Смекни!
smekni.com

«Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке» (стр. 2 из 23)

Практическая значимость дипломного исследования состоит в том, что содержащиеся в работе данные могут уточнять научные знания в области семейных отношений. Положения и полученные выводы могут применяться для дальнейшего изучения проблем семьи. Материалы, содержащиеся в данной работе, могут быть использованы при подготовке лекционных курсов по истории культуры и культурологии, а также в качестве рекомендации общественным организациями, призванным формировать и утверждать культурную ценность семьи в современном обществе. Они могут быть полезны при разработке законов, которые поддерживали бы семью как ценность, способствовали ее сохранению как одного их основных источников утверждения и распространения культурных ценностей. Кроме того, материалы дипломной работы и выводы могут быть использованы при написании обобщающих работ по философии, социологии, психологии и смежным наукам, в преподавании общих и специальных курсов в высших и средних специальных учебных заведениях.

Материалом для исследования послужили работы Ф.Арьеса, Ю. Л. Бессмертного, исторические и фактологические материалы. В дипломной работе использованы научные разработки и материалы по социологии, философии, психологии и другим отраслям знания. Наличие материала требует соответствующей структуры работы.

Глава 1. Семейные отношения как предмет историко-культурного анализа в работе Ф. Арьеса «Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке»

Исторически понятие Детства связывается с определенным социальным статусом. Много интересных фактов было собрано французским демографом и историком Ф. Арьесом. Благодаря его работам, интерес к истории детства значительно вырос, а исследования признаны классическими.

Ф. Арьеса интересовало, как в ходе истории в сознании художников, писателей и ученых складывалось понятие Детства и чем оно отличалось в различные исторические эпохи. Он впервые конкретно показал, что Детство – не просто естественная универсальная фаза человеческого развития, а понятие, имеющее сложное, неодинаковое в разные эпохи социальное и культурное содержание.

Книга Ф. Арьеса "Ребенок и семейная жизнь при Старом Режиме" освещает три главных круга вопросов:

· эволюцию понятия и образа детства – периодизацию жизненного пути,

· историю осознания детства как особого социокультурного явления, эволюцию детской одежды, игр и развлечений, целей и методов нравственного воспитания;

· историю школьной жизни – возраста школьников, смены типов учебных заведений, изменения целей и методов дисциплинирования школьников и т.д.;

· место и функции детей в "старой" и "современной" семье.

Ф. Арьеса и его многочисленных последователей интересует не столько исторический ребенок или реальное прошлое Детства, сколько социальные установки, отношение взрослого к детям и Детству. То, как общество воспринимает и воспитывает своих детей, по Ф. Арьесу, – одна из главных характеристик культур в целом.

1.1 Соотношение «реальности» и культурной модели как идеального образца

В Париже вышла в свет монография Филиппа Арьеса (1914–1984) «L’Enfant et la vie familiale sous l’Ancient Regime» в 1960 году. Ее основной идеей стала цитата о том, что в Средние века «детства не было»[[1]]. Сегодня это констатируют большинство историков, философов, культурологов. И хотя некоторые идеи автора вызвали острую критику, что средневековый ребенок занимал важное место и в мире чувств, и в повседневной жизни средневекового общества. Появление его работы стало настоящим событием. И не только потому, что труд Ф. Арьеса в значительной степени способствовал формированию проблематики и методологии авторитетной «школы Анналов»[[2],[3]].

Это была – история детства, которая стала актуальной темой и ни один исследователь, работающий в данной области, не может обойтись без упоминания этого труда. Успех монографии был тем более значительным, что Ф. Арьес не принадлежал к педлагогам-ученым или философам. Его основным занятием была служба в фирме, торговавшей тропическими фруктами. Но, его работа изобилует использованием вербального и визуального материала. Например, Ф. Арьес очень много использует визуального материала. Благодаря такому подходу происходит переориентация приоритетных акцентов для исторического познания. На первое место выходит изучение именно человека, а не каких-либо общих механизмов социальной регламентации или культурной формации. В аспекте его повседневного существования, что выдвигает принципиально новую задачу: историческое исследование и описание социокультурных оснований повседневного сознания.

Это означает обращение к таким влиятельным и значимым, анализируемым факторам человеческой жизни, как, например, языковая картина мира, привычки, традиции, мифологемы, основополагающие и фундирующие социальные, возрастные и иные устои. Все то, что сейчас понимается под общим понятием “культурного менталитета” [[4], С.225].

