Смекни!
smekni.com

1. Краткая характеристика Киевской Руси IX в (стр. 4 из 13)

Для защиты хазарского народа от нападений как с Запада, так и с Востока была создана целая система крепостей в бассейне Дона, в центре Хазарии. После становления Киевской Руси над Хазарским Каганатом нависла угроза. Русь передвигалась на ладьях по Волге и в бою на море им не было равных. С целью защиты каганата от нападения с реки строится крепость Саркел.

Крепость Саркел исследовалась советскими археологами до того, как ее затопили воды Цимлянского водохранилища. Согласно заключению, крепость имела прямоугольную форму, площадью 193,5 х 133,5 м. Стены достигали толщины 3,75 м. и имели квадратные башни. Крепость делилась еще одной поперечной стеной на 2 части: в цитадель с донжоном можно было попасть только изнутри крепости.[20]

Профессор Петрухин в своей работе «Киевская Русь IX в. – 1263г.»[21] приводит документ, который является основным источником по истории Хазарского каганата. Этим документом служит еврейско-хазарская переписка. В этом письме царь Иосиф перечисляет ближних и дальних соседей Хазарии. Из представленного фрагмента письма хазарского царя Иосифа можно сделать вывод о развитии географии у хазар.

Хазарский Каганат продолжал практику грабежей и постоянных разоряющих набегов на земли близлежащих государств вплоть до 965 года. Именно в 965 году князь Святослав Игоревич усмирил державу-паразита.

Ближайшими соседями хазар ученые считают мадьяр (угров). Именно этот народ упоминается в византийских памятниках под этнонимом «турки». К области расселения угров ученые относят земли юго-восточной части Восточноевропейской равнины. Расселялись мадьяры в непосредственной близости от границ со славянскими народами. К югу от земель угорского народа находились земли Хазарии. К VI-VII, вероятно под давлением печенегов происходит переселение мадьяр из южно-уральских степей в район Медведицы и Хопра, а оттуда в так называемую Леведию. «Местонахождение последней до сих пор не имеет точной локализации. Большинство исследователей склонны располагать Леведию в причерноморских степях между Доном и Днепром. Э. Мольнар и И. Эрдели не согласились с этим выводом и отводят для этой венгерской страны лесостепную полосу между Воронежем и Киевом. По мнению М.И. Артамонова, мадьяры под давлением хазар изначально ушли в Причерноморские степи и заняли крайнюю западную оконечность хазарских владений в междуречье Днепра и Дуная»[22].

Как соседи Киевской Руси, так и Хазарии, мадьяры имели непосредственные отношения с каждым из вышеуказанных государств. Бытует мнение, что угорский народ на правах вассала у Хазарского Каганата и имел с ним симбиотические отношения. Однако, есть и противоположная точка зрения. Ученые, придерживающиеся ее считают, что крепость Саркел будто бы была построена для защиты Каганата от угров. Считаю эту версию неправдоподобной.

На сегодняшний день нет никаких данных об использовании уграми в военном деле кораблей. Как степняки-кочевники, мадьяры большое значение придавали конному, в крайнем случае пешему войску, но никак не кораблям. Возникает вопрос: «Зачем строить крепость на реке, если вероятнее всего нападение следует ждать с суши? Для защиты от кого, или для кого она была построена?»

В IX-X веках как морское, так и речное судоходство было хорошо развито у народов: викингов, руси, греков, римлян, арабов. Вероятнее всего Хазарам следовало ждать нападение с севера, по Волге. Вопрос: «От кого?» Ответ: «Вероятнее всего от Киевской Руси». Согласно логическому умозаключению, крепость Саркел не имела к уграм никакого отношения.

Если идея конфронтации угров и хазар отпадает, стало быть, отношения народов ограничивались миром. Это утверждение «находит подтверждение в сообщениях Константина Багрянородного, утверждавшего, что венгры «воевали в качестве союзников хазар во всех войнах»[23]. За мужество и военную помощь каган Хазарии «дал в жены первому воеводе турок, называемому Леведией, благородную хазарку из-за славы о его доблести и знаменитости его рода». В контексте дружественных отношений хазар и венгров может рассматриваться акция хазарского кагана по избранию архонта венгров. Вначале этот высокий титул был предложен Леведию, но тот отказался от этой чести в пользу Алмуца (Алмоша) либо его сына Арпада. В конечном итоге именно Арпад был коронован в архонты венгров. Как пишет Константин Багрянородный, этот ритуал был исполнен по древнему хазарскому закону – Арпада подняли на щите»[24].

