Каждая женщина данного стада могла принадлежать каждому мужчине этого же стада. Такое явление называется эндогамией, т.е. браком внутри данной общности. Впоследствии такие связи стали угрожать существованию данного рода. Было введено половое табу, полный запрет на сексуальные связи между людьми внутри данного рода. Постепенно это породило новые, экзогамные связи между людьми: лишенные возможности вступать в связь с женщиной своего рода, мужчины стали вступать в случайные связи с женщинами другого рода. От этой связи рождались более жизнестойкие дети. Поэтому постепенно эндогамные связи были совершенно запрещены. Таким образом, первой формой брака был групповой дуально-родовой брак. При нём все мужчины одного рода имели право на супружеские отношения с любой женщиной другого рода.
Групповой брак существовал до конца каменного века. Впоследствии преимущественные связи именно с наиболее предпочитаемыми партнёрами получили всё большее распространение, таким образом, общество постепенно перешло к новой форме брака - парному браку. В нём объединялась уже одна супружеская семья. Правда, любой из напарников мог при этом составлять такие пары одновременно, а тем более последовательно. Поскольку отцовство в таких условиях было трудно установить, родство считалось по материнской линии. Дети, рождённые данной женщиной, принадлежали тому роду, которому принадлежала сама эта женщина.
В самом конце каменного века, с возникновением земледелия, с ростом производительности труда постепенно создаются условия, когда супружеская пара оказывалась способной самостоятельно содержать и кормить своих детей. И постепенно эта пара отпочковывалась от рода. Муж и жена объединили свои усилия не только в деторождении, но и в производстве вещей. Отношение между полами стабилизировалось, стало более надёжным установление отцовства, и ответственность за семью всё более переходило к мужчине. Матриархатные отношения перешли в патриархатные, когда родство уже считалось по отцовской линии. И на смену парной семье пришла новая, высшая форма семьи - моногамная семья. Жена перешла на жительство к своему мужу и вместе с детьми попала под его власть.
Исторически семья изменяет свою форму от родовой семьи до нуклеарной. Мы уже отмечали что причинами формирования нуклеарной семьи стало возможным в средневековья с индустриализацией общества. Изменяются наиболее важные функции семьи:
· Продолжение рода, особенно важно в кризисные периоды, когда происходит вымирание нации.
· Семья способствует восстановлению численности населения в период крестовых походов, между усобных войн, разгула болезней(чумы).
· Семья воспитывает детей – прививает навыки трудового, морального, правового, физического и т.д. воспитания.
Средневековая ментальность такова, что человек той эпохи обязательно будет отождествлять себя с какой-либо моделью и образцом, взятым из древних текстов библейских сказаний, созданных первыми христианами или отцами церкви. «Ребенок становится одним из самых частых героев маленьких историй: ребенок в семейном кругу; ребенок и его товарищи по игре, часто взрослые; присутствует при чуде, стоит рядом со святыми мучениками, внимает проповеди, участвует в праздничной службе» [1, C. 49].
Парадокс этих изменений, юридического статуса семьи заключается в том, что самобытность личности выражается прямо противоположным образом — путем отвержения собственной уникальности.
Сопоставляя средневековую и современную ментальность, можно, следовательно, обнаружить разительный культурный контраст: личность средневековой культуры ориентирует себя на внешние по отношению к ней нормы и формы; ядро современной личности находится внутри самого индивида.
Представитель средневековой культуры, говоря о себе, рисуя свой собственный облик, непременно станет порицать себя за беспредельную гордость и рассматривать собственные беды как справедливый Божий гнев, вызванный человеческими грехами.
Ментальность средневекового человека была неизменно окрашена религиозностью, его постоянно мучили страхи и ожидания. Вместе с тем менталитет средневековой культуры уже характеризовался нарастанием личностного самосознания, он представлял собой, особенно к концу средневековья, уже не только безличные штрихи культуры, а способ самовыражения человека, его самореализации.
В своей работе «История детства» Ф. Арьес пишет о том, что современная европейская трактовка ребенка и семьи берет свое начало лишь в XVI столетии. До этого не было и речи об эмоциональной, полной родственных чувств связи между родителями и детьми. Это запечатлели художники. „ Дети в повседневной жизни смешивались с взрослыми, и всякое скопление народа, будь то полевые и другие работы, массовые гуляния или игры, собирало вместе и детей и взрослых; во-вторых, внимание художников намеренно задерживается на изображении ребенка из-за его грации и живописности (вкус ко всему забавному развился в XV—XVI веках и совпадает по времени о первым проявлением чувств по отношению к раннему детству), художнику нравится выделять ребенка в общей толпе или группе. [1, С. 48].
