Смекни!
smekni.com

«Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке» (стр. 11 из 23)

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются неприспособленными к жизни в коллективе. Ф. Арьес считает, что «Наиболее сварливые нашли совершенно недопустимым повышенное внимание к детям, что тоже ново и является как бы оборотной стороной «сюсюканья» [1, C.139]

По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более в общих проблем семьи.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями, учиться родительству.

Причем такой вариант может встречаться как в бедных, неустроенных семьях (скажем, семья алкоголиков, где родители заинтересованы только в том, как в очередной раз раздобыть себе выпивки и им совершенно наплевать на детей). Так и относительно устроенных, богатых и благополучных семьях. Где богатые родители достигли высоких результатов в своей профессиональной сфере, в карьере, и, желая, прежде всего, обеспечить будущее материальное благополучие своих детей. Они в раннего возраста приучают их к своей будущей (иногда выбранной самими родителями) профессиональной ориентации. Которая сама по себе может включать долгие периоды разлуки с родителями, в течение которых ребенок оказывается предоставлен самому себе; после же того, как ребенок “встанет на ноги”, практически всякая забота о нем прекращается.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Ф.Арьес пишет: «К концу века люди пытаются соединить вместе нежность и разум. Вот как пишет об этом аббат Гуссо, советник Парламента, в своем труде «Портрет достойной женщины»: «Близкое общение со своими детьми, долгие разговоры на разные темы, отношение к ним как людям разумным, ласковое обращение с ними — вот необходимый секрет того, как получить желаемый результат. Дети подобны молодым растениям, за которыми надо ухаживать, которые надо поливать — добрый совет, пришедшийся, кстати, несколько ласковых дружеских слов расположат по-доброму ребенка. Приласкайте его, дарите небольшие подарки, говорите с ним доверительно, это производит сильное впечатление на детскую душу, и вы увидите — ничто не сможет противостоять этим простым нежным средствам вырастить из дитя порядочного и достойного человека» [1, C.141].

Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются в детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

1.4.2 Детство как «новый» возраст в культуре: эмоциональное отношение к детям

Детство – период жизни от рождения до 12 лет. Воспитание детей – особая функция взрослых, которые берут на себя ответственность за физическую безопасность и развитие детей, а также их социализацию от младенчества до юности. Термин родитель в этом разделе относится к любому взрослому, ухаживающему за ребенком, независимо от степени родства. Мы привыкли думать о воспитании детей как о процессе внутри «ядерной» семьи, состоящей из биологических родителей и их потомства, иногда с добавлением дедушек и бабушек, дядей и тетей. Однако такая структура семьи не является универсальной [[37]].

Разумеется, забота о ребенке и его детстве – дело, прежде всего биологических родителей, но многие воспитательные функции выполняют также люди, не связанные с ребенком биологическим родством.

У человека физическое и умственное созревание потомства требует куда больше времени, чем у остальных видов животных. Почти во всех известных человеческих сообществах кормление грудью делает биологическую мать самым важным взрослым в первые несколько лет жизни ребенка. Во многих сообществах отцы не участвуют в воспитании детей до начала возмужания мальчиков и соответствующих обрядов инициации. Этнографические исследования обнаружили много сообществ, в которых первоначальный уход за ребенком поручается дяде, особенно брату матери.

До недавнего времени среди европейской аристократии и крупной буржуазии было принято использовать кормилиц, а воспитание детей возлагалось в основном на нянек и гувернанток; отцы же участвовали в воспитании сыновей, когда мальчики уже могли охотиться, заниматься спортом или обучаться военному делу. Среди крестьян и бедных горожан во всем мире детей в первые годы их жизни оберегали, как могли, но очень рано посылали работать: побираться на улице, ухаживать за домашней птицей, пасти единственную корову или буйвола [[38]].

С понятием «детство» связаны преобразования семейных отношений. Особенностью этих отношений – деятельность по воспитанию поколений, которое опирается на преемственность в традициях.

С возникновением семьи, люди стали создавать продукты труда для своих детей, для следующих поколений, становясь сотворцом истории и культуры. Средневековая церковь, с опаской и подозрением относившаяся к обычаям, вере и религиозной практике простонародья, испытывала на себе их влияния. Как пример, можно привести санкционирование церковью культа святых в его народной интерпретации. Магический подход к природе распространялся на христианские обряды, вера в чудеса была повсеместной. Об этом свидетельствуют средневековые тексты, например «Чудеса Богоматери» [1, C.59]

Опосре­дованное движение от одного человека к другому через про­дукты культуры, опыт и знания — основа становления челове­ческой культуры и истории.

Единственным универсальным способом постичь целостность окружающего мира стал способ межчеловеческого общения в культуре.

Важно отметить, что взаимовлияние культуры и личности невозможно без систем общения в культуре. Эта система обще­ния состоит из систем передачи, распространения и хранения информации; системы социальной и межкультурной комму­никации.

Через информационные и коммуникационные средства люди развивают общий язык, опыт, ценности, осваивают социальное пространство и время. Информационные и коммуникативные системы становятся базисным средством сохранения, передачи коллективного знания и опыта — важнейшего фактора в раз­витии культуры. С их помощью взаимообмен стал взаимообо­гащением. Накопление культурных результатов, фиксируемых материально и идеально, культурная память.

Жизнь самой культуры длится во времени и пространстве, выражается в символах, передается с помощью механизмов об­щения, усиливается с помощью создания новых элементов в коммуникации. В ходе развития культуры создаются разнооб­разные предметные и знаковые средства, которые обеспечива­ют общение между поколениями.

Наиболее важным в этом процессе – овладение знаниями, умениями, опытом, нормами поведения.

Эмоциональное отношение к детям имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Психологами выделяется 3 стиля семейного воспитания:

· демократический

· авторитарный

· попустительский (Ф.Арьес «сюсюканье»)

При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия».

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления».

При попустительском стиле ребенок предоставляется самому себе

Демократичные родители ценят в поведении детей и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.