Народы Киевской Руси еще до ее образования, как государства тесно взаимодействовали друг с другом. Племенные союзы были тесно связаны между собой. Межплеменные отношения поддерживались благодаря постоянному потоку генов при образовании новых семей и родов. Широкая площадь территории и небольшая плотность населения Восточно-Европейской равнины вели к взаимодействиям родов посредством родственных уз. Отсутствие изоляции в данной области обеспечивало увеличение панмиксии генов и сокращение инбридинга в популяциях. Эту тему я затрону немного позже. Но к образованию единого государства, народы были крепко связаны друг с другом, обеспечивая единство популяции. Арабские авторы свидетельствуют, что русы «высокого роста, статные и смелые при нападениях». Говоря о народе, у которого поощряются кровнородственные браки, вряд ли арабский историк не напишет. Все дело в том, что при инбридинге (кровнородственных браках) возникает большая вероятность развития врожденных аномалий. Чем ближе родственник, тем больше процент вероятности. Арабские современники Х века упоминают лишь красоту русов, но никак не уродства. Следует полагать, что кровнородственные связи были запрещены.
Исходя из данных, приведенных в этой главе модно сделать вывод, что Киевская Русь IX-X века являлась развитым государством по следующим параметрам:
- высокий статус культуры, литературы, письменности, мифологии, обрядности славян-язычников;
- политическая структура государства;
- правовая и судебная деятельность;
- военная мысль и практическая военная подготовка;
- экономические связи, посольства и дипломатия;
- сельское хозяйство, ремесла;
- судоходство, география;
- градостроительство;
- медицина и др.
По всем вышеперечисленным параметрам «молодое» государство никаким образом не уступало своим соседям. Оно пережило авар, хазар, мадьяр, печенегов, при постоянных их набегах на приграничные территории. Под предводительством Святослава Игоревича разгромило Хазарский Каганат и расширило свои территории. Выдержало и нападки Восточного Рима со знаменитым «греческим огнем». Выдержало. Под постоянным прессом агрессивных соседей государство обязано было развиваться прогрессивно для отражения атак агрессоров. Если бы этого не произошло, «добродушные» соседи с огромным удовольствием подчинили бы себе славян, а Киевская Русь канула в лету.
Глава II
Медицина Киевской Руси
2.1. Проблематика понятия.
Для того, чтобы понять, о чем пойдет речь в данной главе, следует разобраться, что означает термин «медицина». Итак, заглядываем в словарь Ожегова. Читаем: «Медицина - совокупность наук о здоровье и болезнях, о лечении и предупреждении болезней»[58].
Ниже следует другое определение термина: «Медицина - совокупность наук о здоровье и болезнях, о лечении и предупреждении болезней, а также
практическая деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней»[59].
Медицина подразделяется на научную и народную. Вот с научной более или менее понятно. Физики, математики, фармакологи, биохимики и другие специалисты различных областей науки приводят логические, метрические и цифральные объяснения процессам, происходящим в организме человека под действием определенных факторов воздействия. Если эти факторы воздействия являются благоприятными и оказывают лечебный эффект на организм человека, то их помещают в раздел научной медицины. Сюда с некоторых пор относится ультрафиолетовое излучение, лазер, радиация и т.д.
Термин народная медицина также нуждается в определении. Согласно приказу Минздрава РФ №222 от 20.09.1993 г.[60], «Народная медицина – это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». Особое внимание хочу уделить последней строке: «…не зарегистрированные (методы) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». То есть, если терапевтическому средству есть научное объяснение, но оно не зарегистрировано законодательством Российской Федерации, по каким либо причинам, то оно сразу относится к народной медицине. И совсем ничего, что до образования законодательства Российской Федерации остается всего-навсего 10 – 11 веков. А с другой стороны, какая больному человеку разница, согласно какой медицине его будут лечить, главное чтоб помогло. К народной медицине относят заговоры, лечение продуктами жизнедеятельности пчел (апитерапия), бани, продукты животного происхождения (желчь, кровь, мясо и т.д.). Кстати, апитерапию до сих пор никак не переведут в разряд научной медицины, хотя имеются к этому предпосылки. До сих пор из обихода не выходят различные обереги, получившие свое развитие еще в дохристианские времена. У меня возникает вопрос: «Куда отнести действие воды и звука? К научной, или к народной медицине?». По сути дела, заговоры на воду используются по сей день. И всегда они относились к разделу народной медицины, однако, с развитием науки были доказаны некоторые лечебные свойства воды и звуковых волн. Так что теперь мы можем их относить и к научной медицине? Неспроста же древние так ценили воду и слово. Знали, значит. Знали свойства веществ так, как не знаем мы. Можно с этим не соглашаться. Ведь нет у историков на руках документов, письменных источников этих знаний. Нет. Пока нет. Но, как говорится, незнание законов не освобождает от ответственности.
