Смекни!
smekni.com

1. Краткая характеристика Киевской Руси IX в (стр. 9 из 13)

Вот почему у двух алфавитов, греческого и русского так мало общего.

Однако, все таки, Солунские братья внесли свой вклад в русскую письменность. Было изъято несколько букв и звуков, не представляющих для греков особой важности. Так «велесовица», настоящая русская письменность, была переделана в «глаголицу». Но с этой реформой русская речь потеряла намного больше, чем просто несколько звуков. Она потеряла энергию, говоря о сакральном, а если перевести на язык физики, волновые колебания определенной частоты, определенным образом воздействующие на наш организм. «При христианизации в азбуке были уничтожены девять важнейших русских образов, за что монахи (Кирилл и Мефодий) получили карьерное продвижение, их причислили к лику святых.

Мы также привыкли считать, что реформа русского языка 1917-1918 г. от Ульянова-Луначарского ликвидировала неграмотность в стране. Миллионы простых крестьян и рабочих взялись за учебники. На самом же деле они не учились, они переучивались […]. Луначарский не только сократил азбуку еще раз. Он заменил все буквенные образы на фонемы. Азбука исчезла. Ее подменили алфавитом.»[63].

Что мы можем почерпнуть из источников исследуемого периода? Летописец Нестор упоминал о клятве, данной Святославом в Доростоле, датируемой 971 годом. Нестор пишет: «…будем прокляты от бога, в которого веруем, — в Перуна и в Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото, и своим оружием посечены будем…»[64]. А вам ничего не говорят слова «…желты, как золото…»? При заболеваниях печени, изменяется пигментация кожи. Кожа становится золотым цветом. Судя по всему, летопись утверждает наличие эпидемии гепатита.

Таким образом прослеживается взаимосвязь письменных источников того времени с развитием и распространением медицины.

2.3. Средства традиционной народной медицины Киевской Руси IX-X вв.

В IX-X веках Киевская Русь отвоевывала у соседних народов крупные территории, и обороняла свои. При ведении тактики постоянных походов, следует тщательно следить за состоянием здоровья своих воинов – это знает каждый полководец. Здоровье и боевой дух – две основные характеристики воина. При ведении войны, согласно размерам территорий, которые приходилось преодолевать войскам маршем, затрачивалось большое количество времени. Войско быстро уставало, даже несмотря на то, что движение могло совершаться при помощи конной тягловой силы. В результате сражений помимо убитых воинов много оставалось покалеченными. Думаю, бросать раненых на поле боя – это кощунство, да и вряд ли такое отношение к ним практиковалось. Стало быть, существовали военные госпитали, или их зачатки. Византийский историк Феофилакт Симокатта описывал картину, произошедшую после очередной битвы войска Ираклия с мидийцами. Возвращавшись в лагерь византийцы увидели война, боровшегося со смертью. Он был проткнут четырьмя мидийскими дротиками. Феофилакт описывает действия ромейских воинов: «Воины, окружавшие Ираклия, увидав героя, истекающего своей благородной кровью, пораженные его блестящей храбростью, положили его на коня и доставили в укрепленный лагерь»[65]. В лагере над воином трудились врачи. Таким образом ромейский автор ясно дал знать, что на полях сражений для помощи раненным применялись госпитали. Не сомневаюсь, что подобия госпиталей практиковались и в Киевской Руси.

Стоит разобраться в том, кто имел право заниматься целительством. Многие ученые спорят, в чем разница между жрецами, волхвами, знахарями и лечцами. Думаю, для того, чтобы не запутаться следует дать определения всем классам. «Жречество (служитель - жрец) - группа людей, занимавшаяся изучением природных явлений и отправлением культов в архаичных цивилизациях. Жрецы почитались как посредники в общении людей с миром богов и духов. По своему значению жрецы были предшественниками учёных, юристов, врачей, философов и т.д.»[66]. «Волхвы - особый класс людей, пользовавшийся большим влиянием в древности. Это были «мудрецы» или так называемые маги, мудрость и сила которых заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям»[67]. Вот тут сложнее. Чем тогда волхвы отличались от знахарей? «Знахарь - «народный» врачеватель, ведун»[68]. То есть волхв знает, но не лечит? «Ведун или вещун - (в мифологии) человек, одаренный сверхъестественной мудростью. Происходит от слова «Ведать». В славянской мифологии ведуны - синонимы слов ведьмак, ведьма, маг. Активные ведуны практикуют волшбу (магию) и являются волхвами»[69]. Из последнего определения следует, что все четыре класса (жрецы, волхвы, знахари, ведуны) являются в той или иной мере служителями медицины. «На Руси издавна развивалась народная медицина. Народных врачевателей называли лечцами. О них говорится в «Русской Правде» - древнейшем из дошедших до нас своде русских законов, который был составлен при Ярославе Мудром (в первой четверти XI в.) и впоследствии многократно переписывался и дополнялся. «Русская Правда» законодательно устанавливала оплату труда лечцов: по законам того времени человек, нанесший ущерб здоровью другого человека, должен был уплатить штраф в государственную казну и выдать пострадавшему деньги для оплаты за лечение»[70]. Очень похожая картина наблюдалась в Византийской империи Х-XI в.

