Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.
Термины брак и семья, как в обыденной речи, так и в научных публикациях находятся рядом, что действительно правомерно, поскольку реальности, обозначаемые этими терминами, тесно взаимосвязаны. Однако брак и семья - не одно и тоже, это не тождественные, а скорее пересекающиеся понятия, ведь семья может существовать без брака, а брак без семьи.
Касаясь изменений в семейных отношениях в период средневековья Ю.Бессмертный старался представить это в „целостном видении феодальной формации», которое включало в себя и внутригрупповые, личностные связи. Прослеживается его интерес к личностному, субъективному. Историческое исследования семейных отношений производит от изучения массовых или групповых представлений в русле истории ментальностей, к воздействию таких представлений на объективные демографические процессы [45]
Брак - это общественное установление, учреждение или, как говорят социологи, особый общественный институт. Это исторически обусловленное, регулируемое обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающие их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Иными словами, брак - это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий способов сохранения и развития общества [[51], С .634].
Моральный аспект расторжения брака, связан непосредственно с «внесупружескими контактами», число расторгаемых браков даже в периоды строгих запретов было довольно большим. Задачи укрепления семейных отношений требуют стандартных и нестандартного подхода к брачному союзу. Воспитания у мужчины и женщины, чувства ответственности перед семьей и обществом [36, C. 11- 35].
Сохранение брака имеет смысл, только если у супругов была крепкая, морально здоровая семья, основанная на любви и уважении, способная пережить все невзгоды, выпавшие на нее. В некоторых случаях семья перестает благотворно влиять на ее членов и даже вызывает негативные реакции. Поэтому действующим семейным законодательством предусматривается возможность прекращения брака. Однако, как показывает история развития семейного законодательства в России, прекращение брака не всегда было возможно.
Вопрос о том, что первично – брак или семья, пока ещё не решен, и является поводом для дискуссий. Некоторые исследователи утверждают, что брак является основой семьи. Каждая перепись населения показывает, что число женщин, состоящих в браке, превышает число женатых мужчин. И это означает, что существует многоженство. По-видимому, одно и то же явление, фактический брак, люди расценивают по разному.
Из приведенного выше определения семьи следует, что основными являются три её признака :
· брачные или кровнородственные связи между всеми её членами;
· совместное проживание в одном помещении;
· общий семейный бюджет.
Юридическая сторона тут не выступает непременным условием. Семья относится к особым, фундаментальным группам общества. Семья оказывает довольно заметное воздействие на общество. Прежде всего, своей воспроизводящей потомство функцией. Именно семья осуществляет рождение, воспитание, выращивание новых членов общества. Кроме того, семья упорядочивает сексуальные отношения между людьми. В какой-то мере она является своеобразной моделью общества, всех социальных связей и отношений для молодого человека. Например, в семье существуют отношения материальные, складывающиеся независимо от воли людей. Это и отношения между полами, и экономические отношения между членами семьи в процессе производства необходимых благ. В семье человек впервые сталкивается с разделением труда.
В семье между её членами существуют идеологические, правовые, нравственные и религиозные отношения. Формирование трудовых ресурсов, квалификационный рост, миграция населения – все эти вопросы находятся под влиянием семьи. И именно в семье принимается решение о том, куда молодому человеку пойти учиться. Но все эти отношения преломляются в семье через особый психологический механизм: они основываются на чувствах любви привязанности и заботы.
Или взять такую важную проблему, как проблему заболеваемости и состояния здоровья население. Ведь именно в семье закладываются генетические, биологические основы здоровья, а так же привычки, навыки по отношению к здоровью. Занимается человек физкультурой или нет, ведёт подвижный образ жизни или малоподвижный – всё это начинается обычно с семьи. Потребление людьми материальных благ и духовных ценностей во многом определяется семьёй. Именно она воспитывает вкусы, потребности у младшего населения.
Каково качество специалиста - во многом зависит от семьи. Потому что именно здесь, на личном примере добросовестного труда родителей у молодого человека воспитание высокосознательное отношение к своему делу.
Именно в семье закладываются привычки, нравственные основы отношения к старшему поколению: милосердие или бездушие.
Всё это относится к социальной значимости семьи. Но она обладает и персональной значимостью. Семейное положение человека и качество его семейной жизни оказывают значительное влияние на его физическое, психическое состояние и самочувствие. По данным зарубежных исследователей смертность у людей, не состоящих в браке, значительно превышает смертность у людей семейных. Разумеется, благотворно влияет на человека лишь здоровая, благополучная семья, создание которой требует значительных усилий. Неблагоприятная же скорее усугубляет, ухудшает его положение.
Совместная жизнь мужчины и женщины, оформленная юридически. Например церковный брак, заключенный по религиозным обрядам в период Средневековья призван оформить законность отношений. Но существуют и другие виды семейных отношений: брак фактический зарегистрированный в соответствии с законодательством определенной страны. Брак временный, то есть сожительство без официального брака.
На юридическое узаконивание отношений повлияла патриархальная власть, свойственная традиционному обществу. Именно в период средневековья брачный возраст значительно колебался. Например нередкими были династические браки королевских особ, заключавшиеся при рождении [26] . С изменением общественно-экономических формаций, патриархальная позиция ослабевает постепенно. Возрастает роль эмоциональных семейных уз. По-новому воспринимается материнство. Оно связывается не только с выполнением репродуктивной функции. Контроль со стороны женщины за воспитанием детей возрастает с уменьшением размеров семьи. В основе современного понятия материнства лежит идеализация матери.
Ю. Бессмертный в своей работе «Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV веков.» напоминает, что в средневековой литературе описано, что женщина, как правило, пассивна. По романам множество молодых людей обоего пола (но, прежде всего женщин) обучались кодам романтической любви, которые требовали от влюбленных особого поведения (способы переписки, общения на людях и наедине). Популярность любовных романов сегодня свидетельствует о незавершенности процесса[43].
Романтическая любовь отличалась от страсти, которую можно наблюдать в любых обществах. Страсть в большинстве культур не признавалась необходимой и достаточной основой для заключения брака, более того, она виделась социально опасной, подрывающей общественный порядок. Недаром семейные пары редко обменивались поцелуями и ласками. Атрибутом семейной жизни ласки стали начиная с XIX века.
Семейный дом, этот символ частной жизни, стал местом, где люди могли рассчитывать на теплоту и эмоциональную поддержку.
Ранее секс воспринимался как нечто существующее вне семейного дома. Сексуальная свобода мужчин была одним из проявлений социальной власти мужчин над женщинами. Женщины из привилегированной среды были более свободны от выполнения репродуктивных функций и рутинных хозяйственных работ, чем представительницы других слоев. Они могли позволить себе получать сексуальные удовольствия вне брака. В дальнейшем женская сексуальность, ограниченная рамками брака, стала символом "порядочной женщины". Область сексуальности стала "личной собственностью" в той же степени, в которой жизнь превратилась в частное пространство биографии. Он приводит цитаты из Кристины Пизанской или Филиппа Наваррского, демографические таблицы и статистические расчеты [26]