Смекни!
smekni.com

1. Краткая характеристика Киевской Руси IX в (стр. 6 из 13)

И все же многие авторы при сравнении развитости культуры Византии с культурами соседних государств особое предпочтение отдают первой. Вероятно, это все из-за того, что памятников-то больше осталось. И письменных, архитектурных и т.д. А что заимела Киевская Русь после принятия христианства? Находятся единичные памятники славянской письменности, религии. Но этого чересчур мало. Сейчас мы можем строить выводы только по летописным источникам того времени, археологическим находкам, и логическим объяснениям процессов, происходящих в государствах того периода.

1.4. Хозяйство и быт славян IX-XI вв.

Несколько слов здесь следует упомянуть о поселениях славян. В книге М. Семеновой «Мы – славяне!»[42] описывается применение термина «городище» и «селище» по отношению к населенным пунктам. Автор советует применять термин «городище» именно к месту, где раньше стоял город, а не к существующему поселению. Точно также мы с вами говорим о месте, где раньше горел костер – «кострище». Следуя этому наставлению, я буду употреблять непосредственно термины «поселения» и «города».

Вспомним скандинавов и их упоминание о Руси. Есть, мол, в землях на юге Русь Гардарик. «… скандинавы называли Русь Гардарик – Страна Городов. Пишут об этом и нынче, но редко кто преминет заметить, что-де слово «гард» в скандинавских наречиях обозначало вовсе не город, а просто огороженное поселение, хутор.

Так что же – «Страна Хуторов»? Чем же тогда Русь отличалась в глазах скандинавов от их родины? Хуторов там было побольше, чем на Руси. И еще –Новгород по-скандинавски Хольмгард. Киев – Кенугард. Пожалуй, найдутся охотники утверждать, что в IX-X вв. эти русские города были не более чем «огороженными местами». И мнение Титмара Мезербургского, называвшего Киев «соперником Константинополя», «знатокам» не указ. Что им какие-то современники и очевидцы! Они, спустя тысячу лет, лучше знают – не мог быть Киев соперником столице Византии, и точка! Вот только сама эта столица в сагах называется … Микльгард»[43].

Сложно обстояло дело с переносом городов и сел с места на место. При возникновении очагов заболевания людей, горожане отправляли больных на карантин. Больной скот сжигался. Если заболевание получало широкое распространение и переходило в рамки эпидемии, люди предавали огню все поселение и переходили на другое место, оставляя за собой лишь городище.

При этом Византийскую империю очень долго преследовали кошмары, связанные с морами. Города из камня не имели возможности к перемещению в другие места.

Колодцевая система водоснабжения городов, кремлей, слобод, деревень и сел была известна по всей территории Киевской Руси. Колодцы до сих пор сохранились в деревнях и не собираются выходить из обихода. Никогда колодец не уступит место водопроводному крану, если даже появится такая возможность. По чистоте воды колодцы Киевской Руси были явно впереди водохранилищ Константинополя. Стоит отметить, что в колодце вода не стоит. Грунтовые воды постоянно находятся в движении, что нельзя сказать о воде, находящейся в подземных хранилищах пресной воды в Царьграде.

Дренажная система на Руси использовалась повсеместно. «Первоначально с этой целью устраивались канавы, иногда укрепленные жердями и плетнем и обязательно укрытые сверху, чтобы избежать засорения. Они отводили излишние грунтовые воды в большие отстойные бочки, специальные колодцы или просто в реку. С XI века в Новгороде стали применять самые настоящие трубы, сделанные из бревен, расколотых вдоль, тщательно выдолбленных и вновь скрепленных с помощью бересты».[44] В Византии и восточных государствах в то время использовались глиняные дренажные системы. Деревянные канализации менее долговечны, зато более экологичны.

