Проблема собственно биосоциальных возрастов особенно никого не интересовала. Изменения происходят только в XVII–XVIII веках благодаря работам гуманистов. Под влиянием развития науки и идеи прогресса, складывающаяся научная картина мира все меньше нуждается в антропоморфных образах и других мифологических характеристиках. В этот исторический период возрастная терминология все больше начинает наполняться психологическим и педагогическим содержанием.
Центральное место в первой части книги занимает глава «Открытие детства», целиком, посвященная анализу произведений искусства. Изображение детей как маленьких взрослых, по наблюдению Ф. Арьеса, — традиция, черпающая свои истоки в Древнем Риме. Изменения канонов происходят в XII–XIII веках. Они связаны с развитием идей материнства, отразившихся в иконографии Богоматери, держащей на руках младенца Иисуса [1, С.47]. С появлением светской иконографии, а в XV cт. Новыми типами изображения детей:
· жанр портрета (в том числе в XVI веке – надгробие умершего ребенка)
· жанр путти (мальчиков, служивших декоративным элементом в изобразительных искусствах).
Глава «Детская одежда» акцентирует внимание о появлении детской одежды и особых детских имен. Главы «Небольшой экскурс в историю игр» [1, C.71], «От бесстыдства к невинности» рассказывают о табу в общении с детьми, темы сексуальных отношений. Нравственность и дисциплина закладывалась школой, которая выполняла задачу обуздания детской стихии. Это привело к возникновению: наук педагогики и психологии.
Развитию школы в XIII–XVIII веках, посвящена большая часть книги «Школьная жизнь». История возникновения педагогики зафиксирована в главах: «Происхождение школьных классов», «Школьный возраст», «Развитие дисциплины» [1].
Отмечено появление коллежа, как фонда для поддержки бедных студентов, с пансионом при нем, потом — среднего учебного заведения, куда постепенно переносилось преподавание разных предметов («Новое учреждение: коллеж»).
Ф.Арьес, отмечает, в главе «Малые школы», что постепенно изменения охватывают и начальную школу, по мере того как она становится все более массовой . В заключение к первой части «Два восприятия детства» автор обращается к любопытной проблеме «сюсюканья. Ф. Арьес изобрел слово mignotage, «сюсюканье», которое произвел от глагола mignoter — ласкать, нежить, лелеять. Он обозначил новый тип поведения родителей по отношению к ребенку. Важное замечание: в конце XVII века «сюсюканье» не является уделом только знатных семей, наоборот, под влиянием моралистов они начинают от него избавляться. «Сюсюканье» обличают и как явление в народе. Появление «сюсюканья», вызывавшего раздражение у современников (например, у Монтеня), свидетельствует о том, что ребенок становится средоточием семьи, а также о развитии специфической сферы семейных эмоций[1, C.141].
«Семья» – последняя часть книги, посвящена изменениям, которые претерпел этот социальный институт. По наблюдениям автора, многие функции, присущие современной семье[1, C.314]. В Средневековье не существовало разграничения семья и социум. Социализация детей была уделом общества. Ребенок идентифицировал себя не как член семьи, а как член социальной группы, объединявшей родственников.
Автор делает интересные выводы, что такие разнородные явления в культуре и искусстве Возрождения. Как, развитие жанра семейного портрета, изменения в жанровой живописи, усиление власти мужа, возникновение семейных праздников и ритуалов, изменения интерьера, оказывают влияние на развитие и изменения семейных отношений.
Семья – одно из основных понятий современной общественной науки, которое равно рассматривается и анализируется социальной философией, социологией, педагогикой, психологией, социальной и культурной антропологией. Все эти науки, как правило, находят свое собственное, специфическое видение и понимание феномена семьи [[6]. C.32].
Семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения [[7], p.38]. По мере становления и развития культурологии в качестве самостоятельной науки открываются возможности для рассмотрения семьи как культурного явления, в рамках которого человек формирует надприродные отношения с себе подобными и становится собственно человеком [[8]].
В этом смысле семью с полным правом можно отнести к общечеловеческим явлениям, специфика которого обозначается в том, что семья выступает универсальной формой зарождения и организации собственно культурной жизни.
Такое понимание семьи является предметом главным образом социальной философии и социологии, а потому вряд ли имеет отношение к культурологи [[9], C.161].