История формирования в европейском сознании чувства детства и семьи оказывается не менее увлекательной, чем, скажем, всемирное переселение народов, что и подтверждает книга Филиппа Арьеса “Ребенок и семейная жизнь при старом режиме”.

Перечень всемирно-исторических событий уже давно обнаруживает свою историко-антропологическую значимость, выступая как бы тем срезом, в котором раскрывает себя вся культура. Все то, что оказывается следами повседневного сознания, а они воплощаются, прежде всего, в бытовых подробностях, остающихся запечатленными литературе, живописи или элементах материальной культуры. Известным психологом и социологом рассматриваются типы брачных форм, изменение отношений в средневековой семье в эпоху патриархата. Аспекты взаимоотношений между супругами и любовниками, родителями и детьми.

1.1.1 Особенности восприятия человеком семейных отношений через призму культуры

Сочинения Ф. Арьеса, представляет интерес не только для историков, но и для искусствоведов, культурологов, психологов, социологов и педагогов. Автор рассматривает детство как сложный социальный и культурный феномен, опираясь на широкий круг источников из области литературы, изобразительного и прикладного искусства, принадлежащих преимущественно «высокой» культуре [1].

Сопоставляя факты прошлого с реалиями сегодняшнего дня, Арьес доказывает, что многие проблемы, воспринимавшиеся европейским сознанием как «вечные», хотя едва ли они являются таковыми. То есть проблема выбора источников и способа интерпретации. Эта проблема еще может быть обозначена как проблема соотношения «реальности» и культурной модели, жизни и смерти [[5]].

В источниках ведь по большей части отражена некая идеальная культурная модель, отличающаяся от реальной жизни.

Концепция Ф. Арьеса включает в себя три основные идеи:

· современное восприятие детства существовало не всегда. В «старом традиционном обществе» «продолжительность детства была сведена к его самому хрупкому периоду, когда маленький человек еще не может обходиться без посторонней помощи; очень рано, едва окрепнув физически, ребенок смешивался с взрослыми, разделяя их работу и игры» [1, С.8].

· «семья не осуществляла и не контролировала передачу ценностей и знаний, или, в общем, виде, социализацию ребенка. Эмоциональные контакты и социальные связи осуществлялись вне семьи, благодаря очень плотной и активной «среде», состоящей из соседей, друзей, господ и слуг, детей и стариков, где привязанности осуществлялись вне строгих рамок»[1,С. 9-10].

· серьезные изменения в отношении к детству и ребенку начинаются только с конца XVII века и связаны с развитием школы. Она «заменила практическое обучение “в людях” в качестве способа получения образования. Это означает, что ребенок уже не смешивается с взрослыми и не постигает жизнь в непосредственном контакте с ними. Это отделение и осознание детства являются одной из сторон великого процесса морализации, осуществленного католическими и протестантскими реформаторами, церковными и государственными деятелями. Этот процесс стал возможным на практике лишь благодаря эмоциональной поддержке семьи»[1, С.10].

Развитие школьного образования и возникновение родительской любви — это две стороны одного процесса, в результате которого ребенок становится центральной фигурой в семье.

Эти идеи соотносятся со структурой книги.

Она состоит из трех частей : «Чувство детства», «Школьная жизнь», «Семья». Каждая из них включает в себя несколько глав. Это комплекс из нескольких десятков мини-исследований, от искусствоведческих до статистических.

1.1.2 Формирование культурной модели детства (изменение взглядов на роль детства в жизни человека, изменение роли детей в семейных отношениях, изменение отношения к детям и т.д.), «открытие детства»

В главе «Возрасты жизни» Ф. Арьес критикует исследования XIV–XV веков, где отсутствует идея точного возраста. Возраст был «научной категорией того же порядка, что вес и скорость для наших современников» [1, С.30]. Согласно средневековым представлениям про мироздание. Возраст человека насчитывали то четыре по числу природных «стихий» и соответствующих им «темпераментов». Иногда он соответствовал семи – по числу планет, и тогда каждый возраст находился «под знаком» этой планеты и всего шлейфа астрологических представлений о ее свойствах. Или соответствовал двенадцати по числу месяцев в году, количеству знаков зодиака [1, С.26-43].

Возрастные категории, начиная со времен средневековья, одновременно служили характеристиками социального статуса. Детство было эпохой зависимости (древнерусский аналог: отрок — княжеский слуга).