Что касается вопросов гигиены, в частности, является ли она областью медицины, то отвечу следующим образом: гигиена является наиболее древней отраслью медицины. «Гигиена - это область науки, в частности медицины, изучающая влияние условий жизни, труда на человека и разрабатывающая профилактики различных заболеваний; обеспечивающая оптимальные условия для существования; сохраняющая здоровье и продлевающая жизнь»[61]. Первые упоминания о гигиене приходятся на времена правления фараонов Древнего Египта, однако, зачатки гигиены появились вместе с первобытным человеком. Гигиена подразделяется на современную научную, занимающуюся разработкой профилактических мер и проведению мероприятий по предотвращению распространения инфекционных заболеваний, и народную гигиену – ту, которую на протяжении длительного периода времени народ применяет в обыденной жизни, иногда, даже не задумываясь о происхождении гигиенических начал совершаемых действий. Ю.П. Лисицын ставит рядом такие понятия, как «народная медицина» и «народная гигиена». Он замечает, что «с понятием народная медицина связано и представление о народной гигиене, отделение которой от медицины – условное, так как традиции, правила, наблюдения о вреде нечистого воздуха, воды, загрязнения почвы и, что особенно важно, недоброкачественного питания вошли в арсенал народной медицины и использовались в лечении и для профилактики болезней».
Итак, все, о чем пойдет речь будет относиться к медицине, но к народной, не научной. Это стоит взять в толк. Ведь тогда-то, 11 веков назад, законодательства Российской Федерации не было, как не было и самой Российской Федерации, а приказ – есть документ, действующий на всей территории государства. И еще, говорят, с приказом не спорят. Спорить не буду. Все отрасли медицины, любое направление, даже хирургию основанную на научных знаниях, я обязан отнести к народной медицине. Да простят меня хирурги!
2.2. Письменность и медицина.
Альфа, бета, гамма… а можете перечислить весь греческий алфавит? А составить на нем несколько предложений? Думаю, будет немного трудновато. А вот двум грекам Кириллу (827-869) и Мефодию (815-885), принесшим «кириллицу» в земли славян, придумать азбуку показалось легко. Мало того, что придумать, так еще и распространить с невероятной скоростью. Я уже упоминал меч с кириллической надписью «Людота коваль», относящийся к IX веку. «…в Новгороде найдена, в слоях Х века, очень любопытная вещь. Это деревянная бирка - своеобразная пломба для мешка с княжьей данью. Можно сказать, юридический документ! Бирка-пломба помечена личным знаком старшего сына и наследника нашего героя (Святослава), Ярополка […]. Надпись гласит: «Мечничь мех в тех метах», то есть «этим помечены мешки мечника (княжеский сборщик податей) […]. В слоях IX-X веков русских городов найдены роговые и костяные «писала» - стержни для письма. Они украшены изображениями медвежьих голов и многоликих славянских Божеств. И писали им явно не христиане […]. Ибн Фадлан пишет, что на могиле сородича русы установили столб с его именем и именем «царя русов». Другой араб, Аль Недим, видел некий «пропуск», начертанный русским воеводой для посла иноземцев на куске белого дерева»[62]. Это еще не все доводы, которые приводит Озар Ворон для того, чтобы доказать, что письменность на Руси существовала и без участия Кирилла и Мефодия. Еще одним источником древнеславянской письменности является так называемая «Велесова Книга». Ее авторы неизвестны, однако, можно с уверенностью сказать, что писалась она древними славянами-язычниками.