Для такого утверждения есть достаточные основания, так как современная философия и социология рассматривают семью преимущественно в качестве одной из основных форм социального бытия человека и, одновременно, социального института. При таком подходе социальная природа семьи представляется бесспорной, а ее культурная — составляющая видится весьма расплывчато, ибо сама культура
рассматривается в качестве одного из множества разнообразных социальных явлений [[10], C . 11].
На базе художественных традиций Древнего Рима и культуры варварских племен возникло романское, а затем блестящее искусство эпохи Возрождения, причем наряду с архитектурой и литературой совершенствовались все другие его виды — театр, музыка, скульптура, и литература. Именно в эту эпоху были созданы, например, шедевры эпической литературы, как «Песнь о Роланде » , «Песнь о Сиде». В этот период западноевропейские ученые получили возможность читать сочинения греческих и эллинистических философов. На этой основе зародилась и выросла великая философская система Средневековья — схоластика. Схоластика — тип религиозной философии, характеризующийся подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике. Наибольшее развитие схоластика получила в Западной Европе в средние века. В переносном смысле схоластика — бесплодное умствование, формальное знание, оторванное от жизни и практики, начетничество. Эта позиция утвердилась в российской общественной науке во многом под влиянием марксистского мировоззрения, долгое время практически безраздельно в ней господствовавшего, и до сих пор остается достаточно популярной. Внимательное отношение к изучению феномена культуры и семьи как явления и одновременно носителя культурных норм, ценностей и традиций. Материалистическое понимание истории акцентировало преимущественно сферу отношений между людьми, по сути, отождествляя ее с социальностью т.е «совокупностью всех общественных отношений»[[11]].
Область культуры в самом широком смысле охватывает и включает в себя все то, что в той или иной степени возделано человеком, т.е. вырвано из контекста чисто природных связей и закономерностей, отчуждено от природы и присвоено человеком в качестве определенного рода ценности. «В культуре смыкается как субъективный мир творческой личности, так и объективный мир культурных ценностей»[[12], C .78] .
«И природный, и культурный опыт человечества объективно предшествуют социальному индивиду и (при нормальном развитии), безусловно, принимаются им» [[13], C.203]. При данной методологической установке становится особенно актуальным рассмотрение семьи в качестве продукта и результата возделывания, приручения, окультуривания естественной природной репродуктивности, как отдельных человеческих особей, так и человеческого рода в целом, окультуривания, ведущего к формированию и последующему воспроизведению, тиражированию того мира собственно человеческих ценностей, которого не может создать исключительно материальная природа.
В этом смысле появление семьи предстает перед исследователем как культурная составляющая формирования собственно человеческих отношений. Которые есть универсальным способом взаимодействия человека с природой. Личности и общества. С самим собой как объектом познания и целенаправленного физического и духовного возделывания. С точки зрения современной социальной науки и ее основных методологических подходов, человек, культура, семья - явления исторические и, можно сказать, — синхронные. Сегодня, следуя европейским тенденциям развития философских и научных представлений, невозможно представить себе человека вне культуры и семьи как формы собственно человеческой организации взаимоотношений между полами, такой организации, которой нет в чистой природе. Не случайно в науке утвердилось понимание материальной культуры как второй природы, сознательно, осмысленно возделанной человеком и, благодаря этому, отчужденной от сферы чисто природного бытия. Более того, начиная с середины XX в. на Западе многие антропологи и социологи все чаще рассматривают понятие культуры в качестве фундамента социальных наук [[14]].
Понимаемая таким образом культура становится главной понятийной оппозицией природе, и тем самым в сфере познания особенностей человеческого бытия открывается возможность изучения семьи как специфического культурного явления. Которое имеет свою историю, детерминированную не столько закономерностями абстрактно понимаемого общечеловеческого развития, сколько конкретными формами организации и ретрансляции культурной жизни различных племен и народов, выработавших весьма разнообразные формы семейной жизни, которая стала их непосредственным воплощением и носителем. Современные исследователи, как правило, не сомневаются в том, что «правила, устои, обычаи и традиции семейной жизни отличаются своеобразием и специфичны для каждого общества» [9, C.161], где они, безусловно, относятся к сфере культуры.