В 1752 г. он получил судебную должность в парижском парламенте, купив место докладчика судебной палаты. Службу совмещал с усиленными занятиями науками. Сблизился с Д. Дидро, д Аламбером. Написал для «Энциклопедии» несколько философских и экономических статей. Впервые систематически изложил собственные экономические идеи в «Похвальном слове Венсану де Гурнэ,). В. Гурнэ сыграл важнейшую роль в жизни.А. Тюрго.
С 1761 по 1774 г. А. Тюрго работал в должности интенданта глухой Лиможской провинции. Будучи главным представителем центральной власти, интендант ведал всеми хозяйственными вопросами, прежде всего сбором налогов для короля. Столкнувшись с жестокой действительностью, косностью и забитостью крестьян, А. Тюрго провел в этой провинции реформы. Он упростил систему налогов, заменил дорожную повинность вольнонаемным трудом, организовал строительство благоустроенных дорог, много сделал для борьбы с эпидемиями скотa, вредителями посевов.
Занятый бесконечными докладами, служебными записками и циркулярами, он тем не менее не оставлял науки и написал в 1766 г. главную экономическую работу «Размышления о создании и распределении богатств».
После смерти Людовика xv в 1774 г. А. Тюрго был сначала
назначен морским министром, а через несколько недель - на пост генерального контролера финансов и фактически руководил всеми внутренними делами страны.
На посту генерального контролера финансов он провел меры по оздоровлению финансов государства. А Тюрго пытался устранить нелепости и несправедливости в налоговой системе, снижая налоговое бремя для промышленности и торговли, умеряя аппетиты налоговых откупщиков. Кроме того, он пытался ограничить расходы бюджета, где одним из главных были расходы на содержание двора, хотя это наталкивалось на сопротивление расточительной Марии Aнтyaнeтты. А Тюрго восстановил кредит государства.
В числе важных экономических мероприятий 6ыло введение А. Тюрго свободной торговли зерном и мукой, а также ликвидация монополии, захваченной проходимцами.
В 1776 г. А. Тюрго удалось добиться одобрения Людовиком XVI шести эдиктов (законов), направленных на подрыв феодальной системы. Был опубликован эдикт, в котором осуждались злоупотребления феодалов, устранялись феодальные ограничения в торговле и производстве. Натуральные дорожные повинности заменялись денежными сборами, которые были обязаны выплачивать земледельцы. Запрещались сборы с хлебной торговли. Уничтожались все другие налоги с торговцев. Предлагалось упразднить ремесленные цехи и гильдии.
Важнейшими из этих мер были отмена дорожной повинности крестьян и ликвидация средневековых ремесленных цехов и гильдий. Эдикт об отмене цехов сам А. Тюрго признавал необходимым условием быстрого развития промышленности и формирования сословия предпринимателей. А. Тюрго пришлось выдержать ожесточенное сопротивление парижского парламента, борьба с которым длилась более двух месяцев. 12 марта 1776 г. после регистрации законы вступили в силу.
Но против министра-реформатора выступили все верхи французского общества и цеховая буржуазия, а также семья короля. Уже 12 мая 1776 г. Людовик XVI подписал отставку А. Тюрго, не осмелившись собственноручно вручить документ министру. Прогрессивные начинания были прерваны, большинство проведенных мер и указанные эдикты полностью или частично были отменены.
А. Тюрго был не только самым способным учеником Ф. Кенэ, он пошел дальше своего учителя. Для А. Тюрго характерен более глубокий анализ капиталистических отношений, что дало основание К. Марксу заметить: «У Тюрго физиократическая система приняла наиболее развитый вид».[4]
Главный экономический труд А. Тюрго «Размышления о создании и распределении богатств» написан в тезисообразной форме. Для него характерна предельная лаконичность. Всего тезисов 100.
Эти тезисы делятся на три части. В первой части, включающей 1-31-й тезисы, изложена физиократическая система, где чистый продукт выступает не просто как дар природы, а является результатом особой производительности труда работника в земледелии, который присваивается земельным собственником.
Вторая часть охватывает 32-48-й тезисы, посвященные стоимости, проблемам цен и денег. А. Тюрго не поддерживал трудовую теорию стоимости, отказался от нее и заложил основы субъективной теории полезности, которая получит в XIX в. широкое распространение. Согласно его теории меновая стоимость и цена товара определяются соотношением потребностей, интенсивностью желаний вступающих в обмен лиц - продавца и покупателя.
Третья часть работы, в которую входят последние 52 тезиса, содержит самые значительные научные достижения А. Тюрго, обеспечивая ему почетное место в истории экономической мысли. Здесь рассматриваются классовая структура, дан анализ капитала, а также доходов капиталистического общества.
