Как социальное отношение, брак имеет преимущественно нравственную природу, поскольку мужчина и женщина выступают в нём как личности. В числе нравственных ценностей, имеющих особенно большое значение для стабильности брака, – индивидуальная половая любовь, супружеский и родительский долг, взаимное уважение и помощь.
Семейные правоотношения – правовые отношения, в которые многократно в течение всей своей жизни вступает каждый из нас. Можно даже сказать, что каждый из нас не прекращает выходить из семейных правоотношений, а последние только меняю свою форму, будь то правоотношения с родителями, брачные правоотношения и др. При этом мы можем быть одновременно участником сразу нескольких семейных правоотношений[[1]].
Мы редко задумываемся о содержании семейных правоотношений. Как правило, в семейном праве первоначальны личные правоотношения и только потом возникает имущественная составляющая семейных правоотношений. Это подтверждается и мнением ряда исследователей, которые отмечают, что семейные правоотношения в основном носят личный характер, имущественные отношения являются вторичными, производными от личных.
Прекращение брака – всегда является трудной психологической темой. Прекращение брака всегда связано с существенными изменениями сложившихся в семье правоотношений. Оно влечет не только изменение правового статуса собственности, но влияет на дальнейшую судьбу детей. Поэтому прекращение брака и цепочка личных и имущественных последствий этого шага подробнейше регулируется законом.
В классовых формациях моногамный брак приобретает ряд специфичных для данной формации социально-правовых черт. Так, в рабовладельческом обществе брак. признавался только для свободных граждан.
В раннем европейском средневековье был установлен обязательный для всех церковный брак. Однако крепостные могли вступать в брак лишь с согласия феодала. Распространение при капитализме трудовой деятельности женщин, падение престижа и влияния религии, демократизация брачно-семейного законодательства и половой морали привели, с одной стороны, к дезорганизации и кризису брака (рост числа разводов ). С другой — к развитию новой формы брачных отношений, основывающихся преимущественно на взаимном чувстве и личном выборе и характеризующихся относительным, равноправием супругов.
В средневековье, такая форма прекращения брака как развод рассматривался православной церковью как тягчайший грех и разрешался только в исключительных случаях. Поэтому разводы были большой редкостью. Тем не менее, по мере изменения общественных условий, постепенной эмансипации женщин, уже в дореволюционное время менялись взгляды на ценности супружества, отношение к разводу [7, C.22].
Прекращение брака допускается по основаниям, установленным законом.
Современный Семейный кодекс РФ сохранил судебный порядок расторжения брака для супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей. Однако процедура расторжения брака судом серьезно, можно сказать, концептуально пересмотрена. В отличие от прежнего, новый кодекс предусматривает различные правила для расторжения брака при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака (ст.22) и для расторжения брака при взаимном согласии на это супругов (ст.23).
Личность может освоить социальные роли, впитать в себя культурные традиции. Лишь тогда она сможет действовать как субъект культуры. Культура есть способ деятельности людей, а общественные ношения — плацдарм, основа, поле для этой деятельности. Это понимание помогает осознать, как именно связаны семейные, общественные отношения и культура – способ деятельности для создания эмоциональных, религиозных, социальных ценностей [[32]].
Относительно первонач. форм брака и семьи высказываются различные гипотезы. Большинство учёных считает, что первоначально, в эпоху «первобытного общества», брак. отсутствовал. Господствовали отношения т. н. промискуитета, при которых каждая женщина данного стада могла вступить в половые отношения со всеми мужчинами, а каждый мужчина — со всеми женщинами.
В среднем или верхнем палеолите, с возникновением родового строя, появляются экзогамия и групповой брак. С развитием родового строя привело к возникновению парного брака, объединявшего уже только одну супружескую пару. Возможно, супруги продолжали жить каждый в своей родовой группе, а личное имущество супругов оставалось раздельным. Семья была непрочной, а брак легко расторжимым; широко сохранялись пережитки группового брака.
В развитом неолите и позже, в эпоху металлов, в процессе распада родового строя возникла патриархальная семья, а с нею моногамный (единобрачный) брак, призванный прочно соединить супругов между собой и с их потомством и тем самым обеспечить целостность семьи. Жена вместе с детьми подпала под власть мужа.