К VIII-IX веку ученые отмечают распад родовых общин на территории Киевской Руси. Однако, есть предположения, что процесс разложения родово – общинного строя произошел намного раньше VIII века. Эти предположения основываются на конкретизации полученных данных о государственном устройстве Руси. Родово-общинный строй характеризуется своей дискретной структурой. Чужеземцы не могут входить в монолит родовой общины. Также для существования родовой общины не требуется большая площадь поселения, не требуются торговые связи и преобладает натуральное хозяйство. Одним словом – что посеял, то пожал. Однако, на рубеже VIII-IX века мы наблюдаем организованное государство с крупными городами и ремесленными центрами. «…торговля соболями, белками и прочими мехами, которые они продают покупателям. Получают они назначенную цену деньгами и завязывают их в свои пояса»[45] - так описывал Ибн Русте в Х веке основные занятия северных славян. В своих заметках Ибн Русте делает акцент на том, что «…у них много городов, и живут они привольно. […] гостям (русы) оказывают почет, и с чужеземцами, которые ищут их покровительства, обращаются хорошо, так же как и с теми, кто часто у них бывает, не позволяя никому из своих обижать или притеснять таких людей»[46]. Из археологических материалов и свидетельств IX века следует, что к тому времени в Киеве проживали не только славяне, но и хазары, греки, и другие народы, поддерживая при этом мирные взаимоотношения. При этом к найденным артефактам относятся восточные и византийские монеты. Они получили широкое распространение от южных границ Руси до Ладожского озера, что доказывает непосредственные торговые связи Руси со странами Запада и Востока.

К основным видам деятельности славян относятся сельское хозяйство, скотоводство и охота. Причем, южные славяне уделяли большее значение возделыванию земель и выращиванию зерновых культур. Более благоприятные для земледелия климатические условия позволяли славянам осваивать новые земли и получать большие урожаи. «О составе культурных растений, возделывавшихся восточными славянами в V-IX вв., вполне можно судить по находкам зерна на поселениях. Находки зерен злаков и отпечатков зерна на глиняной посуде или обмазке при археологических исследованиях памятников Днестровско-Прутского междуречья позволяют утверждать, что славяне возделывали почти все культуры – просо, мягкую пшеницу, овес, ячмень и др. При раскопках Новотроицкого городища выявлены обгорелые зерна пшеницы двух сортов – твердой и мягкой, озимой ржи и, вероятно, проса […]. Исследованиями зерновых остатков, полученных при раскопках нижнего слоя Старой Ладоги, показано, что основную массу их составляют зерна пшеницы двузернянки – полбы, меньшая часть принадлежит зернам мягкой пшеницы, овса, ячменя, ржи и проса. В слоях Х века Новгорода среди зерновых находок преобладают зерна проса, меньше зерен ржи, ячменя и пшеницы»[47]. Из вышеизложенного следует сделать вывод, что земледелие играло огромную роль в жизни славян. Площади распространения земледелия на территории Киевской Руси огромны. Пахотное хозяйство распространялось по всей территории государства. Орудия труда найдены не только в крупных городах, но и при раскопке небольших поселений славян.

Еще одной очень важной отраслью народного хозяйства славян являлось животноводство. В.В. Седов пишет, что: «…костные остатки выявлены при раскопках многих поселений и дают исчерпывающее представление о составе стада. Первое место всюду должно быть отведено крупному рогатому скоту. Кости крупного рогатого скота составляют до 50% (а на некоторых поселениях – и более) остеологического материала, связанного с домашними животными. Очевидно, стада крупного рогатого скота были важнейшим богатством славянской общины. Мясо его употреблялось в пищу, кроме того, крупный рогатый скот использовался для получения молока и молочных продуктов, а в южных землях восточнославянской территории, может быть, и как тягловая сила в пашенном земледелии. О значении крупного рогатого скота в жизни восточных славян ярко говорят письменные источники. Прокопий сообщает, что славяне «считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие обряды». О почитании почитании быка славянами пишет Гардизи. Бык является обязательным элементом всякой скотоводческой братчины – культового общинного пира.

Второе место в остеологической коллекции из восточнославянских поселений второй половины I тысячелетия н.э., принадлежит костям свиньи, третье – мелкого рогатого скота, четвертое – лошади. Овцы и козы использовались для получения молочных продуктов и шерсти. На поселениях Прутско-Днестровского междуречья найдены глиняные сосуды с отверстиями в придонной части тулова и днища, предназначенные для приготовления из молока творога»[48].