А. Тюрго дополнил предложенную Ф. Кенэ трехчленную классовую структуру общества, сделав тем самым шаг вперед в понимании производственных отношений. Если физиократы выделяли производительный класс (земледельцы), собственники земли и бесплодный класс (все прочие), то у А. Тюрго последний класс «распадается, так сказать, на два разряда. Первый составляют предприниматели-мануфактуристы, хозяева-фабриканты; все они являются обладателями больших капиталов, которые употребляют для получения прибыли, давая работу за счет своих авансов. Второй разряд состоит из простых ремесленников, которые не имеют ничего, кроме своих рук, которые авансируют предпринимателям только свой ежедневный труд и прибыль которых сводится к получению заработной платы».[5] Класс земледельцев, как и класс фабрикантов, распадается на два разряда людей: на предпринимателей, или капиталистов, дающих авансы, и на простых рабочих, получающих зарплату.
Таким образом, А. Тюрго дал пятичленное деление общества, что было ближе к действительности, чем модель Ф. Кенэ.
Одно из центральных мест в работе А. Тюрго занимает проблема капитала, которую он рассмотрел более глубоко по сравнению с Ф. Кенэ. У Ф. Кенэ капитал - это авансы в натуральной форме (сырье, оплата труда и т.п.), приносящие чистый доход; он не связывал капитал с проблемой распределения доходов между классами общества. В системе Ф. Кенэ отсутствует прибыль. А. Тюрго, понимая происхождение труда (рабочий отделен от средств производства), выделил прибыль на капитал в качестве самостоятельного вида дохода, получаемого предпринимателем-капиталистом. Но трактует он ее как часть «чистого продукта», Т.е. как часть ренты. Это объяснялось физиократическими корнями его воззрений, согласно которым единственно производительным трудом, производящим больше того, что составляет оплата труда, является труд в земледелии.
Последнее произведение А. Тюрго «Мемуар о налогах» вышло в свет в 1778 г. Оно было написано для Франклина - нового друга из восставших американских колоний.
Физиократия в России
Участником собраний физиократов у Мирабо был русский посланник в Париже князь Дмитрий Голицын. Один из образованнейших людей «золотого века» Екатерины II, он рекомендовал лукавой «владычице Севера» пригласить в Петербург ученика Кенэ П. Мерсье де Ла Ривьера, закончившего свой главный труд «Естественный и необходимый порядок политических обществ» (1767). Заезжий физиократ нашел крепостной строй вопиющей противоположностью «естественному порядку», недипломатично излагал свои впечатления ( «деспотический произвол», «рабство», «низкая культура земли» и т.д. ) и доходил до утверждения, что «в России все необходимо уничтожить и затем вновь создать». Разумеется, языкатого француза пришлось отослать обратно.
Сам незадачливый Голицын в своих письмах в Петербург предлагал предоставить русским крестьянам личную свободу и право собственности на движимое имущество; оставив в помещичьей собственности землю, которую зажиточные крестьяне могут арендовать, а наиболее богатые – покупать. Таким образом в народе разовьется «свобода распоряжения избытками» - действенная причина «плодородия полей, разработки недр, появления изобретений, открытий и всего того, что может сделать нацию цветущей». Дипломат-физиократ советовал императрице показать пример помещикам, наделив правом собственности дворцовых крестьян. Самодержица лишь посмеялась.
Гораздо более серьезно она отнеслась к просьбе своего фаворита Григория Орлова и еще нескольких титулованных придворных учредителей «Патриотическое общество для поощрения земледельства и экономии», переименованное затем в Императорское Вольное экономическое общество. Его члены стали своего рода деятели прикладной физиократии. Среди них был родоначальник русской агрономии Андрей Болотов.
Заключение
Теория физиократов защищала капиталистическое производство, хотя на первый взгляд представляется, что физиократы - апологеты земельной собственности. Несмотря на то что сам Ф. Кенэ объявил себя идеологом феодализма, теория физиократов имела буржуазную сущность, так как они выдвинули требование о перенесении налогов исключительно на земельную ренту, считая, что промышленность должна быть ограждена от бремени налогов. Тем самым признавалась свобода предпринимательства и конкуренции. К. Маркс, характеризуя значение физиократов, писал: «В действительности же система физиократов является первой систематической концепцией капиталистического производства».[6]
Используемая литература
1. История экономических учений: Уч. Пособие /Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. – М.: ИНФРА-М, 2003.
2. Костюк В. Н.
История экономических учений – М.: Центр, 2001.
3. Ядгаров Я. С.
История экономических учений: Учебник 3-е изд-е. – М.: ИНФРА-М, 2002.
[1] Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе.-М.,1994,с.660.
[2] Аникин А.В. юность науки. – с. 159.
[3] Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения – Т. 26 – Ч. 1. – с. 12
[4] Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения – Т. 26 – Ч. 1. – с. 25
[5] Тюрго А.Р.Ж. Избранные эк. Произведения. – М.: Соцэкгиз, 1961.- с.129.
[6] Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения – Т. 24 – с. 405.