Смекни!
smekni.com

«Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке» (стр. 12 из 23)

Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

Ф.Арьес рассмотрел в своих работах комплекс представлений о мире, верованиях, умственных установок и системы поведения в эпоху средневековья[1,5].

· Он определил особенности развития семейных отношений, которые опирались на теологическое мышление.

· Отметил что, вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством.

· Массовая средневековая культура - это культура бескнижная, устная. Она опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания. Она существовала через сознание безграмотного человека.

· Культура – воспитания, через приобщение к молитвам, сказкам, христианской этики, мифологии.

Во времена классического Средневековья возникает городская культура как новое явление культурной народной жизни, сыгравшая очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия, в том числе и в семейных отношениях. Переход к нуклеарной семье [25]. Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики.

Европейское средневековой общество было очень религиозно. Власть христианской культуры над умами была чрезвычайно велика. Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством.

Глава 2. Историко-культурный анализ семейных отношений в исследованиях

Ю.Л. Бессмертного

Ю.Л.Бессмертный в своем исследовании, в котором как социолог полагаются на свое мастерство включенного интервьюера или наблюдателя для сбора уникальных данных. Им был произведен историко-культурный анализ семейных отношений.

В процессе анализа происходило раскрытие особенностей семейных отношений. Изложения фактов или семейного опыта участников на протяжении истории от средневековья до современности. Он старался описать влияние семьи на формирование личности. Раскрыть значение чувств при формировании семейных отношений.

Обратить внимание к проблематике положение женщины в браке, семье. А также проследить особенности семейных отношений в Средневековье и Новое время. Задача ставиться, таким образом, в том, чтобы, отправляясь от наших понятий, тщательно учитывать особенности их содержания в различные эпохи... соответствующим образом видоизменяя осмысление привычных для нас понятийных категорий. В результате историк получает возможность особенно четко выявить отличия, анализируемого им времени и действовавших в нем людей. Позиция «вненаходимости» исследователя реализуется с наибольшей эффективностью»[36, C.346]

Ю.Л.Бессметный был приверженцем французской школы «Анналов», приведшей к значительному обновлению исторического знания в ХХ в., проблематики и методологии исторических исследований (Л.Февр, М.Блок, М.Вовель, Ж.Ле Гофф и др.). Сторонники этого направления исходили из гипотезы о том, что в историческом источнике запечатлено иное сознание, что перед нами – «Другой». Анализ источников был направлен на «расшифровку» в тексте мыслей и намерений людей прошлых эпох. При этом историк как бы «напрямую» устанавливал контакт, вступал в диалог с сознанием средневековых людей. Подобная настройка исследовательской призмы позволяла глубже изучить социальную психологию, массовое сознание и поведение в которых смыкаются многие социальные феномены. Применяя методы как теоретические, моделирования, социологические исследования, наблюдение, эксперимент. Его исследования базируется на общелогических принципах. Применяются методы: анализа, синтеза, индукции и дедукции.

Социологический подход к проблемам детства, семьи, воспитания формируется во второй половине XIX – начале XX века в работах Р. Мертона, Н. Смелзера, Г. Зиммеля, П. Сорокина [22, 37, 38].

Взгляд на семью как на социокультурный феномен и основной социализирующий фактор общества воспроизводится в современных работах известных социологов семьи М.С. Мацковского, А.Г. Харчева. Для анализа семейных отношений значимы работы Ю.Л.Бессмертного. Его механизм исследования семейных ценностей актуален для изучения института семьи. Функций семьи и общества в общечеловеческой культуре. Рассматриваются категории детства. Родные и приемные родители и дети.

В своих работах акцент ученым был произведено на качественных методах, ибо полученные данные «богаты» подробностями. Им произведена классификация семейных отношений, дополнены выводы и наблюдения сделанные Ф. Арьесом.

2.1 Соотношение реальности и культурной модели в работах Ю.Л. Бессмертного

Став последователем Ф. Арьеса, Ю.Л.Бессмертный смоделировал семейные отношения, акцентируя свое внимание на исторических изменениях происходящих в обществе начиная с первобытности. Многогранность его работ охватывает ряд культурологических, социальных, психологических вопросов посвященных семейным отношениям.

Известность приобрели такие работы Ю.Л. Бессмертного «Человек в кругу семьи», «Человек в мире чувств», «Женщина, брак, семья до начала нового времени : Демографические и социокультурные аспекты», «Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV веков.», «Жизнь и смерть в средние века : очерки демогр. истории Франции» и др [6, 26, 36, [39], [40]].

Новизна и свежесть книг Ю.Бессмертного заключалась как раз в том, что к моменту их выхода историческая наука недостаточное внимание уделяла вопросам психологии. Проблеме поведения людей в семье - от культурно-эпохального до индивидуального. Эмоциональному аспекту этой проблемы. Оставалось незаполненным звено между мотивами поведения больших групп людей и индивидуальным поведением каждого отдельного человека.

Интересен и подход автора к культуре семьи как целостной системе, в которой письменные тексты составляют лишь часть и не покрывают всего мира средневековой культуры. По отношению к культуре семейных отношений проведенные ранее исследования нему весьма узки и неадекватны. Поэтому оправданным стало обращение Ю.Бессмертного к поведению (в том числе и речевому), поступкам, бытовому здравому смыслу людей в семье. Анализ всего комплекса их жизненных ассоциаций. Особенностью для исследователя при истолковании источников использовать свой собственный мир бытовых и жизненных представлений, свою логику для расшифровки внутреннего мира и мотивов поведения людей прошлых эпох с тем, что писали Арьес, Гуревич и Баткин.

Происходит взаимодействия исследователя с изучаемым им миром, в который он вступает, чуждый снисходительности и предвзятости, готовый понимать далекую от нашей современности логику, обнаруживая в ней сложные явления духовной жизни.

2.1.1 Особенности восприятия семейных отношений в культурно-историческом процессе (сравнение методов анализа с Ф.Арьесом)

В работах Ю.Л. Бессмертного зафиксированы особенности семейных отношений на протяжении нескольких эпох. Ученый проанализировал культуру семейных отношений как способ организации и развития человеческой жизнедеятельности. Обозначил особенности семьи представленные в продуктах материального и духовного труда. Основные причины создания семьи. Системы семейных ценностей, норм, традиций. Отметил изменения деятельности специальных институтов на протяжении формирования истории человечества. Но в отличии своих предшественников, его материалы носят историографический характер. Процесс истории рассматривается ученым, не как поступательный прогресс и эволюция. А как культурные артефакты, сохранившиеся в самых разнообразных исторических документах. «….В современной историографической ситуации исследователь должен быть готов к самой решительной корректировке понятийного аппарата по отношению к исследованиям отдаленного прошлого. Особенно это касается необходимости отказаться от однозначной оппозиции дихотомически противостоящих пар – частного и публичного, личного и общностного, внутреннего и внешнего, добровольного и принудительного…» [36, C.44]

Таким образом, Ю.Л. Бессмертный исследовал сферы общественной жизни, что позволило дать характеристики особенностей сознания человека. Показать проблемы средневековой личности при эволюции семейных отношений. Автору удалось раскрыть психологические и социальные особенности жизнедеятельности как индивида , так личности, семьи, ребенка, формирования новых поколений [[41]].