б) произведения Костюнина «Математическое ожидание»
«Математическое ожидание», как сам обозначил автор, является сказкой, написанной по мотивам романа Евгения Замятина «Мы». Такой эпический жанр, как сказка, отражает вымышленные события с участием несуществующих персонажей. Что касается «Математического ожидания», то в этой сказке, как и в романе Замятина, отражены реалии 20 – ого века.
Образ Единого Государства в романе «Мы»
Евгений Замятин ярко и образно отразил «лицо» Единого Государства. Первое, что бросается в глаза с начала конспекта (повествование построено как дневник главного героя Д-503), – название – «Единое Государство». Единое, следовательно, сплоченное, цельное, неразрывное. Чтобы выстроить такую систему «сплочённости», власть Государства вела жесточайшую антигуманистическую политику подавления личности, унижтожения человеческого в человеке. С ранних лет в разумы нумеров закладывалось понятие об ответственности и обязанностях перед Государством. Личных прав и свобод не было и быть не могло ввиду всеобщего беспрекословного подчинения Священному Благодетелю. Кстати, нумера были лишены права выбора своего Правителя. Выборы, как в любом тоталитарном государстве, представляли собою собрание масс и единогласное поднятие рук за Благодетеля, а те, кто отказывался делать это (иногда находились и такие!), навсегда исчезали.
Одним из органов по обеспечению порядка и пресечению вольнодумства и полёта фантазии было Бюро Хранителей, которое без следствия прилюдно сажало нумеров «под колпак». Каждый нумер обязан был донести в Бюро Хранителей на тех, кто посмел нарушить Закон и порядок Единого Государства.
Границей Единого Государства является Зелёная стена, которая отгораживает математически выверенный мир от настоящей «живой» реальности.
Обратим внимание на внешний облик города и механизмы быта. Ровные, прямые улицы, которые оснащены камерами слежения и прослушивания, стены домов сделаны из прозрачного стекла, которые разрешалось завешивать лишь в определенные дни на непродолжительное время. Обстановка каждой квартиры в таких домах была ужасающе однообразной.
Распорядок дня жителей Единого Государства определялся Скрижалью – священным писанием об обязанностях и расписании дня нумеров. Одновременно со звуками Гимна нумера просыпались и шли строем ровными шеренгами, затылок в затылок, на процедуру приёма пищи, затем - на трудовое место.
Облик самих нумеров напоминает внешний вид людей в. концентрационных лагерях. Их одежда – юнифа - с порядковым номером. Во внешности не прослеживается и следа индивидуальности. Нумера, которые пытались сохранить в себе хотя бы малую долю индивидуальности, подвергались особенной операции - удалению фантазии. После неё их уже не могли беспокоить никакие мысли и чувства. Они обретали своё безоблачное математически выверенное «счастье».
Власть в Едином Государстве подчинила себе и природу и искусство. Писатели и поэты должны были воспевать Благодетеля и его деяния. Отступивший от этого правила подвергался публичной казни, которая происходила на глазах женщин и детей, сидящих в первых рядах аудитории. В Едином Государстве подчинена власти и личная жизнь нумеров: даже счастье материнства могла испытать только та женщина, которая достигла материнской линии.
В Едином Государстве с Древних времен сохранился музей, в котором нумера могли увидеть, насколько их предки «отставали» в развитии, имея пёстрые, яркие одежды, странную мебель и различные «бесполезные», с их точки зрения, предметы жизнедеятельности.
У Благодетеля была особенная мечта – построить технологичный космический корабль «Интеграл», чтобы отправиться на поиски других цивилизаций, развитых в меньшей степени, чем их Идеальный мир. В его планах было порабощение других государств, подчинение их своей силе, устройство своей несокрушимой власти на других планетах Галактики.
Над этим фантастическим проектом не переставая трудились тысячи нумеров, в числе которых – один из лучших математиков Единого Государства – Д-503. Каждый из строителей Интеграла считал за честь таким образом быть чуть ближе к Благодетелю.
Несмотря на вышеперечисленные негативные проявления политики Единого Государства, его жители (почти все) чувствуют себя счастливыми: они не знают другого мира, не знают другой жизни. Пределом их благополучия являются вычисления, расчеты, анализирование, составление планов и соблюдение строгого распорядка.
