Смекни!
smekni.com

«Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке» (стр. 8 из 23)

С рождения и до семилетнего возраста ребенка рассматривали как «существо», как несовершенного взрослого. Состоятельные семьи часто отдавали своих младенцев и маленьких детей на воспитание живущим вдалеке кормилицам — обычай, дошедший в различных вариациях вплоть до конца XIX века.

1.3.2 Юридический статус ребенка в семейных отношениях

Ребенка, в эпоху средневековья, достигшего семилетнего возраста, рассматривали как маленького взрослого и обращались с ним соответственно.

Статус (от лат. — со­стояние) — совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа или международной организации [[30], С .172].

В качестве подмастерья или прислуги дети вращались в кругу взрослых. Дом, в котором они жили, был не родительским, а принадлежал их работодателю. В этом своеобразном коллективе, по словам Ф. Арьеса, отсутствовало пространство интимной сферы. «Испорченный ребенок, который рос, как хотел, без опеки. Собственно, мы скажем. что это уже и не ребенок — хитрость и расчет возникают весьма рано» [1, C.39]. Детей часто и жестоко пороли, даже будущих королей и монархов. Учитывая перечисленные обстоятельства, трудно говорить о развитии сильных эмоциональных связей родителей с детьми, так как отсутствовало пространство длительного контакта.

В XVI-XVII этот обычай начинает изменяться. Прежде всего, в среднем сословии родители начинают чувствовать себя эмоционально более связанными с детьми. Развитие и распространение школ с длительным сроком обучения дает импульс развитию эмоциональной связи между ними. Смена системы подмастерьев школой, пишет Ф. Арьес, отражает как все большее сближение родителей и детей, так и усиление восприятия семьи и детства [1,C.165].

Разрушение обширной сети родственников и знакомых явилось одной из причин того, что домашнее хозяйство все более концентрировалось на детях и, таким образом, стало приобретать характер «современной» семьи. Дом стал теплым и сердечным очагом, противостоящим внешней действительности. Прежде семья обладала, главным образом, моральной и социальной функцией. В качестве подтверждения своего тезиса Арьес описывает картину художника Ж. Стина, на которой изображена семья в день праздника святого Николая. Родители помогают детям искать спрятанные подарки. Этот праздник, ранее праздновавшийся на улицах, постепенно перешел из публичной сферы в частную, семейную [1, C. 9].

Домашний уют и интимность способствовали большему равенству между детьми. Больше не было такого, что старший сын имел преимущество автоматического наследования фамилии и семейной собственности. Индивидуальные стремления детей перевешивали чашу старых семейных традиций. Дети по закону стали равноправными, а при дележе наследства одинаково учитывались права сыновей и дочерей. Они уже не были вынуждены выходить замуж и жениться строго по старшинству. Эта тенденция особенно заметна в бюргерских кругах, где юношество, посредством семьи и школы, было почти отрезано от взрослого внешнего мира. В соответствии с требованием невмешательства посторонних в семейные дела, дом постепенно отделился от публичной сферы. Ф. Арьес подчеркивает, что в эпоху позднего Средневековья для частной жизни попросту не было пространства. «Историки с давних времен указывали нам на то, что король никогда не оставался один. Правда и то, что вплоть до конца XVII в. никто не оставался один» [26]. Типы общественной жизни и соответствующие ей формы поселений и архитектуры жилища делали невозможным уединение человека. Тех, кому удавалось хоть на некоторое время уединиться, считали «странными людьми» Ежедневные контакты представителей.

В современном обществе – дети (юридические), лица, не достигшие со­вершеннолетия. Период детства подразде­ляется на след. возрасты:

· Младенческий от рождения до 1 года,

· ясельный — от 1 года до 3 лет,

· дошкольный — от 3 до 7 лет,

· младший школьный — от 7 до 12 лет,

· средний школьный — от 12 до 14 лет,

· старший школьный 14 –17 лет.

О том что в средневековье дети не имели прав, сохранилось в названиях. «Очень большая продолжительность детства, какой она представляется в повседневном словоупотреблении, происходит от безразличия, с которым тогда относились к чисто биологическим явлениям: никому и не приходит в голову провести границу детства после наступления половой зрелости. Понятие детства связанно с идеей зависимости: слова сын, парень, гарсон принадлежат еще и к словарю феодальных или сеньориальных отношений зависимости. Детство кончалось тогда, когда кончалась или становилась меньшей зависимость. Вот почему относящиеся к детям слова еще долго будут в разговорном языке фамильярным обозначением для людей низших сословий, находящихся в полном подчинении у других: лакеев, солдат, подмастерьев»[1, C.38].