К 1073 и 1076г. относятся так называемые «Изборники». В них, помимо сочинений византийских авторов упоминаются лечцы, лечащие травами и мазями, а также лечцы-хирурги, умеющие делать прижигания и «разрезать ткани»[71]. Хирургия является областью медицины, в которой важную роль играют знания анатомии человека. По статистике, 80% исхода операции зависит от знания врачом анатомии. Анатомия, как наука получила широкое распространение практически во всех странах древнего мира. Она была известна в странах Востока, в Египте, Греции. Несомненно, анатомия изучалась в Византийской школе медицины. И развита она была неплохо, о чем говорит упоминание Феофилакта Симокатты: «…там они извлекли и удалили стрелы, торчавшие в его теле; вытащить же копье, которое было у него в боку, они не решались: эти люди, испытанные в искусстве Хирона и Махаона, тихо говорили между собой, что если извлечь это копье, то в месте с ним выйдет и его душа»[72]. В данном упоминании прослеживаются черты военно-полевой хирургии с элементами анализа. Врачи, основываясь на знания анатомии сделали заключение о тяжести данного случая и бессмысленности дальнейшего вмешательства. Хирургия часто рассматривалась, как эмпирический путь терапии. Веками хирурги отрабатывали манипуляции «на авось», вдруг получится. Получилось – хорошо, не получилось – увы… Опять же повторюсь, веками, а не годами. В «Изборниках» упомянутые лечцы-хирурги, судя по всему, издавна нарабатывали практику операций в Киевской Руси. А известны стали только благодаря уцелевшим «Изборникам».

Одним из наиболее известных видов лечения и по сей день является апитерапия. Очень мало о ней упоминается в современных источниках по медицине Киевской Руси. «Апитерапия (от лат. apis «пчела») - общее название методов лечения продуктами пчеловодства, благодаря которому эффективно протекают процессы восстановления организма»[73]. Следует напомнить, что пчела была известна человеку еще со времен палеолита. Этому свидетельствует наскальный рисунок в Паутинистой пещере рядом с селом Бикорпа, в Испании. На рисунке изображен человек, отбирающий мед из пчелиного дупла. Местом обитания пчел первоначально были леса, однако, с течением времени человек нашел способ содержания пчелиных семей рядом со своим жилищем[74]. Что мы называем бортничеством? «Бортничество (от слова «борть» - дупло дерева) – старейшая форма пчеловодства, при которой пчёлы живут в дуплах деревьев»[75]. Стоит вспомнить, что мед, по свидетельствам восточных летописцев, был одним из экспортных товаров славян. Мед уходил на нужды населения и выходил на продажу. Возникает вопрос: «Откуда бралось такое количество меда?» При таком раскладе пчелиных семей не хватит. Дело в том, что у борт есть одна особенность. При вмешательстве, человек мог проникнуть внутрь гнезда (например, для отбора мёда), только разрушив жилище пчёл. Жилище рушится – пчелиная семья покидает дупло. Семья покидает дупло – человек лишается меда. Делаю вывод, что помимо сбора дикого меда, в Киевской Руси IX-X в. использовали систему ульев. Озар Ворон сделал акцент на технологии пчеловодства, полученной из арабских источников: «Ибн Русте в Х веке описал у славян самые настоящие ульи-колоды, даже название на свой лад сообщил – «улидж»[76].

Итак, апитерапия являлась одним из известных нам видов терапии в Киевской Руси. Помимо меда лечились прочими продуктами жизнедеятельности пчел: пчелиным ядом, пергой, прополисом и воском.

О целебных свойствах меда писали ученые античности: Пифагор, Аристотель, Демокрит, Диоскорид, Гомер и Гиппократ. Авиценна в книге «Канон врачебной науки» приводит десятки рецептов, в состав которых входили мед и воск[77]. Именно арабские историки Х писали о продаже им славянами меда. Возникает вопрос: «Из какой страны привезенный мед описывал Авиценна в своем труде?». Жаль, что этот вопрос остается риторическим.

Наверно, самым распространенным видом народной терапии является траволечение. Под траволечением понимается употребление трав и продуктов, полученных из них с целью оздоровления. Огромное значение для истории медицины имеет происхождение лекарственного растения. В настоящее время врачи – фитотерапевты, прописывая пациенту определенное лекарственное растение, мало задумываются откуда «пришло» оно к нам. Современная фитотерапия основывается на накопленный веками и тысячелетиями опыт народных целителей, а также открытия в области биохимии, фармакогнозии и фармакологии. Но, что мы можем знать об употреблении в медицинских целях растений в IX-X вв.? И каких растений? «Вот что рассказывает легенда о вахте трехлистной. Одна из русалок, несмотря на запрет водяной царицы Волховы, вышла вечером из подводного царства погулять среди людей. Узнав об этом, царица запретила ей возвращаться под воду и оставила на берегу «нести вахту»: предупреждать путников о топких болотистых местах. Горько плакала от тоски русалка и превратилась в красивое растение. Оно исцеляет от многих болезней»[78].