Деформации подвергаются не только личностные и групповые отношения, но и институциональные основы семьи. Индикаторами их деформации служат показатели снижения рождаемости в расчете на одно семейную группу, увеличение числа семей, находящихся в социально опасном состоянии. Явное социальное неблагополучие детей.
В настоящее время взаимоотношение родителей, которые приводят к распаду семьи остается малоизученной проблемой. Актуальность этой проблемы прослеживается в силу того, что обозначенные отношения влияют на социальную активность, как родителя, так и ребенка. Проблема социального неблагополучия напрямую связана с деформацией института семьи и требует дальнейшего изучения.
Неудовлетворение основных эмоционально-психологических потребностей очень часто может привести к психической неустойчивости и неуравновешенности. Медицинские работники свидетельствуют о том, что основные причины депрессивных состояний, особенно у женщин, прежде всего, связаны с семейными обстоятельствами.
Если женщина почувствовала, что она нелюбима, что ее не ценят и не уважают, у нее появляется сложнейший психотравмирующий комплекс.
Мы полагаем, что конфликтные и, более того, кризисные ситуации в брачной жизни наступают именно тогда, когда не удовлетворяются основные эмоционально-психологические потребности личности. Удовлетворение же таких потребностей дает возможность человеку выдержать те многочисленные жизненные трудности, которые неизбежно встречаются в жизни вообще и в семейной жизни в частности. Мы имеем в виду, прежде всего жилищные и материальные трудности, проблемы, связанные с профессиональной деятельностью, с болезнями, состоянием здоровья в целом.
Распад брака и семьи и в научных публикациях оценивается, как свобода выбора. Что действительно юридически возможно расторжение отношений, поскольку в реальности семья может существовать без брака, а брак без семьи.
Именно в семье закладываются привычки, нравственные основы отношения к старшему поколению: милосердие или бездушие.
Всё это относится к социальной значимости семи и брака. Семейное положение человека и качество его семейной жизни оказывают значительное влияние на его физическое, психическое состояние и самочувствие.
По данным зарубежных исследователей смертность у людей, не состоящих в браке, значительно превышает смертность у людей семейных. Разумеется, благотворно влияет на человека лишь здоровая, благополучная семья, создание которой требует значительных усилий. Неблагоприятная же скорее усугубляет, ухудшает его положение.
Важным направлением исторических исследований в последние годы стало изучение микроистории, истории частной жизни, массовых явлений и человеческой субъективности в частной сфере, повседневного поведения человека в микрогруппе. Основные итоги исследований в этой области суммированы в сборниках «Человек в мире чувств: очерки по истории частной жизни в Европе и некоторых странах Азии до начала нового времени» (отв. ред. Ю.Л.Бессмертный) » [42 ].
Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе. Культурные нормы, помимо всего прочего, предписывают число супругов, которое может иметь один человек, правила выбора брачных партнёров, роль главы семейства и права и обязанности родственников. При раскрытии эмоциональной стороны семейных отношений Ю.Бессмертный оперирует понятием ментальность[2].
У человека как существа общественного имеется своеобразная форма ориентировки - направленность на психический облик другого человека. Потребность «ориентиров» в эмоциональном настрое других людей и называется потребностью в эмоциональном контакте. Ученый, отмечает необходимость существования двустороннего контакта. При таком взаимодействии человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности, что другие созвучны с его собственными чувствами. В таком гармоничном эмоциональном контакте счастье испытывает каждый здоровый человек независимо от возраста образования, ценностных ориентаций.
Для обеспечения устойчивости психической жизни индивид крайне нуждается в положительных эмоциях, переживаниях. Чувство радости и удовольствия, интереса каждый человек должен получать, прежде всего, в семье. Брачная жизнь в целом должна давать индивиду заряд положительных чувств и эмоций, которые весьма ощутимо влияют на стабильность психики, на удовлетворенность жизнью вообще.
Как одну из причин семейных конфликтов и негативных эмоций, автор упоминает ревность. Хотя ее считает пережитком и порицает, она может сильно отравить жизнь семье. Ревность обнаруживает тесную связь с чувством неполноценности — физической, интеллектуальной или социальной. Никто не ревнует к человеку, которого считают по всем статьям ниже себя. Поэтому люди с высокой самооценкой реже страдают от ревности. Поэтому ревность – страх сравнения [40].
