Смекни!
smekni.com

на тему: "религия как феномен культуры" (стр. 3 из 3)

Итак, в заключении этой части работы стоит выделить основные моменты в культурной жизни Руси, как бы являющиеся результатами процесса:

1. Изменение нравственности в сторону ограничений, терпения, смирения, всепрощения – провозглашаемых основными заповедями Библии.

2. Включение Руси в европейский христианский мир, отсюда – заимствование культуры, политические и торговые связи, а также расцвет письменности, книжного дела, строительства храмов, искусства и просвещения – всё идёт с Византии и Константинополя.

3. Развитие «духовности» народа, феномена, свойственного только славянским людям – как один из основных результатов христианизации Руси.

Заключение

Следует сказать, что после изучения соответствующей литературы всё же остаётся неясным, когда именно возникла русская православная церковь, каким было её первоначальное организационное устройство, в каких реальных отношениях она находилась с язычеством, как строились её отношения с Константинопольским патриархатом, что унаследовала церковь от христианства, существовавшего на Руси задолго (около 100 лет) до крещения киевлян? Нет определённых ответов и на множество других вопросов. Тема, действительно необъятная и не до конца изученная.

Выбор именно восточной ветви христианства был не случайным, а подготовленным всей предыдущей историей. До принятия христианства официально, на Руси уже более 100 лет существует именно восточное христианство. Основной внешнеполитический партнёр Руси – христианская Византия, родственные болгары – тоже уже более 100 лет христиане, и , наконец – и это решает всё – христианство духом и буквой соответствует развивающимся на Руси общественным отношениям. Поэтому альтернативы в реальной жизни не было. Русь следовало именно крестить.

Накануне принятия христианства языческая система была ещё сильна. Стихийно складывавшаяся на протяжении многих веков, эта система оказывала сопротивление новой идеологии и очень медленно отступала, но так до конца и не исчезнув, тесно переплелась с христианством, в какой-то мере немного изменив его. Новая вера была принята массами (хоть и мучительно, и не сразу) и стала их верой. Но она оказывалась вовсе не тем христианством, которое хотела насадить Византия. Народное христианство – православие – слилось с древними верованиями, пропиталось ими, и стало тем двоеверием, по поводу которого века спустя стали сокрушённо вздыхать православные иерархи.

Что дало христианство народу? Простым людям, уставшим от испытаний, страдающим от неравенства классов вера дала терпение, научила покорности, всепрощению, состраданию, провозглашая , что пред всевышним все равны, независимо от классовой принадлежности. На наш взгляд это не совсем положительный момент. Людей научили терпеть порабощение, смиряться с бедностью, тем самым остановив и предотвратив все попытки к противодействию, активности людей. Научая совершенствоваться духовно, церковь замедляла (в исторической перспективе) прогресс во всех остальных сферах жизни. Люди довольствовались тем, что «Бог дал» и не стремились что-то изменить.

Однако, несомненно было много положительных моментов, в частности в культурной жизни Руси. Процесс христианизации послужил мощным стимулом для ознакомления Руси с византийской культурой, наибольшее влияние которой ощущалось в церковной идеологии, каноническом праве, литургии, богослужебной литературе, музыке, церковном изобразительном искусстве. Но несмотря на это, Киевская Русь и до принятия христианства была уже могущественным государством, с большим числом городов, развитыми ремёслами и торговлей.

Проникновение на Русь византийской образованности, восприятие здесь (в XI-XIII) элементов византийской цивилизации способствовало дальнейшему прогрессивному развитию русского феодального общества, отвечало его внутренним потребностям, обогащало его культуру. Установление тесных культурных связей Руси с Византией не было простой случайностью, это был вполне осознанный со всех сторон процесс, происходивший по обоюдному согласию. Со стороны правящего класса Древней Руси это было обращение к культуре самой передовой страны в Европе того времени, обращение к самым высоким, наиболее сложным и изысканным образцам. И эта культура была «по росту» русскому народу и отвечала запросам его развития. Со стороны Византии распространение влияния на Русь носило активный, целенаправленный характер; и он составлял одно из звеньев её общей политики в определённых странах. Ставя перед собой далеко идущие задачи подчинения древнерусского государства своему политическому влиянию и церковной гегемонии, Византия стремилась воспользоваться испытанным оружием – идейного и культурного воздействия на Русь. Поэтому византийское культурное влияние на Руси отнюдь не было стихийным или пассивным, а наоборот, искусно направлялось твёрдой рукой политиков, церковных деятелей и дипломатов.

То, что произошло в конце X века в Древней Руси, было выдающимся событием в истории нашей родины. Великий Князь Владимир осуществлял смелую государственную рефрму, имевшую далеко идущие последствия. Эту реформу некоторые историки связывают с реформой Петра I. Как и во времена Петра, тогда нужен был рывок в развитии страны, усвоение высших достижений передовых стран той эпохи. Владимир преследовал цель встать вровень с развитыми феодальными монархиями. Для этого надо было решиться на энергичное проведение реформы и связанные с ней глубокие преобразования.

Библиографический список

1. Гордиенко Н.С. Крещение Руси: факты против легенд и мифов. Л.,1986.

2. Греков Б.Д. Культура Киевской Руси. Общественный строй и духовная культура.,М.,1951.

3. Как была крещена Русь. М., 1988.

4. Культрология. Курс лекций. Под ред. А.А. Рудугина. М., 1999.

5. Тихомиров М.Н. Русская культура X – XVIIIвв. М.,1968.