Смекни!
smekni.com

на тему: "религия как феномен культуры" (стр. 1 из 3)

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тверской Государственный Технический Университет

Кафедра менеджмента

РЕФЕРАТ на тему:

"РЕЛИГИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ"

Выполнил: студент группы

ЭУП 11

Борщёв А.Н.

Проверила: Маякова Э.Ю.

Тверь,2001г.

Содержание

Введение………………………………………………………………..2

§1. Языческая культура древних славян…………………………..4

§2. Принятие христианства – переломный момент в истории русской культуры…………………………………………………………..5

§3. Культура Киевской Руси после принятия христианства……9

Заключение……………………………………………………………13

Библиографический список…………………………………………16

Введение

988 год – год крещения киевлян Владимиром первым Святославовичем – считается датой крещения Руси. В таком понимании точная дата, как всякая подобная дата, конечно же условна: она лишь открывает длительный и непростой процесс христианизации. Тема эта, безусловно, является актуальной. Мы непростительно мало знаем о Руси IX-X веков, почти также мало о веках XI-XII, важнейшем периоде, в который складывалась и в котором сложилось древнерусское государство, эпохи переломной, много определившей в его дальнейшей судьбе, судьбах его народов. Христианство победно шествует по Европе. В X веке и Русь принимает новую религию, которая на долгие века станет мировоззрением общества, охватит все сферы его жизни.

Целью работы является проанализировать, как, каким образом повлияло принятие христианства на культурную жизнь русского народа.

Задачи работы – проанализировать предшествующий христианству этап – язычество, рассмотреть сам процесс христианизации с выделением основных причин введения новой религии, описать последствия крещения Руси для культурной жизни страны и для ее народа в частности.

В последнее время появились монографические исследования, многочисленные статьи, сборники, посвященные разработки различных аспектов истории крещения Руси, оценки значения принятия православия, роли русской церкви. Эти работы далеко не равноценны, конкретные оценки христианизации Руси в них не однозначны, а иногда и противоречивы.

Но мы не ставим перед собой задачи показать, как можно больше мнений на этот счет, а ставим задачу – хоть немного расширить представления о событиях прошлого, о проблемах, связанных с крещением Руси, об изменениях, последовавших за крещением.

Значительную помощь в написании работы оказал сборник «Как была крещена Русь» [3], состоящий из двух частей. В первой части сборника опубликована большая работа Г.Г.Прошина, названная им «Второе крещение». Автор, не принимая ту или иную точку зрения относительно версии принятия христианства, рассказывает, как и почему пришла Русь к решительной смене мировоззренческих основ бытия, идейных ориентиров, определивших ее последующую историю. Во второй части сборника помещено несколько интересных работ русских ученых и ученых социалистических стран. Это исследования таких специалистов по русской истории как академик Б.Рыбаков, Г.Г.Литаврин, З.В.Удальцова; польского русиста А.Поппэ, доктора И.Херрман (Германия) и других. В сборнике также даны фрагменты первоисточника «Повести временных лет».

Большое количества материала в этой области есть у доктора философских наук, профессора Н.С.Гордиенко, написавшего серию публикаций, посвященных критике идеологии русской православной церкви: «Современное православие», «Православные святые: кто они?», «Мистика на службе русского православия» и др. В данной работе использована интереснейшая его работа: «Крещение Руси: факты против легенд и мифов» [1]. Автор противопоставил в ней научные данные об обстоятельствах христианизации древней Руси богословским легендам и клерикальным мифам, искажающим причины, характер и последствия этого процесса.

Интересная статья была опубликована Ю.В.Кряневым и Т.П.Павловой «Двоеверие на Руси» [3]. В статье подробно рассказывается о язычестве, и о влиянии язычества на христианство; о совместном существовании этих религий.

Оказало немалую помощь в написании работы учебное пособие «Культурология» [4], под редакцией профессора А.А.Радогина.

§1. Языческая культура древних славян.

Языческая культура древних славян «Накануне» принятие христианства в древнерусской культуре центральное место занимала языческая религия. Стихийно складывавшаяся на протяжении многих веков, эта система оказывала немалое сопротивление новой идеологии и очень медленно отступала под -ее настойчивым натискам. Религиозные взгляды древних славян отражали мировоззрение наших предков. Развиваясь и усложняясь, они не отличались значительно от аналогичного развития религий других народов. Человек жил в мифологической картине мира, в центре которой находилась природа, а уже к ней приспосабливался человек. В истории выделяют несколько этапов развития языческой культуры [4, с.243].

На первом этапе обожествлялись силы природы. Природа вся населялась множеством духов, которых человек должен был всячески умилостивить, дабы они не вредили ему, помогая в трудовой деятельности. Сильно развиты были культы воды, культы земли; леса и рощи считались жилищами богов. Почитались бог солнца и бог ветра. Славяне считали началом своей родословной богов.