Уже Хейзинга отмечал, что трогательные моменты детской жизни очень редко встречаются в литературе позднего Средневековья. Используя литературные источники и иконографию, Ф. Арьес развил эту тему. Античность. Центральный компонент понятия детства как социального института составляют представления о том, как следует воспитывать детей. Если такие представления существуют, значит, существует и понятие «детство». Законы о воспитании детей приписывают основателю Рима Ромулу и основателю Спарты Ликургу. В своих произведениях Платон и Аристотель уделяли много внимания детям.
Греки выделяли пять этапов детства:
· младенчество, от рождения до приблизительно двух лет;
· ранний дошкольный возраст, от двух до трех лет или немного позже, когда ребенок начинает отделять себя от матери и становится физически активным;
· поздний дошкольный возраст, от трех до семи лет, когда дети становятся активнее и все больше вовлекаются в социальные группы;
· школьный возраст, от семи-восьми лет до полового созревания; и юность,
· возраст между половым созреванием и зрелостью (только к мальчикам).
Важной особенностью воспитания мальчиков в Древней Греции (на Крите и в Спарте это относилось и к девочкам) были соревнования и спортивные игры. Олимпийские игры в древности включали соревнования юных атлетов из разных областей Греции. Девушки мало участвовали в общественной жизни за пределами семьи.
Средние века. Историки плохо знают, какова была жизнь общества в течение долгого времени после падения Римской империи. Мало что известно о начале Средневековья. Мальчики могли получать образование в монастырях, причем монахи не требовали от них исполнения правил, предписанных взрослым, и даже выделяли время для игр. Начиная с ХІІ в. в литературе все чаще упоминаются дети и обсуждаются вопросы их образования .
Начальный период новой европейской истории. В мышлении этого времени преобладает идея взаимных обязательств: родители отдают свое время и средства, чтобы помочь детям вступить в жизнь, а дети в ответ обязуются быть послушными и покорными родителям. Некоторые историки утверждают, что высокая детская смертность в Средние века и в начале Нового времени свидетельствует о недостатке родительской привязанности к детям. Во всяком случае, совершенно очевидно, что там, где высокая детская смертность вызвана нищетой и отсутствием современного здравоохранения, родители с большей твердостью переносят смерть многих своих детей. Однако недавние исследования Средневековья обнаружили примеры такого родительского горя по рано умершим детям, которое ничуть не уступает проявлениям чувств в другие исторические периоды[1, C.50-54].
В Западной Европе, школа дополнила семью в качестве первичного агента социализации. Если на Ближнем и Среднем Востоке в детях видят связь между прошлым, настоящим и будущим. В отличие от промышленно более развитых регионов мира здесь семейную жизнь и принципы воспитания детей определяют традиции. Однако по мере индустриализации стран Ближнего и Среднего Востока и их вступления в мировую экономическую систему традиционная культура семьи приспосабливается к новым условиям жизни[12, 13].
В Западной Европе к Новому времени предшествует период преимущественно сельской жизни в 17 и 18 вв., когда основной ячейкой общества являлась большая многодетная семья. Детей ценили как рабочие руки, и семьи с большим числом работающих детей имели больше шансов на выживание.
Со времен средневековья заключение брака возможно при условии:
· если лицо не состоит одновременно в другом зарегистрированном брака;
· двоеженство (или многоженство) является пережитком старых обычаев, оно признаётся преступлением и преследуется в уголовном порядке;
· не допускаются браки между родственниками, по прямой линия — независимо от степени родства;
· между братьями и сестрами полнородными и неполнородными;
· а также между усыновителями и усыновлёнными;
· равноправие мужчин и женщин;
· на возможность брачных отношений влияют национальные, расовые признаки, вероисповедование
К концу Х\/ІІІ в. в мире происходят перемены: появляются новые города, возрастает роль торговли, в экономике многих регионов начинает господствовать промышленность. По мере того как обитатели городов пополняют средний класс, число детей и размеры семьи уменьшаются. Однако в бедных городских семьях число детей все еще остается большим, и такие семьи больше всего страдают от тяжелых условий жизни в промышленных городах. В европейских городах ХІХ в. множество сирот и брошенных детей оказывается на улице, и многие видят в них причину мелких правонарушений и угрозу порядку в обществе. Для разрешения этой социальной проблемы реформаторы создают общественные школы, исправительные заведения, приюты для сирот и специальные учреждения, призванные размещать бездомных городских детей в крестьянских семьях, где может найти применение их труд. В конце ХІХ в. реформаторы принялись за улучшение в городах санитарных условий и качества питания детей, организуя, в частности, снабжение молоком отнятых от груди младенцев[1, С.136].