Ю.А. Гагарин родился 9 марта 1934 года в крестьянской семье. После окончания школы и ремесленного училища, учился в Саратовском индустриальном техникуме, где впервые пришёл в аэроклуб. Закончил с отличием учёбу и совершил первый самостоятельный полёт на самолёте Як-18. Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 полётов и налетал 42 часа 23 мин. Затем закончил с отличием военно-авиационное училище лётчиков. К октябрю 1959 года налетал в общей сложности 265 часов. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС К.А. Вершинина Гагарин зачислен в группу кандидатов в космонавты. Отбор в первый отряд космонавтов проводился на основании медицинских, психологических и ряда прочих параметров: возраст 25-30 лет, рост не более 170 см, вес не более 70-72 кг, способность к высотной и стратосферной адаптации, быстрота реакции, физическая выносливость, психическая уравновешенность. Кроме того, при отборе кандидатов учитывались положительная характеристика, членство в партии, политическая активность, социальное происхождение. Старт корабля «Восток-1» был произведён 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур; позывной Гагарина был «Кедр». На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон. Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55:34 на 108 минуте корабль завершил полёт. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда. Только через несколько дней Гагарина отправили в Москву, где его встречали как героя. По пути следования по Москве в открытой машине, Гагарин стоял во весь рост и всех приветствовал. Кругом слышались поздравления, многие махали плакатами. В роддомах прошли стихийные акции, многих младенцев назвали Юрами. На Красной площади прошёл митинг, на котором Никита Хрущёв объявил о присвоении Гагарину званий Герой Советского Союза и «Лётчик-космонавт СССР».
Итак, 108 минут полёта навсегда изменили жизнь Юрия Гагарина. Лётчик истребительного авиационного полка в одночасье стал одним из самых знаменитых людей в мире. Настолько велико было желание советских людей встретиться с первым космонавтом, что в течение трёх лет встречи и поездки отнимали у Юрия большую часть времени. А 12 апреля до сих пор является одним из значительных праздников нашей страны. В прошлом году, в год 50-летия полета Гагарина в космос, у нас в школе проходило множество мероприятий, посвященных этому событию. Мы считаем, что нет ни одного человека, который бы не знал имени первого космонавта.
4.НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ
4.1.САМАЯ РУССКАЯ ИГРУШКА – МАТРЁШКА
Матрёшка – русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют яйцеподобную форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и жёлтом платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, часта тема России в образе девушки, а также семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей, что явилось полным уходом от канона и смысла матрёшки, в основе которой всегда был образ женщины, а не мужчины. Название «матрёшка», предположительно происходит от уменьшительного имени Матрёна, которое означало «статная дама». В разных источниках написано, что подобные игрушки появились в конце 19 века, когда в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова привезла из Японии фигурку лысого старика мудреца Фукурума. Она состояла из нескольких вложенных одна в другую фигурок. Токарь по дереву Василий Звёздочкин, трудившийся в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девушек в русском стиле одежды. Для изготовления матрешек сначала подбирают подходящий вид древесины: липу, реже ольху или берёзу. Затем долгий процесс сушки заготовок и их обработки. Количество кукол может быть различным. В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком, а потом красят. В качестве красок используется как гуашь, так и масляные краски. В нескольких городах России работают музеи матрешек: в Москве, Нижнем Новгороде, Калязине, Сергиевом Посаде и др.
4.2.САМЫЙ РУССКИЙ ИНСТРУМЕНТ – БАЛАЛАЙКА
Балалайка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII—XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка — один из инструментов, ставших музыкальным символом русского народа.
Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получает распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домбры. Само название инструмента, типично народное. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит разговаривать о чем-нибудь ничтожном, болтать, раздобаривать, пустозвонить, калякать. Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.
Первое письменное упоминание о балалайке содержится в документе от 13 июня 1688 года «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ», в котором, среди прочего, сообщается:
«В Стрелецкий приказ приведены арзамасец посадский человек Савка Фёдров сын Селезнёв да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яутские ворота, пели песни и в тое балалайку играли и караульных стрельцов. Которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили». Балалайка. [www документ] — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0
Даже о Петре I говорили, что он с самых молодых лет не хотел ничего слушать кроме грубого звука барабанов, полевой флейты и балалайки.
Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. Налимову и другим. Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, приму, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки. Звук инструмента звонкий, но мягкий. Балалайка используется как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент. В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас — функцию баса.
Балалайка является достаточно распространённым музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях России. Мы не раз слышали звучание балалайки не только по телевизору, но и вживую, т.к. ученики нашей музыкальной школы играют в ансамбле народных инструментов и часто выступают на концертах. Мы считаем, что балалайка занимает достойное место в символах России.
4.3.САМАЯ РУССКАЯ ОБУВЬ – ВАЛЕНКИ
Валенки – это тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти. Валенки — это традиционная русская обувь, которая используется для ходьбы по сухому снегу. Для замедления снашивания валенки подшивают кожаной или резиновой подошвой или носят с галошами. Традиционно валенки бывают коричневого, чёрного, серого, и белого цвета, но в последние годы выпускаются валенки самых разных цветов
Считается, что прообразом валенок были традиционные войлочные сапоги кочевников Великой Степи (в том числе Южной Руси), история которых насчитывает более 1,5 тысячи лет. Валенки в России появились в начале XVIII века, но широкое распространение приобрели лишь в первой половине XIX века, когда их начали изготовлять промышленным способом. До этого они были достаточно дороги и их могли себе позволить довольно зажиточные люди. С середины XVIII века Ярославская губерния является центром валяльного промысла, что было обусловлено расцветом местного овцеводства. Шерсть Романовской породы овец считается лучшим сырьем для производства валенок, так как отличается высокой «валкоспособностью». В 1904 году в Ярославской губернии было основано крупнейшее на тот момент предприятие по производству валенок — сапоговаляльный завод И. С. Кашина, ныне Ярославская фабрика валяной обуви. Существуют и музеи валенок в Москве и Мышкине.
Валенки стали менее популярны в последние десятилетия, заменяясь более лёгкой и влагостойкой обувью, но в селах и деревнях они по-прежнему популярны, особенно в сильные морозы.
4.4.САМЫЙ РУССКИЙ ЧАЙНИК – САМОВАР.
Самовар – устройство для кипячения воды и приготовления чая. Приборы такого типа давно были известны в Китае, но они не служили для приготовления чая. Так, китайские и японские сосуды для кипячения воды («хо-го», «цибати») имели основные конструктивные признаки самовара: объединённые в одной конструкции сосуд для воды, жаровню для углей и трубу, проходящую через сосуд. Издавна они известны и в Иране.
Анализируя разные источники, мы узнали, что самовар — это цельный тонкостенный сосуд, который вертикально пронизывает труба, от топки до конфорки. Через трубу закладывается топливо. Внизу труба расширяется. Топка прикрепляется к нижней части самовара на некотором расстоянии от поверхности стола. Через решётку в трубу проходит воздух и естественным образом поднимается вверх, создавая тягу в топке. На небольшом расстоянии от дна расположен кран. В случае, когда топливо или погода были сырыми, самовар нужно было раздувать. Это можно сделать через отверстия в стенках топки, или с помощью сапога, так называемым «крестьянским способом», который одевался на трубу самовара. Когда вода начинает закипать, на конфорку устанавливается заварочный чайник. Тяга замедляется. Вода медленно доходит до кипения, заваривая при этом чай.