На втором этапе в русско-славянском язычестве развивается и держится дольше других видов верований культ предков. Славяне верили в потусторонний мир, смерть воспринимаемая ни как исчезновение, а как переход в подземный мир. Считалось, что Предки продолжали и после смерти жить среди людей, постоянно находясь рядом.

На третьем этапе развития языческой религии появляется «Бог богов», удаленный от мира. «Бог богов» считается небесным существом, главой иерархии богов. Языческая обрядность имела довольно развитую форму, т.е. организованную, упорядоченную систему магических действий, целью которых было воздействие на окружающую среду, природу, призывавшуюся служить человеку. Языческие ритуалы поклонения идолам сопровождались торжественностью, пышностью, воздействием на психику – которые не уступали христианским обрядам по этой части пышности. Языческие символы появлялись в славянском фольклоре, в зодчестве, в скульптуре. Обладание амулетами и оберегами, якобы оберегало от бед и опасностей и давало власть над силами природы. [3, с.243]

Таким образом, нам видно, что язычество на Руси, веками создаваемое своим народом – является религией, не освящающий элементы классового угнетения и столь сильного расслоения. По этим причинам язычество и не могло исчезнуть вдруг, даже тогда, когда было введено христианство. Миф и первобытный обряд являлись весьма сложными и много аспектными образованьями, в которые органически вплетались и элементы магии, и тотемизма, и зачатки художественного творчества, и социальные нормы, регулирующие поведения людей.

§2. Принятие христианства – переломный момент в истории русской культуры

Итак, в силу господствования различных языческих религий (к славянам проникали языческие религии из соседних народов – иудаизм, католицизм, православие) происходили межплеменные конфликты, получаемые закрепление в религиозной сфере. Славяне были знакомы и с другими вероисповеданиями: иудаизмом, католицизмом, православием. Таким образом, геополитическое пространство Древней Руси находилось на стыке различных миров. Население Руси находилось под мощным влиянием разнонаправленных цивилизационных факторов, в первую очередь христианского и мусульманского.

В 980 году Владимир предпринял попытку – первую религиозную реформу, целью которой было слияние разнородных богов в едином пантеоне. Но она потерпела неудачу [2, с.58].

Но причин принятия христианства было несколько. Социальным верхам Киевской Руси новая религия была нужна для укрепления великокняжеской власти, прежде всего это нужно было Владимиру. Формировавшееся сословие феодалов искало в ней оправдание своего привелигерованного положения в древнерусском обществе и идеологическую узду для челяди и смердов. Купцам христианизация Руси сулила расширение и укрепление торговых связей с христианскими странами. Все они получали возможность с помощью новой веры насождать в массах дух покорности, примирять угнетенных с тяготами подневольной жизни и тем самым удерживать народные массы от активных форм социального протеста. Ради таких перспекпив можно было изменить многовековой традиции, порвать с языческим прошлым, отказаться от приваычных форм духовной жизни [1, с.77].

Но социальным низам древнего Киева новая религия не обещала ничего такого, что отвечало бы их социальным потребностям. На адаптированная к условиям жизни приднепровских слявян и потому не находившая отклика в их душах, государственная идеология Византийской империи воспринималась народными массами Киевской Руси как что-то глубоко чуждое им, принудительно навязываемое ради прихоти власти имущих. Поэтому они принимали новую религию неохотно, по принуждению, уступая не столько уговорам, сколько угрозам.

Такие факторы из истории, несущие в себе горькую правду, можно найти в трудах историков и философов, углубленно исследовавших проблему религии . В часности , Н.С.Гордиенко своей книгой «Крещение Руси : факты против легенд и мифов» [1], продолжил серию своих публикаций, посвященных критике идеологии русской православной церкви.

Однако вернемся к культуре. В учебной литературе, предлагаемой в рамках курса культурологии, выбор восточной ветви христианства – православия – обьясняется рядом причин, внутренних и внешних. В этот период сформировалась необходимость этнокультурного объединения всех земель, очем мы упаминали ранее. Язычество должно было уступить место новой религии, так как оно отражала демократический быт древнеславянского общества, исчезающее под натиском общегосударственного феодализма [5, c.86]. решающим фактором обращения к религиозно – идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киева и Константинополя. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение, зависела от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Для него было важным, чтобы крещение и связанное с этим заимствование византийской культуры не лишало Руси ее самостоятельности. Несмотря на то, что православную церковь возглавил византийвский патриарх и император, Русь была вполне суверенным государством. На это и были направлены реформы Владимира, имевшие целью изменение культурных основ Киевской Руси.