Эмоциональное развитие становиться также неотъемлемой частью, поскольку любовь родителей или ее отсутствие на длительное время отражается на формировании личности ребенка. Подрастающий ребенок подвергается также внешнему эмоциональному влиянию. Гнев и боль, грусть и радость, смех, крик, шепот и тому подобное - все это создает окружающую атмосферу и определяет поведение ребенка.
Чрезвычайно важной причиной для детей является моральная ориентация на группу, которой принадлежит индивид. Рассматривая особенности средневековой семьи или «кодекс рыцарской чести». В работе «Человек в мире чувств. Очерки по истории частной жизни в Европе и некоторых странах Азии до начала нового времени», Ю. Бессмертный в культуре средневековья об общей характерной культуре, «обыденном сознании» средневековой эпохи. Он обращался к разным литературным жанрам, анализ которых позволил ему увидеть глубинный, неофициальный пласт народной религиозности средневековья, отношение к христианским истинам. Ему удалось более динамично описать ментальные структуры, увязав эту динамику с социально-экономической эволюцией средневекового общества [6].
Отмечал, что большое значение имеет и развитие, и, прежде всего развитие способности к общению, которое чрезвычайно важно не только для ребенка, а и для взрослого человека. А в общении огромное значение имеет эмоциональные установки.
И, в конце концов, следует помнить о том, что у детей возникают определенные духовные нужды о которых, к сожалению, родители очень часто забывают или на которые не обращают внимания
Романтический период наполняет брак восторгом, бурными эмоциями, многочисленными красками прекрасных проявлений чувств, уступок, что и видно из ответов супругов.
К сожалению, мечтательное чувство экзотической романтики вскоре угасает, его подавляет быт и ежедневные трудовые и материальные потребности. В зависимости от условий жизни, экономических и материальных потребностей и возможностей фаза мечты у каждой пары сугубо своя по длительности и интенсивности.
Эмоции и чувства — это переживание человеком своего отношения к тому, что он воспринимает или представляет, о чем мыслит или говорит, что он делает, к чему стремится. Субъективно эти отношения переживаются как приятное (удовольствие) или неприятное (неудовольствие).
Источниками эмоций и чувств, служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашем организме. В разное время значимость одних и тех же предметов для человека бывает неодинакова. Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением мотивов меняется и его отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности [36, C.103].
При углубленном анализе дружеских и любовных отношений людей возникает целая серия вопросов: какая необходимость, какая естественная психологическая нужда ведет человека к тому, что он испытывает потребность в друге, товарище, соратнике. Человек очень нуждается, т. е. испытывает сильнейшую потребность, в свободном и спонтанном выражении своих чувств, эмоций, переживаний. У каждого человека есть желание и стремление свободного, ничем не связанного выражения своих мыслей, раздумий. Для современного человека нет ничего тяжелее, если не с кем поделиться самыми затаенными чувствами.
В условиях регламентированных отношений и форм поведения, навязанных правил и условностей человек желает высказать легко и непринужденно свои сокровенные мысли, переживания, эмоции. Он не хочет постоянно находиться в нравственном и духовном подполье, т. е. подвергать себя жесткому самоконтролю и самоцензуре.
Итак, мы полагаем, что человеку крайне необходимо интимное, эмоционально-положительное, доверительное общение. Оно требует от партнера сочувствия, сострадания, понимания, «вхождения» в психический мир другой личности. Главное в таком общении то, что нас «принимают» такими, какие мы есть на самом деле. У партнера должен быть соответствующий психологический резонанс с нашим психическим миром.
Другой партнер должен проявить к нам искренний и неподдельный интерес. В результате такого общения партнеров возникает сопряжение или отталкивание [36, C. 345].
Брак и семья дают человеку именно такое общение, которое максимально откровенно и доверительно. В семейном общении человек как бы сбрасывает с себя социальные маски, отстраняя те социальные роли, которые он исполняет в общественной, политической или профессиональной сферах. Личность начинает чувствовать полностью свою самобытность и неповторимую индивидуальность.
Таким образом, семейное общение выполняет совершенно иные функции по сравнению с другими видами человеческого общения, описанными в социальной психологии. К семейному общению по своим функциям, качествам и свойствам вплотную приближается только дружеское общение. В благополучном браке семейное общение и является именно дружеским. Психически развитый человек не может нормально жить и действовать без обмена информацией, чувствами, переживаниями, размышлениями с другими людьми.