Смекни!
smekni.com

Рекомендации по планированию и корректировке проведения сеансов итнп план проведения сеанса итнп (стр. 17 из 18)

где h=2 – высота подвеса светильника над рабочей поверхностью, м;

А=5, В=4 – характерные размеры помещения, м.

Получаем:

.

Определяем коэффициент использования светового потока ламп

.

Выбираем тип люминесцентных ламп низкого давления из таблицы :

Тип лампы

Световой поток, лм

Лампа ЛБ-20

1180 лм

Лампа ЛБ-30

2000 лм

Лампа ЛБ-40

3000 лм

Подставляем все численные значения в формулу для трех типов

ламп:

Из трех вариантов необходимо выбрать наиболее экономически выгодный. Для определения оптимального варианта необходимо найти удельную мощность для каждого из типов ламп по формуле:

Результаты расчетов приведем в таблице и выберем более экономически выгодный вариант.

Тип лампы

Световой поток, лм

Количество светильников

Лампа ЛБ-20

1180 лм

12

708

Лампа ЛБ-30

2100 лм

6

630

Лампа ЛБ-40

3000 лм

5

750

Выбираем вариант 2: ЛБ-30.

Размещение осветительных приборов

При выборе расположения осветительных приборов руководствуются двумя критериями:

1) обеспечение высокого качества освещения, ограничение ослепленности и необходимой направленности света на рабочее место.

2) наиболее экономичное создание нормированной освещенности.

Для равномерного общего освещения люминесцентными лампами светильники располагают рядами параллельно стенам с окнами.

Наивыгоднейшее светотехническое расположение светильников, при котором достигается наибольшая равномерность освещенности по площади помещения для светильников ОДОР

. Высота подвеса над рабочей поверхностью h = 2м. Тогда расстояние между соседними светильниками (между рядами светильников):

Расстояние от стен до крайнего светильника:

Число рядов светильников:

Число светильников в ряду:

Суммарная длина светильников в ряду определяем по формуле:

где 1св - длина светильника, м ;

= 0.909 - длина лампы, м;

Отсюда расстояние между светильниками в ряду определяем по формуле:

По результатам расчетов и исходным данным начертим схему расположения светильников в помещении



12.3. Снижение нагрузки за счёт использования эргономичного интерфейса программного продукта.

Интерфейс программного продукта.

Особенность восприятия информации с экрана монитора органами зрения исследователя, проводящего моделирование на ПЭВМ

Экран монитора является источником света, на который в процессе работы непосредственно обращены органы зрения пользователя, что вводит оператора в другое психофизиологическое состояние.

Привязанность внимания пользователя к экрану монитора является причиной длительности неподвижности глазных и внутриглазных мышц, что приводит к их ослаблению.

Длительная и повышенная сосредоточенность органов зрения приводит к большим нагрузкам а, следовательно, к утомлению органов зрения, способствует возникновению близорукости, головной боли и раздраженности, нервного напряжения и стресса.

Длительная привязанность внимания пользователя к экрану монитора создает дискомфортное восприятие информации, в отличие от чтения обычной печатной информации.

Экран монитора является источником падающего светового потока на органы зрения пользователя, в отличие от обычной печатной информации, которая считывается за счет отраженного светового потока.

Информация на экране монитора периодически обновляется в процессе сканирования электронного луча по поверхности экрана и при низкой частоте происходит мерцание изображения, в отличие от неизменной информации на бумаге.

Требования и критерии оценки интерфейса программы

Интерфейс программного продукта служит для взаимодействия пользователя с программным продуктом, для:

Выполнения операций, определяемых возможностями программного продукта.

Считывания информации, полученной в результате выполнения операций, а также справочной информации.

Ввода данных и параметров для выполнения операций

Форматирования и определения представления выводимой программой информации.

При проектировании программного интерфейса, рекомендуется учитывать следующие особенности:

- Большинство людей читают экран слева-направо и сверху-вниз.

- Данные на экране должны быть структурированы и ранжированы, для определения пользователем относительной важности различных элементов данных.

- Человек лучше воспринимает логически сгруппированную информацию в небольших количествах (не более 10 элементов).

- Человек быстро обучается и с течением времени образ его взаимодействия с программой меняется.

Привычным расположением элементов программного интерфейса следует принять:

- расположение основного меню программы вдоль верхнего края окна программы или видимой области программного интерфейса;

- расположение наиболее важных панелей инструментов или графических элементов для выполнения основных операций - под основным меню программы или вдоль левого края окна программы или видимой части интерфейса программы;

- расположение окна для ввода строковых команд - вдоль нижнего края окна программы или видимой части интерфейса программы;

- расположение статусной строки или панели текстовых подсказок - вдоль нижнего края окна программы или видимой части программы;

Основные критерии оценки интерфейсов пользователями:

- простота освоения и запоминания операций системы - конкретно оценивают время освоения и продолжительность сохранения информации в памяти;

- скорость достижения результатов при использовании системы - определяется количеством вводимых или выбираемых мышью команд и настроек;

- субъективная удовлетворенность при эксплуатации системы
(удобство работы, утомляемость и т.д.).

Причем для пользователей-профессионалов, постоянно работающих с одним и тем же пакетом, на первое место достаточно быстро выходят второй и третий критерии, а для пользователей-непрофессионалов, работающих с программным обеспечением периодически или эпизодически и выполняющих сравнительно несложные задачи - первый и третий.

С этой точки зрения на сегодняшний день наилучшими характеристиками для пользователей-профессионалов обладают интерфейсы со свободной навигацией, а для пользователей-непрофессионалов - интерфейсы прямого манипулирования.

Требования к интерфейсу программного продукта

Для сокращения времени на обучение, уменьшению морально-психологической нагрузки на пользователя и повышению эффективности работы, интерфейс программного продукта должен:

Поддерживать единообразие интерфейса в рамках программного

продукта для различных модулей.

Элементы интерфейса, обеспечивающие выполнение распространённых операций имеет смысл располагать аналогично подобным элементам в наиболее хорошо знакомым пользователю продуктах.

Для обозначения графических элементов интерфейса, определяющих распространённые операции, необходимо использовать пиктограммы и графические символы, устоявшиеся и ставшие стандартом «де-факто» или хорошо знакомые пользователю в силу его специализации.

Выполнение операций, запрашивающих большое количество взаимосвязанных параметров имеет смысл выполнять в виде «мастеров» для избежания возможности ввода пользователем некорректных параметров.

Для операций, требующих ввода большого числа параметров, имеет смысл помимо поэтапного графического интерфейса ввести режим командной строки, позволяющий ввести все эти параметры в единой строке.

Обеспечивать программу возможностью вызова справки по возможностям работы программы и способам выполнения определённых операций.

Обеспечивать программу возможностью вызова контекстной справки при выполнении операций для пояснения смысла вводимых и выводимых значений и требуемых действий.

Обеспечивать возможность сделанных изменений и откат на шаг назад при выполнении многошагового мастера или выход в главное меню.