Получили широкое распространение покупка и умыкание невест, левират, обменный и ортокузенный брак. Своё дальнейшее законченное выражение моногамный брак нашёл в моногамной, или малой, семье, возникшей на заключительном, этапе распада первобытнообщинного строя [28].
Процесс развития моногамного брака был ускорен процессами возникновения частной собственности, породивший собственническую форму моногамии:
· Накопление собственности и передача ее по наследству;
· Порабощенность женщин;
· Принудительность к супружеской верности.
Выясняя вопрос о связи семьи, культуры и общества, мы отвечаем на вопросы. Наследования деятельности, вместе с индивидуальной и групповой генетической детерминацией, которая характеризует облик и формы личной культуры человека [[33], C. 170].
Это обнаруживается в разных общественных сферах. В культуре производства, норм и взаимоотношений, политическая, правовая, нравственная, научная, религиозная, экологическая и иные формы культуры, зависящие от специфики общественной жизни, где она функционирует. Для одних культура – овладение богатством, материальными благами. Мир ценностей, где она представляет все нравственное А. Швейцера: «Культура — это этика». Не культурен тот, кто не имеет религиозного опыта и соответственно религиозная деятельность.
Так христианство в средние века имело абсолют, т.е господствующее положение вплоть до X в., даже в таких христианских странах, как Англия, Франция, Италия, наряду христианством сохраняли большое влияние языческие верования варваров, для различных социальных слоев наблюдалась своя особая религиозность. Так, для знати более характерно формальное исповедование христианства и менее выражено сохранение язычества. Для простонародья — наоборот. Но, начиная с X в., христианство стало религией, которая входила в жизнь каждого европейца с момента его рождения, сопровождала его на протяжении всего его земного существования и вводила в загробный мир. “ Переводом” мыслей социальной и духовной элиты на доступный для понимания всех людей язык стали проповеди, представляющие собой значительный пласт средневековой культуры. Приходские священники, монахи, миссионеры должны были растолковывать народу основные положения богословия, внушать принципы христианского поведения и искоренять неправильный образ мыслей. Создавалась специальная литература, которая популярно излагала основы христианского учения, давая пастве образцы для подражания. Эта литература , в основном, предназначалась священникам, чтобы они использовали ее в своей повседневной деятельности.
Ф. Арьес отмечает, что у единой средневековой христианской культуры существуют два полюса: ученая культура духовной и интеллектуальной элиты и фольклорные традиции простонародья [1].
В христианстве образцом лает человек смиренный, духовный, страдающий, жаждущий искупления грехов, спасения с Божьей помощью. В условиях господства эсхатологизма и психологии мессианства наблюдается простота нравственного идеала средневековой христианской теологии. Ее можно представить единством Веры, Надежды и Любви. В этой триаде Вера выступает как особое состояние как ведущая к Богу святая простота. Надежда олицетворяет идею спасения от греха с помощью Бога через загробное воздаяние, путь к которому — смирение, следование образцам церковью поведения. Любовь понимается как любовь к Богу, как связь, устремление к нему человека[[34]].
Главным догматом христианства является вера в единого сущего и всеблагого Бога. Причем решающее значение в христианства имеет то представление о Боге, что Он есть и Отец, Бог-Любовь, а люди – дети Божьи. Тем не менее, европейские философы и ученые давно говори ли о существенном различии образа мышления, нравов христиан-господ и христиан-простолюдинов. В начале XX в. в результате этого возникла теория двух культур.
Почти любой социальный объект доступен наблюдению и изучению изнутри. Брак и семья же являются наиболее интимной разновидностью социальных и личных отношений, которые большей своей частью скрыты от постороннего наблюдателя. В связи с этим возникает ограниченность в методах изучения брачно-семейных отношений. Наиболее надежным источником общесоциальных тенденций в области брака и семьи является не изучение и описание отдельных семейных групп, а анализ статистических и документальных данных относительно положения женщины в обществе, уровня материального положения и духовной культуры, динамика рождений, браков, разводов.