Религиозная основа христианской морали была моральной составляющей средневековой семьи. Отмечая, что изменения жизни в Западной Европе, привело к расцвету жизни в городах и отступлению от « варварства». От традиций заложенных в родовым обществом. В целом европейское общество стало намного более цивилизованным, чем во времена Античности. Выдающуюся роль в этом играла христианская церковь, она тоже развивалась, совершенствовала свое учение. И влияла на воспитание подрастающего поколения. Об этом он пишет вместо заключения в работе «Человек в кругу семьи» [36, C. 345-355].
Христианское сознание — основа средневекового менталитета, стало особенностью средневековой культуры, как результат реализации специфических духовных принципов, зафиксированных в религии, философии, искусстве. На формирование уникального социального организма, влияло христианское вероучение и христианская церковь. В условиях упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась основным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно было то влияние, которое оказывала непосредственно на сознание населения. Христианство предлагало стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действиях в нем. О силах и законах. Добавим к этому эмоциональную привлекательность христианства с его теплотой, общечеловеческих знаний, проповедью любви и всем понятными нормами социального бытия. Притягательностью сюжета об искупительной жертве, о прощении грехов для всех без исключения людей в самой высшей инстанции.
Картина мира средневековых европейцев, целиком определившая менталитет верующих, основывалась главным образом на образах из Библии. Исследователи отмечают, что в Средние века исходным пунктом объяснения мира было полное, безусловное противопоставление Бога и природы, Неба и Земли, души и тела. Средневековый европеец был, безусловно, глубоко религиозным человеком. В его сознании мир виделся как своеобразная мера противоборства сил небесных и адских, добра и зла [45].
Ю.Л.Бессмертный стал продолжателем традиций Ф. Арьеса и создал свою модель детства.
Основные постулаты его модели
· Детство и потребность в эмоциональном контакте.
· Детство и потребность смысла жизни
· Воспитание, как реализация определенной системы
· Воспитание как формирование определенных качеств в детстве
Ю.Л. Бессмертный моделируя модель детства, оперировал влиянием прошлого опыта, истории развития личности человека. Опираясь на средневековые установки и ценности, через соотнесение ее с концепциями мира и человека. Отмечая, что в сознании людей могут появляться так называемые сверхценные идеи. Они становятся основой представления о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном, необходимом, помогающем в жизни. Средневековые представления о семье и детях запечатлены в произведениях искусства. Модель детства характеризуется тем, что пространство и время представляют собой единство конечного и бесконечного. Что процессы воспитания детей основываются на средневековой сакральности и содержат христианскую нравственно-этическую концепцию. В эпоху Средневековья родители строят воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этими ценными качествами, которые описываются в Библии. Например, родители уверенны в том, что их дети должны обязательно быть религиозными, набожными, добрыми.
Однако другой необходимостью в средневековом воспитании был регламент, как система правил. Через регламентированную систему происходило общение с природой и Богом. Правила рождения, проведения жизни и ритуалы сопровождения в мир иной. От детей требовались покорность, послушание. Но в основе мира лежат противоречия, они присущи и детям. Дети активны, любознательны, в процессе жизни развиваются и стреляться к гармонии. Возникают проблемы независимости. Они обостряются и в тех случаях, когда воспитание подчиняется мотиву формирования определенного желательного для родителей качества. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.
Типичным и ярким примером для характеристики средневековья может служить ситуация, когда приобщение детей к музыке. Увлечение музыкой приводит к тому, что супруги осуществляют совместные семейные походы в церковь. В храме дети приобщаются к средневековой эстетике.
Воспитание строится по заранее запрограммированному образцу – приобщения к вечности. Это сохранилось как в стилях одежды. Подчеркнутый мужской стиль одежды – для мальчиков, несколько излишняя роскошь для девочки. Может быть искажено осознание себя как будущей женщины. Во-вторых, навязывая ребенку не присущие ему самому качества, родители как будто убеждают его в том, что такой, какой он есть, ребенок не нужен, подчеркивают свое непринятие. А это самый неприемлемый, самый опасный для психического развития ребенка стиль отношения к нему. Автор настаивает, на индивидуальном подходе к детям, и необходимости избавления от стереотипов [36, C. 11-12].