Дети, рожденные вне брака, не имели прав детей, происходя­щих от родителей, состоящих в официальном браке. Такие дети называ­лись незаконнорождёнными, внебрачными. Они не имели никаких прав в отношении отца, носили фамилию матери, имели ограниченные наследств, права по отно­шению к ней. Объём прав детей зависел также от религиозной принадлежности, от того, к какой социальной группе они относят­ся, т. е. всячески подчёркивалось соци­альное неравенство детей особенно в эпоху средневековья.

1.3.3 Бракоразводный процесс и распад брака

Брак исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обще­ством форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, и к детям.

От характера брачных отно­шений в значительной мере зависит рост населения, физическое и духовное состояние новых поколений. Реализуется естественная. потребность людей в продолжении рода, преобразованы социальными условиями и культурой.

Социальная сущность брака определяется господствующими об­щественными отношениями, он также испытывает влияние политики, права, нравственно­сти, религии. Санкционируя брак, общество берёт на себя определенные задачи по его охра­не и налагает на людей, вступивших в брак ответственность за материальное обеспе­чение и воспитание детей, а, следователь­но, за будущее семьи [[31]].

Брачная форма регулирования отношений между представителями разных полов появилось не сразу. В глубочайшей древности отношения между людьми, в том числе между полами, регулировалось только биологическими импульсами. В это время в половое общение могли вступать друг с другом все члены общества: братья с сёстрами, родители со своими детьми. Такая форма отношений между полами, беспорядочная связь между ними называется промискуитетом.

Каждая женщина данного стада могла принадлежать каждому мужчине этого же стада. Такое явление называется эндогамией, т.е. браком внутри данной общности. Впоследствии такие связи стали угрожать существованию данного рода. Было введено половое табу, полный запрет на сексуальные связи между людьми внутри данного рода. Постепенно это породило новые, экзогамные связи между людьми: лишенные возможности вступать в связь с женщиной своего рода, мужчины стали вступать в случайные связи с женщинами другого рода. От этой связи рождались более жизнестойкие дети. Поэтому постепенно эндогамные связи были совершенно запрещены. Таким образом, первой формой брака был групповой дуально-родовой брак. При нём все мужчины одного рода имели право на супружеские отношения с любой женщиной другого рода.

Групповой брак существовал до конца каменного века. Впоследствии преимущественные связи именно с наиболее предпочитаемыми партнёрами получили всё большее распространение, таким образом, общество постепенно перешло к новой форме брака - парному браку. В нём объединялась уже одна супружеская семья. Правда, любой из напарников мог при этом составлять такие пары одновременно, а тем более последовательно. Поскольку отцовство в таких условиях было трудно установить, родство считалось по материнской линии. Дети, рождённые данной женщиной, принадлежали тому роду, которому принадлежала сама эта женщина.

В самом конце каменного века, с возникновением земледелия, с ростом производительности труда постепенно создаются условия, когда супружеская пара оказывалась способной самостоятельно содержать и кормить своих детей. И постепенно эта пара отпочковывалась от рода. Муж и жена объединили свои усилия не только в деторождении, но и в производстве вещей. Отношение между полами стабилизировалось, стало более надёжным установление отцовства, и ответственность за семью всё более переходило к мужчине. Матриархатные отношения перешли в патриархатные, когда родство уже считалось по отцовской линии. И на смену парной семье пришла новая, высшая форма семьи - моногамная семья. Жена перешла на жительство к своему мужу и вместе с детьми попала под его власть.

Надо сказать, что патриархатная семья существовала и существует в форме не только моногамного брака, но и полигамного брака, когда муж имеет право владеть несколькими женами. Ныне полигамия существует в некоторых мусульманских странах. Но история знает и иную форму неравенства в браке: полиандрия, многомужество. И до сих пор полиандрия встречается в некоторых племенах Индии, Тибета. В Индии чаще всего жена старшего брата становилась общей женой всех братьев – и получалась так называемая фратериальная семья, или братская.