Итак, к концу IX века имело место объединение племенных союзов славян. Было создано милитаристское государство агрессивно настроенное на Византию и Хазарский каганат. Тип государственного строя – военная демократия. Ведущую роль занимали: народное собрание (вече), вожди и старейшины. Племенные союзы, входящие в Киевскую Русь того периода: варяги; чудь; словены; меря; весь; кривичи; древляне; северяне; поляне; радимичи и прочие, прозвавшиеся русью.
1.3. Народы, граничащие с Киевской Русью в VIII-XI в.
К концу первой главы, на мой взгляд, следует подвести итог о развитии восточнославянского государства, и ответить на вопрос, действительно ли Киевская Русь была недоразвитым государством по сравнению с государствами-соседями.
Византия, Хазарский Каганат, племена венгров, печенегов и других степных кочевников издревле граничили с Киевской Русью. Постоянный стрессовый фактор для русских границ. Фактор, держащий государство в постоянном напряжении. Войны, сменяющиеся кратковременным миром. Все это видело восточнославянское государство в IX веке. Соседствующие с Русью племена со временем диссимилировали в ней. Растворялись, принося свою культуру и забирая русские традиции. Наблюдалась интеграция в славяно-русский этнос.
Для начала хотелось бы рассмотреть диалог «молодой» к тому времени Киевской Руси с племенами степных кочевников.
Я уже ранее затрагивал обров (аваров), о которых говорил Нестор летописец, как о народе, притеснявшим славян, в частности дулебов в VII веке, еще до возникновения Киевской Руси. Обры представляли собой кочевой народ, селившийся в землях западнее реки Волыни. Основным занятием авар служило скотоводство. Однако, археологические данные свидетельствуют о том, что кроме скотоводства у авар в круг занятий входило и земледелие.
П.П. Толочко в своей работе «Кочевые народы степей и Киевская Русь»[9] утверждает, что «славяне позаимствовали от аваров организацию конного войска и элементы снаряжения всадника»[10].
Согласно данным археологических исследований авары имели высокое культурное развитие, а также совершенное по тем временам вооружение. При раскопках были обнаружены:
- украшения из бронзы, золота, серебра;
- слабоизогнутые сабли;
- стремена;
- тяжелые копья;
- ножи;
- седла, украшенные костяными резными пластинами;
- луки и стрелы.
Ученые считают, что славяне и авары воевали не только между собой. Есть свидетельства, что славянский и аварский народы выступали в союзе. Известно, что в 626 году союзные войска авар и славян осадили Константинополь. Однако, потерпев поражение, вынуждены были отступить.
Отдельное слово нужно сказать об этническом составе населения. Все дело в том, что помимо собственно аваров в Аварский каганат входили также славяне, болгары и еще несколько народностей. Причем, значительную часть составляло славянское население. К свидетельствам можно отнести труды Феофилакта Симокатты, который утверждал, что среди разгромленных византийцами в 601 году аваров, насчитывалась половина славян.[11]
По словам А.И. Асова «К IX веку авары растворились среди славян и венгров»[12]. П.П. Толочко пишет, что «последнее упоминание аваров в письменных источниках относится к 822 г. К этому времени, потерпев сокрушительное поражение от Карла Великого, они окончательно сходят со сцены истории». Летопись же говорит что обры были «велики телом, и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и доныне: „Погибли, как обры“, - их же нет ни племени, ни потомства».[13]
К соседям русского государства к IX веку относились также болгары, которые, по представлениям некоторых ученых являлись ответвлением хазар, отделившихся около VI вв. и ушедших за Дунай. Действительно, при археологических исследованиях были найдены черты, характерные для культуры хазарского народа, однако, исследуемая культура сильно отличалась от последней. Эти отличия имели кардинальный характер для того, чтобы можно было сказать о том, что Болгары являлись автономной народностью, имеющей самобытную культуру.
Среди памятников болгарской народности наиболее исследованным на данный момент является Верхнесалтовское городище. Очень подробно оно описывается П.П. Толочко.
«Хорошо исследованное Верхнесалтовское городище (неподалеку от Харькова) имело в древности мощную цитадель с каменными стенами толщиной до 4 м. и высотой 10-12 м., а также башнями, прямоугольными в плане, размерами 6 х 3 м. Другая часть поселения была укреплена земляными валами. Многолетние раскопки верхнесалтовского археологического комплекса (кроме городища здесь исследуется также катакомбный могильник) показали, что мы имеем дело с остатками большого города VIII-X вв., раскинувшегося на площади 120 га. Судя по характеру обнаруженного материала, это был крупный ремесленный, торговый и, возможно, административный центр.