И все же в общении необходимо чувство любви, не только к своим вассалам. Но и любви супругов, любви к детям. В средневековых семьях, на примере Германской знати ХІ\/ - Х\/ веков описано как реализовывались отношения между отцами и детьми. А так же сознательно принятые, особо значимые для них цели воспитания. Они строились из достаточно привлекательных с точки зрения нравственности принципов о всеобщей доброте, всепрощении, невозможности причинить боль. Но с первых же дней жизни подобные принципы, для детей оборачивались всевозможными ограничениями его активности, сопровождали каждый шаг, каждое действие ребенка [36, C. 239]. В этом примере нарушение поведения возникало как следствие реализации сверхценных родительских требований без учета особенностей этапа развития, возрастных возможностей ребенка.
Как видно из приведенных примеров, предоставление ребенку той или иной меры независимости, более короткая или длинная дистанция, определяются теми мотивами, которые «осмысливают» воспитание.
Казалось, что, если единственным или основным мотивом воспитания является потребность эмоционального контакта, или потребность достижения, или потребность смысла жизни, воспитание проводится на укороченной дистанции и ребенок ограничивается в своей самостоятельности. При реализации определенной системы воспитания, когда мотив воспитания как бы отодвигается о ребенка, дистанция может быть любой, это определяется уже не столько личностными установками родителей или особенностями детей, сколько рекомендациями избранной системы. Но проблема независимости отчетливо проявляется и здесь. Она выглядит как проблема несвободы ребенка в проявлении присущих ему индивидуальных качеств. Подобно этому регулирующие воспитание сверхценные мотивы родителей ограничивают свободу развития присущих ребенку задатков, усложняют развитие, нарушая его гармонию, а иногда и искажая его ход.
Эпоху Средневековья теологическая точка зрения была соединенная с учением о свободной воле. Она может быть сформулирована так: человек должен подчинять свою жизнь поставленной ему верховной цели и ей иерархически подчинять все остальные поставленные цели, свобода же воли дает ему возможность подчинить свою жизнь этому верховному благу.
Христианская мораль в Европе определяла место и перспективы человека в мире, стратегию его поведения и высшие цели. Согласно христианству, человек должен стать внутренне свободным, достойным свободы и вечной жизни. Религиозный смысл земной истории человечества — искупление и спасение мира. Эразм Роттердамский, так же описывает процесс воспитания в средневековье в домашних беседах [[47], С. 108- 273].
Философия эпохи Возрождения в целом искала смысл жизни не в трансцендентных установках, а в самом человеческом существовании, поставленных им целях. Проблема человеческой предназначенности состоит в том, чтобы объяснить, каким образом ребенок, будучи существом относительным, может выйти из сферы, своей данной действительности и трансцендировать к абсолютному. Динамическая адаптация личности к социальным требованиям приводит к тому, что энергия приобретает формы, побуждающие ребенка действовать в соответствии со специфическими требованиями родителей, против его воли. Так детей заставляли работать так интенсивно, как они это делали. Таким образом, дети активно включались в мир взрослых, социальный характер отношений делает внутреннюю необходимость внутренней потребностью и тем самым мобилизует детскую энергию на выполнение задач данной социально-экономической системы.
Однако рано или поздно возникает разрыв. Традиционный склад характера еще существует, но возникают новые экономические условия, при которых прежние черты личности становятся бесполезными.
Люди стремятся действовать в соответствии со своим складом характера, но при этом либо их поведение превращается в помеху для достижения экономических целей,
И разрыв между эволюцией экономической и эволюцией психологической привел к тому, что в процессе обычной экономической деятельности психологические потребности уже не удовлетворяются. Но коль скоро эти психологические потребности уже существуют, то приходится искать какие-то другие способы их удовлетворения. Тогда узкоэгоистическое стремление к собственному преимуществу, характерное для низов среднего класса, переходит из личной плоскости в национальную.