Но всё-таки не всегда человеческая природа выдерживает подобное «счастье»: Д – 503 ведёт дневник (а ведь дневник – глубоко личное, индивидуальное!); О – 90 – решает родить ребёнка, несмотря ни на что; И – 330 посещает Древний дом…
Образ Государства в сказке Александра Костюнина «Математическое ожидание»
Поскольку Александр Костюнин создавал своё произведение по мотивам нашумевшего романа-антиутопии, облик города и целого государства во многом совпадает с математическим миром Единого Государства в романе Замятина «Мы». Картонный искусственный мир с восковыми цветами. Высокие прямоугольные дома. Серое невзрачное небо над головами, та же знакомая атмосфера однообразия и скудности. Жителями государства являются человечки, вырезанные из ворсистого картона с набитым двенадцатизначным номерком. Вместо сердца - картонные красные кружки, которые необходимо было скрывать за колкой кнопкой. И все та же знакомая картина: стройный, синхронный ряд картонных фигур совершает путь от своего картонного дома до своего рабочего места. Всё те же пустые бессмысленные взгляды и непоколебимая покорность правителю. Автор сравнивает мир Цифр с хмурым гетто, с нарисованными гуашью облаками, черными безжизненными птицами и бессмысленными мёртвыми взглядами. Порядки Государства - несокрушимо жёсткие. Картонные жители следили за временем суток по главным часам, которые определяли время суток. Главный Смотритель следил за включением рассвета и заката.
Главные герои
а) романа «Мы»
Знакомство с главным героем Д-503 происходит на первых страницах романа. Нам представляется человек с номером вместо имени. Мы не можем судить о его индивидуальности, так как он всецело отдан своей душой идеологии цифр, подсчетов. Он является лишь одним из жителей Единого Государства. Д-503 обладает аналитическим складом ума, он не терпит отклонений или явлений, которые мешают однообразному ходу жизни.
Д-503 – Строитель Интеграла, он прекрасный инженер, полностью погруженный в свою кропотливую работу. О его душевных переживаниях мы узнаем из его личного дневника, который он втайне ото всех ведет.
Однажды его жизнь изменяется, когда случай сталкивает их с I-330. Прогуливаясь во время личного часа, он встретит ее впервые и почувствует во всем её существе какую-то необъяснимую, раздражающую тайну. Она интригует его, она заставляет Д-503 чувствовать себя неспокойно. В конце концов, жажда к разгадыванию тайны I – 330 побеждает здравый смысл и математическую систему в голове Д-503, который, кажется теряет разум, он нуждается в ней, он чувствует, что в нем просыпается другой человек, неспособный к здравомыслию, пораженный любовью.
I-330 впервые предстает перед нами девушкой с ослепительно белыми острыми зубами и иксовыми (она тайна, она загадка!) бровями. Она надменна, она знает, чего хочет. Она разительно отличается от всех своими манерами и поведением. Она рискует, играя с Законами Единого Государства, когда подолгу остаётся в Древнем доме, пробует ликёр, примеряет древние необычные одежды. Она преследует цель – освободить нумеров от власти Благодетеля, увести всех за высокую Зелёную стену. Ее знакомство с Д-503 неслучайно. Она мечтает захватить Интеграл, чтобы совершить революцию и уничтожить Благодетеля.
Событие, которое произошло на Выборах в День Единогласия заставило пошатнуться веками отработанную систему Благодетеля. I-330 и несколько ее соратников не подняли своих рук, не отдали свои голоса. После этого происшествия меры по охране порядка и слежка усилились. Д-503, потеряв свой рассудок от пережитого шока, не смог больше противиться своей воле, он не смог принять свободу, он сдался, предав I-330. Ему сделали насильственную операцию по удалению фантазии, и он ощутил безграничное счастье в своей пустой от мыслей голове. I-330 пережила пытки, но не проронила ни слова и была казнена под колпаком с теми, кто не подчинился воле Благодетеля. Д-503 видел это и торжествующе наблюдал за ее смертью: он больше не узнавал её...
б) сказки Александра Костюнина «Математическое ожидание»
Единичка, как звали его «свои» по первой цифре двенадцатизначного номера, вырезанного на картоне, - главный герой сказки, давно уже отчаялся встретить в искусственном мире что-то живое. Он осознавал, что их бессмысленное существование никчёмно, но не мог ни изменить это, ни примириться с этим.
Однажды утром он оставил свою острую кнопку, скрывающую красный кружочек от чужих глаз, дома. И вдруг столкнулся на перекрёстке с картонным человечком другого порядка, у которого тоже был оголён красный кружок. Четвёрочка, встретив взгляд Единички на себе, испугалась, что почему-то оставила свою кнопку дома, но рискнула приблизиться к незнакомцу. И вдруг случилась необъяснимая вещь: красные огненные шары вырывались из них и закружились вместе над землёй, и вместе с ними ожил искусственный мир! Никогда еще подобное не случалось в мире Цифр. Такое явление теоретически назвали «математическим ожиданием случайной величины», но никому не доводилось встречать его. После пережитого события и Единичка, и Четверочка испаряются, превращаясь в неосязаемое свечение, удаляющееся за небо из гуаши…
Сопоставление романа-антиутопии Замятина «Мы» и сказки Костюнина «Математическое ожидание» с историческими событиями
Несомненно, роман Евгения Ивановича Замятина «Мы» является романом-предупреждением и ужасающим пророчеством: всего через несколько лет в нашем государстве станут появляться черты Единого Государства. В 30-ых годах двадцатого века с приходом к власти Сталина Советский Союз приобретёт своё новое лицо.