Заказ
Диплом: Семейные отношения как предмет историко-культурного анализа
(Ф.Арьес, Ю.Л. Бессмертный)
1.1 Соотношение «реальности» и культурной модели как идеального образца. 7
1.1.1 Особенности восприятия человеком семейных отношений через призму культуры.. 9
1.2. Эволюция семьи, семейных отношений как социального института. 12
1.2.1 Религиозная основа семьи в Средневековье. 18
1.2.3 Процесс перехода от родовой семьи к нуклеарной. 22
1.3. Изменение юридического статуса семьи и семейных отношений. 26
1.3.2 Юридический статус ребенка в семейных отношениях. 32
1.3.3 Бракоразводный процесс и распад брака. 34
1.4. Семейные отношения как эмоциональная, религиозная, социальная ценность. 37
1.4.1 Отношения между поколениями, проблема воспитания новых поколений. 42
1.4.2 Детство как «новый» возраст в культуре: эмоциональное отношение к детям.. 45
Глава 2. Историко-культурный анализ семейных отношений в исследованиях. 49
2.1 Соотношение реальности и культурной модели в работах Ю.Л. Бессмертного. 50
2.1.2 Дети в семье в Средневековье и в Новое время (изменения, сравнение с Ф.Арьесом) 54
2.1.3 Формирование культурной модели детства. 56
2.2 Эволюция семьи, семейных отношений как социального института. 60
2.2.1 Основные причины создания семейных отношений. 64
2.2.2 Изменения семейных отношений в контексте исторического процесса. 66
2.2.3 Формирование детства как социального феномена (полемика с Арьесом) 67
2.3. Изменение юридического статуса семьи и семейных отношений. 68
2.3.1 Юридические аспекты существования семьи. 70
2.3.2 Юридический статус детей в семейных отношениях. 73
2.3.3 Распад семьи в юридическом аспекте. 74
2.4. Эмоциональная сторона семейных отношений. 76
2.4.1 Эмоционально-личностная ценность брака: чувства и расчет. 78
2.4.2 Эмоциональные аспекты детско-родительских отношений. 82
2.4.3 Формирование новых поколений. 87
Актуальность. Тема семейных отношений одновременно традиционна и актуальна. Интерес к ее изучению продиктован уровнем развития культурологи и реалиями сегодняшней жизни. Нравственные устои народа передаются из поколения в поколение, способы их передачи зафиксированы в историко-культурных источниках. Развиваясь на протяжении столетий опыт семейных отношений, отразился не только в существовавших формах брака и семьи, но и особенности семейных отношений.
В данной работе анализируются основные принципы истории семейных отношений Средних веков и Нового Времени. Социальная история семьи не может рассматриваться обособленно от культуры и вообще духовной жизни. Семейные отношения понимаются, как обнаружение социальной сущности человека. В таком понимании культура, предполагает личностный поход к каждому члену семьи. Культура – способ освоения действительности и видения мира, который формирует индивидуальное сознание и воздействует на общественное поведение человека. Характеризуется изменения в семейных отношениях в переходный период от родовой к нуклеарной семье. Этапы становления понятия «детство». Анализируются ключевые идеи Ф.Арьеса и Ю.Л.Бессмертного, из которых сформировалась социология семьи и благодаря которым предыстория этой дисциплины превратилась в ее историю. Работа содержит анализ основных концепций западной и отечественной культурологи и социологии, как в прошлом, так и в настоящем, раскрывает логику развития этих концепций.
Актуальность темы проявляется и в ее междисциплинарном характере: сложность и многогранность семейных отношений предполагает активное использование данных смежных наук: этнографии, социологии, археологии, педагогики, психологии, культурологии, философии.
Цель исследования – анализ семейных отношений, способом сравнительного анализа подходов к изучению детства и семьи Ф. Арьеса и Ю.Л.Бессмертного на материале их историко-культурных исследований.
Указанная цель обусловила следующие задачи:
· Проанализировать сохранившиеся в историко-культурных исследованиях существовавших моделей брачных отношений, выявив переход от одной формы к другой; показать, как складывались отношения между женихом и невестой, мужем и женой, любовниками в разных моделях; выяснить отношение народа к таким явлениям действительности, как второбрачие и вдовство.
· Охарактеризовать отразившиеся в научных работах отношения между родными и приемными родителями и детьми.
· Осветить отношения в семье, заострив внимание на их типах (кровные, сводные или названые).
· Проследить формирование особенностей исторического развития второстепенных форм родства и свойства на материале историко-культурных исследований.
Объектом: исследования являет семья как европейское культурное явление и носитель культурных традиций ( Ф. Арьес, Ю.Л. Бессмертный).
Предметом: исследования выступают семейные отношения в историко-культурных источниках. Зарождение, становление и развитие форм и типов семьи в различных культурно-исторических эпохах
Методологической основой диплома являются общие теоретико-методологические принципы изучения семейных отношений, сформулированные в отечественной культурологии (работы Ф. Арьеса, Ю.Л. Бессмертного; фундаментальные исследования по теории семейных отношений); исследования современной отечественной культурологии в области семейных отношений; составляет принцип историзма культуры, требующий изучения культурно-исторических процессов в конкретной культурной и исторической обусловленности и развитии, раскрытия объективных и существенных связей между явлениями и выяснения их специфики с учетом локальных и временных связей.
Методы исследования. Исследование европейской семьи как культурного явления и носителя культурных традиций с позиций культурно-ценностного подхода. Методологические особенности изучения семьи с позиций
становления и развития культурных традиций;
· в качестве специфики культурологического предмета в изучении семьи выделить ценностный аспект семьи и определить его место в системе культурных традиций;
· представить и рассмотреть основные культурно-ценностные типы семьи и раскрыть их методологическое значение;
· рассмотреть генезис и природу феномена семьи в европейской культурно-исторической традиции с древности до начала XX в.; проанализировать историко-эволюционный подход к культурному возделыванию семьи и ее традиций;
· исследовать культурные традиции христианской формы семьи;
· выявить культурные традиции протестантской и секулярной форм семьи в Новое время.
Метод сравнительно-сопоставительного наблюдения позволил сравнить формы семейных отношений, определить, какие из них возникли раньше, а какие – позже; с помощью метода сравнительно-сопоставительного наблюдения были выявлены особенности моделей поведения людей, характерные для периода тех или иных форм существования семейных отношений.
Научная новизна работы заключается в том, что на материале культурологических исследований впервые разработана тема семейных отношений, не нашедшая до сих пор полной реализации в исследованиях культурологов. Она состоит в исследовании феномена семьи средствами культурологии с позиций культурно-ценностного подхода.
Это позволяет впервые установить ценностную соотнесенность родства и семьи; показать, что ценности христианской культуры выступили в истории европейской культуры основой формирования специфически европейской семейной жизни. Установить связь и различие между православной и протестантской системами ценностей в становлении европейской семьи. Показать последствия секуляризации семейной жизни в Новое время. Кроме того, впервые в русской культурологии по указанной теме были использованы данные смежных наук, в частности, философии, этнографии, а также социологии и археологии.
Теоретическая значимость. Результаты проведенного исследования позволяют, во-первых, уточнить некоторые теоретические положения, в том числе уяснить глубокую древность семейных отношений, понять природу брака. Во-вторых, систематизировать и дополнить сведения о типах брачных и семейных отношений. В-третьих, помочь в решении ряда спорных вопросов о семейных взаимоотношениях.