Смекни!
smekni.com

Тема: Ф. Ницше о моральных предрассудках (стр. 3 из 3)

На пути творения новых ценностей Ницше столкнулся с могучим противником в лице всей мора­ли современной ему философии, поэтому он решает «радикальным сомнением в ценностях ниспровергнуть все оценки, чтобы очистить дорогу»[9]. Именно эта борьба с влас­тью духов и социальными авторитетами и сделала его одним из наибо­лее ярких глашатаев «европейского нигилизма», кото­рый стал делом всей его жизни. Все работы, написанные им после «Так говорил Заратустра», являют собой такую «переоценку ценностей».

Идея сверхчеловека как цели, которую надо достичь, возвращает человеку утраченный им смысл существования, считал Ницше.

Заключение

Ницше называл мораль предрассудком, он критиковал современные ему моральные устои, культуру и мораль вообще.

Создатели культуры, ее ценностей, не ведая о том, что существующий человек является биологически несовершенным, сделали его мерой всего сущего. Но подлинную меру для «расценок» добра и зла должна дать сама жизнь в ее сущностном измерении, то есть жизнь как воля к власти, стремящаяся воплотить себя в сверхчеловеке. Такую переоценку ценностей смогут произвести только свободные умы, ставшие «по ту сторону добра и зла», то есть вырвавшиеся за рамки устоявшейся морали.

Всей предшествующей философии, считает Ницше, свойственен один существенный недостаток. Философы строили свои системы, исходя из заранее принятых моральных идей.

Ницшеанский образ «сверхчеловека» воплощает его критику морали. Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека. А это резко претило воззрениям Ницше: он гипертрофировал волю, особенно волю к власти, в широком смысле этого слова. По Ницше, все критерии морали носят чисто произвольный характер, а все формы человеческого поведения маскируют «волю к власти». У людей слабых она проявляется как воля к свободе, у более сильных - как воля к большей власти или, если это не приводит к успеху, как воля к справедливости, у самых сильных - как любовь к человечеству, чем маскируется стремление к подавлению чужой воли. Наконец, представление о хаотичности мира, об отсутствии в нем закономерного развития означает и бессмысленность морали.

Свою задачу Ницше видел в том, чтобы воспитывать подлинно свободные умы – философов будущего, способных преодолевать собственные моральные предрассудки. Будущие философы будут законодателями – творцами таких новых ценностей, которые, ориентируя жизнь тех избранных, что способны их принять, будут способствовать становлению сверхчеловека.

Список литературы

1. История философии. Учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 576 с.

2. История философии: Энциклопедия. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. - 1376 с.

3. Немировская Л.З. Ницше: мораль «по ту сторону добра и зла». - М.: Знания, - 1991. - 64 с.

4. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали. – М.: Олма-пресс, 2001. – 384 с.

5. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. – М.: Азбука-классика, 2004. – 336 с.

6. Ницше Ф. Утренняя заря. Переоценка всего ценного. Веселая наука. – М.: Харвест, 2003. – 912 с.

7. Философия: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 584 с.

8. Философия XX века. Учебное пособие. М.: ЦИНО общества «Знание» России, 1997. — 288 с.

9. Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия,

1983.- 552 с.


[1] Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали. – М.: Олма-пресс, 2001. – С. 34

[2] История философии: Энциклопедия. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. – С. 713

[3] Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали. – М.: Олма-пресс, 2001. – С. 41

[4] Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали. – М.: Олма-пресс, 2001. – С. 251

[5] Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали. – М.: Олма-пресс, 2001. – С. 228

[6] История философии: Энциклопедия. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. – С. 14

[7] История философии. Учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. – С. 229

[8] История философии: Энциклопедия. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. – С. 712

[9] История философии: Энциклопедия. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. – С. 713