооружение Карабабаммской ГЭС на реке Евфрат. И, последнее, что можно отметить - это межправительственное соглашение Турции с Россией о поставках природного газа по дну Черного моря (проект “Голубой поток”). Это крупнейшее в мире сделка была заключена в декабре 1997 г. Благодаря реализации “Голубого потока” Турция будет ежегодно закупать 30 млрд. м куб. российского газа и в начале нового тысячелетия станет вторым после Германии импортером “Голубого топлива” из Германии.
Список использованной литературы.
1. Малая энциклопедия стран / Сиротенко Н,Г., Менделеев В.А. / 2-е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: ООО «Торсинг», 2001.
2. Страны мира / Факты и цифры. – СПб.: «Норинт», 2001.
3. Максаковский В.П. / Географическая картина мира: В 2 кн. Кн. I: Общая характеристика мира. – «Дрофа», 2003.
4. Монеси Ауретта / Турция / Перевод с англ. – БММ АО, 2002.
5. Энциклопедия для детей / География / Аванта+, 2002
6. http://www. turkey-info.ru
7. http://www.turki.ru
8. http://www.turkey.ru
9. http://www.tournew.ru
10. http://www.yandex.ru