Смекни!
smekni.com

«юный иследователь» секция география тема ивной работы: Тибет: центр мира (стр. 5 из 8)

События первой Центрально-азиатской экспедиции нашли отражение в дневниках Н. К. Рериха «Алтай-Гималаи» и Ю. Н. Рериха «По тропам Срединной Азии». В 1990-е годы были опубликованы дневники других участников Тибетского путешествия, в которых обращено внимание на особую «буддийскую миссию» экспедиции в Лхасу (Рябинин, Портнягин, Кордашевский).

2 декабря 1923 года Н. К. Рерих со своей семьёй прибывает из Америки в Индию. Маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Экспедиция продолжалась с 1924 по 1928 год. Официально экспедиция была заявлена как американская.

Первая Центрально-азиатская экспедиция Н. К. Рериха проходила в несколько этапов. По прибытии в Монголию она переросла в самостоятельное Тибетское путешествие, известное теперь как Миссия Западных буддистов в Лхасу (1927 - 28 гг.) По своему характеру тибетская экспедиция являлась не просто художественно-археологической, но, по заявлению ее руководителя, Рериха, имела статус дипломатического посольства от имени «Союза Западных буддистов». Своим окружением в экспедиции Рерих рассматривался в качестве «Западного Далай-ламы». Однако в действительности в буддизм Рерих не обращался.

Во время семимесячной стоянки в Урге шла основательная подготовка к тибетскому походу. Рерихи направили своим сотрудникам в Америку задание — изготовить орден «Будды Всепобеждающего», которым предполагалось наградить Далай-ламу. Эскиз для ордена нарисовал сам Рерих. Этот буддийский знак был заказан в лучшей мастерской Нью-Йорка, у потомственных ювелиров Тиффани. На фоне двойной ваджры выделялась рельефная золоченая фигура Манджушрис огненным мечом, а у его лотосовых стоп красовалась пятиконечная звезда. Однако встреча с Далай-ламой не состоялась: осенью 1927 года экспедиция была задержана тибетскими властями на подступах к Лхасе и пять месяцев находилась в снежном плену высоко в горах на плато Чантанг, где Рерих писал многочисленные письма тибетским властям, в том числе Далай-ламе, о том, как несправедливо встречено первое «буддийское посольство». Экспедиция так и не была допущена в Лхасу и была вынуждена ценой неимоверных трудностей и потерь пробиваться в Индию. По завершении экспедиции Рерих написал Буддистскому центру в Нью-Йорке письмо, в котором призывал отмежеваться от Далай-ламы и прервать с ним всяческие отношения.[1]

Существует несколько версий того, что являлось главной целью поездки Рерихов в Центрально-Азиатскую экспедицию.

- Художественные и этнографические цели

Сами Рерихи цели и задачи экспедиции описывали следующим образом:

«Кроме художественных задач, в нашей экспедиции мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов. Эта последняя задача издавна была близка мне». (Н.К. Рерих)

"Главной целью экспедиции было создание живописной панорамы земель и народов Внутренней Азии. Пятьсот полотен Н.К. Рериха <...> являются одним из самых больших её достижений. Вторая задача экспедиции состояла в проведении археологической разведки, с тем, чтобы подготовить основу для дальнейших серьёзных исследований этих малоизученных районов Внутренней Азии. И наконец, большой значение мы предавали сбору этнографического и лингвистического материала, характеризующего древние культуры региона." (Ю.Н. Рерих).

Версия об исключительно художественных и этнографических целях Центрально-Азиатской экспедиции Рериха описана в работах Л. В. Шапошниковой и П. Ф. Беликова, который написал биографию Рериха в 1972 году, когда ещё не были доступны дополнительные источники об экспедиции.

Согласно этой версии, возможность совершить научную экспедицию по Центральной Азии Рериху обеспечили продажа картин, гонорары за оформление театральных постановок, публикации многочисленных статей, доходы от деятельности американских общественных культурно-просветительских организаций.

- Поиск Шамбалы

По одной из версий, Рерихи отправились в Центрально-Азиатскую экспедицию, чтобы найти Шамбалу, а не изучать растения, этнологию и языки. Предполагается также, что миссией Рериха было возвращение в Шамбалу таинственного камня чинтамани (санскр. «драгоценность, исполняющая желания»), вверенного ему Лигой Наций. Члены экспедиции были уверены, что Алтай — великий духовный центр, неким образом связанный с Шамбалой.

Предполагается, что Рериха на поиски Шамбалы вдохновил перевод «Путеводителя по Шамбале», написанного в середине XVIII века Третьим Панчен-ламой (1738—1780). Там описывалось, что путешествие в Шамбалу представляет собой внутренний духовный поиск. Однако это объяснение не удержало Рерихов от попыток достичь Шамбалы, попросту добравшись туда пешком или верхом.

