Реферат
Тема: Ф. Ницше о моральных предрассудках
План работы
Введение …………………………………………………………………………3
1. Тема морали в философии Ф. Ницше ……………………………………….4
2. Идея Ф. Ницше о сверхчеловеке ……………………………………………10
Заключение ……………………………………………………………………...14
Список литературы ……………………………………………………………..16
Введение
Ницше Фридрих (1844—1900) — немецкий мыслитель, в значительной мере определивший новую культурно-философскую ориентацию и основные черты неклассического типа философствования, основатель «философии жизни».
Идеи Ницше во многом предвосхитили топику большинства современных философских направлений, тематизировав лучшие философские тексты XX в. С Ницше полемизируют и чаще других авторов цитируют в новейших философских текстах, где его мысль продолжает инициировать поиски новых смыслов и значений. Прослеживая прямое или косвенное воздействие Ницше на мировую и отечественную литературу, можно отметить отрывки его идей у А. Камю, Ф. Юнгера, Ж.П. Сартра. В России творчество Ницше оставило глубокий духовный след: такие мыслители как В. Соловьев, Лопатин, Е. Н. Трубецкой, Луначарский, Бердяев, Шестов и Бубнов настойчиво вникали в философию Ницше. Можно говорить о влиянии идей философа на М. Достоевского, А. Белого, М. Булгакова.
В творчестве и личной судьбе Ницше наиболее драматично отразился кризисный характер переходной эпохи на рубеже XIX—XX вв., выразившийся в тотальной утрате веры в разум, разочаровании и пессимизме. Желая освободить «жизнь» от подавляющего гнета разума, Ницше провозгласил «переоценку всех ценностей», переход «по ту сторону добра и зла». «Смерть бога», переживаемая человечеством, должна облегчить этот путь. Нет никого, кому мы обязаны отдавать отчет в своей жизни, кроме нас самих. Человечество может делать с собой все, что хочет. Жизнь есть только эксперимент познающего, а не его обязанность. На основании этой философии Ницше создал свой миф о «сверхчеловеке» - сильной личности, свободной от морали, смирения, открыто тянущейся ко злу как единственной силе созидания, смотрящей в лицо смерти с веселым трагизмом, движимой вперед «волей к власти».
1. Тема морали в философии Ф. Ницше
В философии Ницше мораль занимала важное место, он постоянно обращался к теме морали во многих своих произведениях.
Понятие морали появляется в связи с попыткой оценить вещи и явления.
Первую и, возможно, свою главную книгу, посвященную этой проблеме, философскую поэму «Так говорил Заратустра» Ницше написал от лица небезызвестного персидского мыслителя. Что побудило философа вложить свои мысли в уста этого персонажа? Многие аналитики творчества Фридриха Ницше связывают это с тем, что Заратустра был одним из основателей нынешнего биполярного мира, мира стоящего на двух китах, имя которым Добро и Зло. Его философская концепция была полностью построена на этих понятиях, а концепция Ницше, мягко выражаясь, ставила эти понятия под сомнение.
«По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» («Jenseits von Gut und Böse», 1886) - работа Ницше, занимающая особое место в его творчестве. «По ту сторону добра и зла» находится на пороге заключительного, наиболее интенсивного периода философской деятельности Ницше, задачи которого во многом были предопределены сформулированной им в книге «Так говорил Заратустра» идеей о сверхчеловеке. Ориентация идеала Ницше на радикальное освобождение человека посредством самотворения, то есть на овладение собственными, им же самим пробужденными иррациональными силами, предполагала отказ от морали современного общества, чтобы «радикальным сомнением в ценностях ниспровергнуть все оценки»[1] и расчистить дорогу.
«По ту сторону добра и зла» представляет собой по сути критику современности - ее философии, науки, искусств, политики и т.д. Все, чем гордился XIX в., - «объективность», «сочувствие страждущим», «историзм», «научность» и т.п., Ницше называет дурными манерами.
«По ту сторону добра и зла» начинается с пространного экскурса в область истории философии, благодаря которому Ницше обнаруживает глубинную взаимосвязь всех великих философских систем с нравственными предрассудками их авторов, которые и обусловили, в конечном счете, тщетность поисков истины. Именно отсюда и проистекает, по Ницше, необходимость рождения нового рода философии и новых философов, характеристике которых и посвящена значительная часть книги. Но сначала ее автор обращается к рассмотрению естественной истории морали, обосновать которую так или иначе стремились все философы, так и не понявшие, однако, по мысли Ницше, подлинной проблемы самой этой морали, которую они всегда воспринимали как данность и нечто само собой разумеющееся.