Материальная культура его представлена орудиями труда – косы-горбуши, тесла-мотыжки, резцы, кузнечные инструменты, ножи; предметами вооружения – сабли, боевые топоры, наконечники копий и стрел, кистени; предметами конского снаряжения – удила, стремена, пряжки; украшениями – кольца, перстни, серьги, браслеты, декоративные бляшки для кожаных поясов и конской сбруи.
Практически вся керамика – кухонная, столовая и тарная – изготовлена на гончарном круге. Особым разнообразием форм и высоким качеством отличается столовая керамика. Поверхность ее всегда лощеная, цвет – серый, черный, реже желтый или красный. Преобладают кувшины, кружки, кубышки и миски. Своеобразны и неповторимы в формах салтовские кувшины – одноручные и двуручные, украшенные лощеными или рифлеными линиями».[14]
Следует заметить, что мы говорим не об оседлом, а о кочевом народе. Частенько приходилось выслушивать мнения, что кочевники представляли собой конгломерат безнравственных народов, безкультурное сборище и т.д. Именно здесь я ставлю акцент, потому что народы, о которых упоминается в данной главе являлись непосредственными соседями Руси и именно они являлись буфером между Киевской Русью и постграничными государствами. Именно они оказывали свое влияние на культуру Русского государства и именно они диктовали характер развития Киевской Руси.
Далее П.П. Толочко продолжает: «Жилища памятников салтово-маяцкой культуры делятся на три группы: юрты, полуземлянки и наземные жилища. Юрты исследованы преимущественно в степных районах Подонья и Приазовья, полуземляночные и наземные жилища – в лесостепных. Учитывая, что традиционным жилищем степных народов была юрта, можно предположить, что появление в их среде прямоугольных полуземляночных и наземных жилищ было результатом влияния оседлых соседей, в том числе и славян.
Весь облик материальной культуры салтово-маяцких памятников свидетельствует, что одним из основных хозяйственных занятий алано-болгарского населения было земледелие и оседлое скотоводство. Наличие пашенного земледелия подтверждают находки лемехов и чресел на городище Маяки, орудий уборки и переработки урожая, а также находки зерна или отпечатков различных злаковых культур.
Важное место в жизни носителей салтово-маяцкой культуры занимала торговля. Об этом, в частности, свидетельствует большое количество восточных монет на поселениях и могильниках, находки бус, серег, браслетов, зеркал, которые поступали с Востока и Кавказа. В сферу торговых интересов алано-болгар, по-видимому, входили и сопредельные с ними восточнославянские земли, куда поступала продукция салтовских кузнецов, ювелиров и керамистов».[15]
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что болгары являлись культурно развитым народом, обладающим передовыми по тем временам технологиями производства изделий для бытовых, сельскохозяйственных, ювелирных и военных нужд народа. Не стоит забывать, что на территории болгарской земли процветала торговля. Думаю, следует сделать вывод также об экономической развитости болгар, как кочевого народа.
С VIII века складываются активные экономические взаимоотношения между странами Восточной Европы и странами Востока. Известно, что к тому времени образовывается крупнейшая экономическая артерия, связывающая Запад и Восток. Этой артерией является «Шелковый Путь». В страны Востока отправляются караваны с золотом и рабами, с Востока движутся караваны с китайскими шелками и золотом. «Торговля с народами Востока шла главным образом по Волге и её притокам»[16]. Очень удачно выбранная территориальная позиция Хазарского Каганата позволяла совершать грабежи и набеги на соседние государства, не принося себе особого урона. Б.А. Рыбаков, говоря про Хазарское царство, не зря, судя по всему, подобрал термин «паразитарное государство»[17]. Также хазар упоминает летописец Нестор, называя их Козарами. Хазары до IX века совершали набеги на территории славян, обращая их в данников и рабов, угоняя их в плен и продавая на базарах Саркела и Итиля. Князь Олег с 884 года освобождает славянские союзы полян, северян, древлян и радимичей от уплаты дани хазарам «… и сказал им Олег: „Не давайте хазарам, но платите мне“».[18]
«Ведя грабительское полукочевое хозяйство, население этого государства втягивалось и в торговлю, которую вели купцы с Кавказа, из Средней Азии, Ирана, с одной стороны, и Киевской Руси, Новгородского Края – с другой. Эти купцы производили торговлю мехами, воском, кожами, идущими из районов Камы и более северных мест, в обмен на ткани, оружие из областей Кавказа и стран Азии».[19]