В работе «Шамбала: в поисках новой эры» (1930) Рерих описал Шамбалу как святой город к северу от Индии, где его правитель проповедует учения Будды Майтреи ради вселенского мира. Рерих также намекал на сходство между Шамбалой и Туле — страной, скрытой на Северном полюсе, которая вдохновила немцев на поиски тайной земли. Он также упомянул о связи Шамбалы с подземным городом Агарти, в который можно попасть через подземный тоннель под Гималаями.

Результатом экспедиции явилось написание около 500 полотен Н.К. Рерихом, а также богатый этнографический и лингвистический материал. Собранный материал был настолько обширен, что 12 июля 1928г. Рерихи основывают Институт гималайский исследований "Урусвати": "Институт является прямым результатом Центрально-Азиатской экспедиции Рериха..." (Ю.Н. Рерих - первый директор института)

2.3 Тибетские экспедиции Аненербе

Не обошли Тибет своим внимание и тайные общества Третьего рейха. Специалистов из Аненербе (Ahnenerbe) всегда привлекали труднодоступные уголки земного шара. Немцы искали возможность установления контактов с древнейшими цивилизациями. В 1938 году под эгидой Аненербе (Ahnenerbe) в Тибет отправляется экспедиция под руководством Э.Шеффера, бывал в Тибете и ранее в 1931 и 1935 годах. Когда речь зашла о составе, то упрямый и несговорчивый Шеффер был сильно недоволен списком участников. Особенно он протестовал против кандидатуры Кисса - антрополога и расиста. После долгих разбирательств, приводивших в ярость высшие чины СС, состав участников были определен. Несмотря на противодействие Шеффера, он все же вынужден был взять Бруно Бергера, одного из ставленников СС. Состав экспедиции был следующим: Шеффер Эрнст - руководитель экспедиции, Бергер Бруно - антрополог, Краузе Эрнст - оператор, Карл Винерт - геофизик, Эдмонт Гир - технический руководитель.

Были определены цели экспедиции:

· классификация рас в Тибете;

· выделение остаточных признаков нордических черт;

· поиски мистической страны Шамбалы;

· установление дипломатических контактов.

Экспедиция Шеффера без особых проблем, собирая по пути нужный этнографический материал добралась до Лхасы. Экспедиция пробыла в Тибете свыше двух месяцев и посетила священное место Тибета – Ярлинг. Помимо строений Лхасы и Ярлинга на пленку были запечатлены многочисленные ритуалы и магические практики. С помощью гуру вызывались злые духи, медиумы входили в транс, истерические танцы монахов бонцев - все это было запечатлено бесстрастным немецким оператором. Интересно, что немцев интересовал не столько буддизм, сколько религия бон.

Религию Бон исповедовали в Тибете еще до прихода буддизма. Эта религия основана на верованиях в злых духов (анимических - т.е. природных) и способах борьбы с ними. Среди адептов этой религии много колдунов и магов. В Тибете, где предрассудки имеют главенствующую роль над разумом адептов религии бон, считают лучшими в сношениях с потусторонними силами. Именно аспекты этой религии больше всего интересовали немцев. Многочисленные мантры, древние тексты не ускользнули от их внимания. Считается, что эффект мантр, произносимых в трансе, достигается акустическим резонансом. Именно звуки этих частот, по мнению тибетцев способны настроить на лад, нужный для общения с тем или иным духом.[2]

Экспедиция работала над этими загадками не покладая рук, но приближение второй мировой войны заставило магов из СС поспешно возвратиться домой. Сношения с Лхасой продолжались до 1943 года.

Глава 3. КАЙЛАС - ЦЕНТР МИРА

Кайла́с (Кайласа, Кайлаш; санскр. कैलाश पर्वत Kailāśā Parvata, тиб. གངས་རིན་པོ་ཆེ ГангРинпоче, кит. 冈仁波齐峰, пиньинь Gāng rén bō qí fēng).

Гора известна под многими именами: у европейцев под именем — Кайлас, у китайцев — Гандисышань, либо Ганжэньбоци, в традиции бон — Юндрунг Гуцег, в древних текстах на тибетском языке её называют Канг Римпоче — «Драгоценная снежная гора» или «Великая снежная».

3.1 Географические особенности Кайласа

Кайла́с — гора в одноимённом горном хребте в системе гор Гандисышань (Трансгималаи) на юге Тибетского нагорья. Высота горы до сих пор остаётся спорным вопросом — так, монахи утверждают, что Кайлас имеет высоту 6666 м; учёные расходятся во мнениях от 6 638 до 6 714 м, что обусловлено способом измерения высот гор. К тому же, Гималайские горы считаются молодыми, так что высота их увеличивается в среднем с учётом обветривания породы на 0,5—0,6 см в год. Это не самая высокая гора в своём районе, однако её выделяет среди других пирамидальная форма со снежной шапкой и гранями, ориентированными почти точно по сторонам света. На южной стороне расположена вертикальная трещина, которая примерно по центру пересечена горизонтальной и напоминает свастику (крест). Кайлас иногда так и называют «Горой Свастики».