Ницше называет всякую мораль тиранией по отношению к «природе» и «разуму», считая, что прежде всего она учит ненавидеть слишком большую свободу, насаждает в людях потребность в ограниченных горизонтах, в ближайших задачах, содействует сужению перспективы, а стало быть в известном смысле глупости, как условию жизни и роста[2]. Более того, при этом она обращается сразу ко всем людям, обобщая, по Ницше, там, где этого делать нельзя. Он убежден, что необыкновенная ограниченность человеческого развития, его медленность, частое возвращение вспять и вращение на месте были в значительной мере обусловлены моральным инстинктом повиновения, способствовавшим культивированию в Европе стадного типа человека, считающего себя на сегодняшний день единственно возможным типом человека вообще. Ницше перечисляет присущие этому типу моральные добродетели, которые и делают его смирным, уживчивым и полезным стаду, это - дух общественности, благожелательность, почтительность, прилежание, умеренность, скромность, снисходительность, сострадание и т.п. С другой стороны, все то, что, по Ницше, возвышает отдельную личность над стадом - великий независимый дух, желание оставаться одиноким, чувство собственного достоинства, великий разум, кажется сегодня опасным и называется злым, в противоположность прославляемой и получающей иное моральное значение посредственности вожделений, умеренности, всему приспосабливающемуся и нивелирующемуся.
Философ считает своим долгом сформулировать собственное отношение к такого рода истинам о добре и зле. В Европе сегодня хорошо знают что такое добро и зло, однако это доброе есть, по Ницше, ничто иное, как инстинкт стадного животного, отсюда и «мораль в Европе есть нынче мораль стадных животных»[3].
По Ницше, современная мораль возвела себя в ранг единственно возможной, используя для защиты и самоутверждения могучий арсенал средств, в ряду которых Ницше отводит особое место религии.
Следующий отдел свой работы Ницше посвятил анализу основных тенденций развития европейской науки, которая, на его взгляд, постепенно эмансипируется от философии, что, по его мнению, также является одним из «тонких следствий» демократического строя. Блестящий психологический анализ так называемого «человека науки» со всей его посредственностью и слабостью воли, позволил мыслителю и здесь увидеть проявление общего вырождения человека, предвосхитив многие кризисные ситуации грядущей науки, если та не повернется, наконец, лицом к философии.
Затем Ницше приходит к своему постулату о двух типах морали, пытаясь с помощью него объяснить современное состояние общества. Как полагал Ницше, именно постепенная демократизация общества с ее проповедью равных прав и привела к измельчению человеческой личности. И Ницше считает, что привели к нынешнему состоянию культуры, несомненно, рабы. Это они победили, утвердив свою мораль, требующую всеобщего равенства. Теперь, с точки зрения Ницше, становится вполне понятно, каким образом можно объяснить измельчение людей: ведь все это рабы и их потомки, они задают тон и создают современные культурные идеалы.
Так как современность, буквально во всех ее проявлениях, отравлена, по Ницше, рабской моралью, необходима не просто критика, а радикальная переоценка всех европейских идеалов и всей европейской морали в целом.
Таким образом, проблема морали господ и рабов становится в философии Ницше своего рода историко-теоретическим фундаментом борьбы за переоценку всех ценностей. Сама ценность современных ценностей ставится им под вопрос и именно с этой целью философ предпринимает грандиозную попытку исследовать сами условия и обстоятельства, из которых базовые ценности современной морали рабов произросли, развивались и утверждались. Но это уже проблематика другой, близко стоящей к «По ту сторону добра и зла» работы – «К генеалогии морали», где он радикальным образом предлагает перевернуть роль и значение добра и зла, считая, что истина заключается как раз в обратном, что именно в «добром» и заключается главный симптом упадка всего существующего и, более того, опасность будущего: «При свойственной мне недоверчивости, в коей я неохотно сознаюсь, - она относится как раз к морали, ко всему, что доселе чествовалась на земле как мораль, - недоверчивости, которая выступила в моей жизни столь рано, столь незванно, столь неудержимо, в таком противоречии с окружением, возрастом, примером, происхождением, что я чуть ли не вправе был бы назвать ее своим «A priori», - мое любопытство, равно как и мое подозрение должны были со временем остановиться на вопросе, откуда, собственно, берут свое начало наши добро и зло»[4].