Каково качество специалиста - во многом зависит от семьи. Потому что именно здесь, на личном примере добросовестного труда родителей у молодого человека воспитание высокосознательное отношение к своему делу.
Ю.Бессмертный полагает, что исключительно женское материнство имеет своими последствиями, как различия психики мужчины и женщины, так и воспроизводству структуры общества, в которой они обладают неравными статусами. Теория воспроизводства материнства, объясняя, каким образом воссоздается через социальную структуру семьи, логично предполагает, что только ее изменение, то есть “двойное родительство”, приведет к трансформации общества. В нем мужчины, так же как и женщины будут эмоционально открытыми, а женщины, так же как и мужчины обретут полную личную автономию.
Ю.Бессмертный был уверен, что в историческом источнике запечатлено иное сознание, что перед нами – «другие люди». Анализ исторических источников был направлен на расшифровку мыслей и намерений людей, их семейных отношений в период Средневековья. Подобные исследования позволяли глубже изучить социальную психологию, сознание и поведение, в них скрыты многие социальные феномены. Такими методами устанавливалась основные причины, внутренние переживания средневековых людей. Их мироощущение, их ментальность и механизмы поведения. Историк А.Я.Гуревич определяет как социально-психологические установки, автоматизмы и привычки сознания, способы видения мира, представления людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной общности. Русское слово «мировидение» ученый считает наиболее точным переводом этого понятия, а сам обычно говорит о картине мира. Составлявшие ее представления не были сформулированы явно и высказаны эксплицитно, являясь не вполне осознанными общими ориентациями людей, их «психическим инструментарием», «духовной оснасткой». Так в центре истории культуры оказался сам человек. Постановка вопроса о социально-культурных представлениях людей другого времени и есть центральная задача истории ментальностей [[48], C.75].
Материальная деятельность семьи на разных этапах её развития выражалась через такие функции, как организация непосредственного процесса производства, накопления частной собственности, организация потребления. Вместе с тем экономическая, материально-производственная, хозяйственно-бытовая функция на разных стадиях развития общества в значительной мере выступала также средством социального, профессионального, нравственного, политического и правового воспитания подрастающего поколения. Производственный труд в то время не выходил ещё за рамки семьи, происходил на глазах детей. Поэтому уже сама трудовая деятельность родителей резко повышала родительский авторитет в глазах детей.
Следующая функция, присущая ей с древнейших времен, - репродуктивная функция, то есть функция деторождения, воспроизводства населения. Прежде всего, естественно, биологического его производства. Собственно, даже внебрачное рождение женщиной ребёнка уже создаёт семью, пусть и не полную.
Однако воспроизводство населения имеет не только биологический, но и социальный момент, то есть не только рождение, но и воспитание и обучение его. Данная функция является функция социализации. Новое поколение, приходящее на смену старого, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации.
Семья – ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремеслам. Именно в тёплой благоприятной атмосфере семьи ребёнок естественным образом получают первую социализацию своей личности, обретает основы собственной личности. Конечно же, ныне редко какая семья может дать своему ребёнку ту подготовку, какую может дать ему общество, социальные институты. Но, как правило, тот нравственно-психологический потенциал, который заложен ребёнку семьёй, остаётся на долгие годы и играет заметную роль в дальнейшем профессиональном росте.
Следующая функция – регулирование сексуальных отношений. Брак и семья упорядочивают сексуальные отношения благодаря тому, что законодательство или обычаи предписывают, кто с кем и при каких условиях должны вступать в половые отношения.
К функциям семьи относят воспитательную. Она тесно связана с репродуктивной, когда речь идёт о социальном воспроизводстве населения. Семья прививает ребёнку основы определённых идейно-политических взглядов, мировоззренческих установок, в семье он познаёт и осваивает нравственные нормы, здесь у него вырабатываются первичные навыки и образцы поведения. Да и фундамент физического здоровья и развития закладываются в семье. Это происходит, прежде всего, благодаря воспитательной деятельности семьи, т.е. целенаправленному воздействию на ребёнка с целью привития ему определённых заранее заданных качеств с учётом требований общества. Воспитание осуществляется в процессе повседневного общения ребёнка с членами семьи. Да и в период учёбы ребёнка в школе, затем в высшем или среднем учебном заведении, во время работы на производстве воспитательная функция семьи не отмирает, воспитательное воздействие семьи на юное поколение не прекращается.
Семьей в социологии называют социальные объединения, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По существу семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющих исторически определённую организацию[9].
· Иными словами, семья – это новый объект, с новыми свойствами, где старые свойства семьи могут таинственным образом исчезнуть.
· Семья - это, прежде всего отношения между её лицами.
· Создать семью – это означает не только найти человека, и узаконить отношения.
· Создать семью – это, значит построить отношения любви, взаимопонимания и поддержки.
Внимание ученого было сфокусировано на сознании личности. Он занимался поиском представлений и понятий, мощно определяющих сознание и поведение человека, но лежащих как бы «ниже» господствующих идеологических систем. Тем самым создавались предпосылки для изучения потаенных пластов общественного сознания, особенно тесно связанных с повседневной жизнью человека. Ю. Бессмертный посвятил один из разделов книги поиску новых решений для освещения частной жизни [36, C.11]. А разделы этой книги открывают основные подходы и задачи для описания мужчины и женщины, их семейных отношений, взаимоотношений с детьми.
Издавна существует стереотипное представление о том, что основная роль женщины – домохозяйство, а главное в жизни мужчины - это работа. Ю. Бессмертный характеризуя средневековье, оперирует понятиями семьи, семейных отношений, открывает новое определение семейной культуры как объективированного результата человеческой деятельности, продукта материальной и духовной жизни общества на разных ступенях его развития. Совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых семьей в процессе общественно-исторической практики [[49], C.83-95]. Это определение семейной культуры, связано с изменениями семейных отношений, опирается на неразрывное единство материальной и духовной жизни семьи. Автору интересен человек с его мировоззрениями и эмоциями, привычками и творчеством, с устойчивыми вкусами и приверженностью.
Ю.Бессмертный в одной из работ, посвященной средневековью отступает от изучения только « исторических закономерностей» стремиться к исследованию субъективного в истории [45, С. 16]. При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.
Как справедливо отмечает в Ю.Бессмертный, в своем содержательном историографическом анализе, существенно переосмысливает культурные явления (прежде всего переходного периода от Средневековья к Новому времени).
В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье - это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга. Часто не похожи один на другого и дети даже в одной семье. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы. Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека - все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер[[50]]. Ю.Бессмертный критически анализирует работу Ф.Арьеса, соглашаясь с его постулатами «о восприятии ребенка как маленького взрослого», о том что основные перемены происходят в классическое средневековье. Но не согласен с выводами Ф.Арьеса о том что «средневековье не знало семейных чувств», что ребенок становится центром “новой” семьи в эпоху Возрождения (ХІІІ –Х\/ ст.) [ 39, 42, 43]
Полемизирует «об отсутствии в средневековых семьях особого отношения к детям и вообще материнской и отцовской любви» . Пишет об особом воспитании в эпоху средневековья. Считает, что главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Что родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Именно поэтому будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей своей собственной личности.