В IX веке угорский народ имел непосредственно взаимодействие с восточнославянскими народами. «Восточные авторы (Ибн Русте, Гардизи) свидетельствуют о частых набегах венгров на земли славян, о захвате ими богатой добычи и пленных»[25]. Также о славяно-угорских взаимоотношения можно судить по словам из «Повести временных лет»: «Шли угры мимо Киева горою, которая прозывается теперь Угорской, пришли к Днепру и стали вежами: ходили они так же, как теперь половцы. И, придя с востока, устремились через великие горы, которые прозвались Угорскими горами, и стали воевать с жившими там волохами и славянами».[26]

П.П. Толочко считает, что отношения между уграми и славянами были весьма напряженными. Ссылаясь на замечание летописца – «бъша бо ходяще аки си половци» - П.П. Толочко утверждает, что угры были далеко не миролюбиво настроены по отношению к славянам.[27] Также автор книги «Кочевые народы степей и Киевская Русь» ссылается на свидетельства арабских летописцев: «Ибн Русте отмечал, что венгры «отводят этих пленников (славян) берегом моря к одной из пристаней Румской земли, где и продают их в качестве рабов»[28].

Говоря об угорской культуре следует отметить ее уникальность.

В Приазовье, а также в низовьях Дона были обнаружены поселения кочевников VII-IX вв. Первоначально их относили к болгарской культуре, однако, из немногочисленных археологических материалов были выделены артефакты, характерные для угорской материальной культуры. В результате проведения археологических раскопок были найдены и тщательно исследованы предметы домашней утвари, серебряные портупейные бляшки, украшения женской обуви.

В подведение итога следует отметить важность взаимодействия угорского народа со славянами, взаимопроникновение культур народов и оказание влияния на прогрессивное развитие становящейся Киевской Руси.

Печенеги – кочевой народ, соседствующий с Русью около двухсот лет. Печенеги упоминаются в «Повести временных лет»летописца Нестора, греки называли этот народ - «пацинаки», а арабские путешественники – «баджинаки».

На мой взгляд странно то, что печенеги упоминаются в летописных источниках разных авторов под похожими этнонимами. Угорский же народ Константин Багрянородный назвал «турками», а летописец Нестор – «уграми». Арабские летописцы говорили о мадьярах.

Оба народа были известны в одинаковой степени, но этнонимы венгров у разных авторов различны. Возможно ли полагать, что здесь мы как раз встречаемся с угорскими племенами? Или, не может ли это быть вызванным широким спектром влияния кочевого народа печенегов на культуры соседствующих государств?

Местом образования народности печенегов считаются прикаспийские степи и Нижнее Поуралье. Говоря об этнической принадлежности можно заметить, что при антропологических экспертизах помимо черепов, принадлежавших тюркским народам, были найдены черепа, принадлежавшие, вероятнее всего уграм. То есть печенеги представляли собой «сплав» кочевых народов. Хорошо заметил Озар Ворон, описывая печенегов: «…получается, что печенеги не так уж походили на привычный нам облик степняка с плоским носом, узкими глазенками, торчащими скулами и чахлыми волосками на верхней губе и подбородке. Автор X века Абу Дулеф описывает печенегов как людей «длиннобородых и усатых». В устах, скажем, китайца, такое описание стоило бы немногого, но пишет-то араб, представитель народа, растительностью на лице не обиженного! Печенеги, значит обладали внешностью если и не нордической, то вполне европеоидной; во всяком случае, киевлянин Х века, пращур украинцев, среди них мог сойти за своего. Да и немец Бруно-Бонифаций, что полвека спустя отправился в печенежские степи проповедовать христианство, не нашел их внешность достойной особого описания, что непременно бы произошло, походи печенеги на монголов или калмыков. Очевидно, печенеги были европеоидным, сармато-аланским по происхождению, лишь недавно перешедшим на тюркский язык, племенем»[29].

«Вероятно, уже в IX в. печенеги занимали степной район междуречья Дона и Днепра […] К концу IX в. печенеги овладевают причерноморскими степями (источники сообщают об их появлении а Причерноморье около 889 г.) и становятся заметной политической силой в Подунавье. В 896 г. Они в союзе с болгарами наносят чувствительное поражение Византии и расширяют свои владения до реки Сирет. Согласно данным Константина Багрянородного, к середине Х в. область расселения печенегов простиралась от Дона до Карпат. В этой области расселения он называет такие реки, как Днепр, Южный Буг, Днестр, Прут, Сирет»[30].

Рассматривая печенегов как соседей, нужно отметить их заинтересованность в межгосударственных конфликтах. Так П.П. Толочко пишет: «Печенеги не отличались постоянством своих политических ориентаций. Видя заинтересованность в них со стороны Византии, Руси, Болгарии и Хазарии, печенеги пытались максимально воспользоваться этой ситуацией. Поочередно они выступают союзниками каждой из названных стран, получая за это от них богатые дары»[31].