Смекни!
smekni.com

Десять лекций, прочитанных для работающих на строительстве Гётеанума в Дорнахе с 2 августа по 30 сентября 1922 г. Перевел с немецкого Александр демидов (стр. 17 из 39)

И точно так же, как вы имеете печень, постоянно наблюдающую за пищеварительной деятельностью, вы имеете в себе еще и некую мыслительную деятельность, о которой в обычной жизни совсем ничего не знаете. Эта мыслительная деятельность — о ней самой вы пока еще не знаете, вы знаете только об органе — эта мысли­тельная деятельность точно так же дополняет воспри­нимающую, ощупывающую деятельность печени, как мозг дополняет мышлением воспринимающую деятель­ность глаза; каким бы странным вам это не показалось, указанная мыслительная деятельность осуществляет­ся посредством почек, посредством системы почек.

Система почек, которая согласно обычным пред­ставлениям служит лишь для выделения мочи, вовсе не является таким неблагородным органом, каким при­нято ее считать; почки, в обычном случае служащие лишь для выделения жидкости, в совокупности с пече­нью развивают некую внутреннюю активность, внут­реннее мышление. Почки тесно связаны и с мышле­нием мозга, так что при нарушениях мозговой дея­тельности оказывается нарушенной и деятельность почек. Допустим, что мы начинаем способствовать неправильной работе мозга у ребенка. Мозг работает неправильно, если мы побуждаем ребенка слишком много учиться — я в последний раз уже указывал на это, — если мы побуждаем его слишком много рабо­тать на запоминание, работать с памятью, слишком много заставляем учить наизусть. Кое-что следует заучи­вать наизусть, чтобы мозг становился подвижнее; но если мы заставляем учить наизусть слишком многое, мозг напрягается так, что в нем развивается чрезмер­ная активность, вызывающая уплотнения в мозгу. Если мы заставляем ребенка слишком многое заучивать наизусть, из-за этого возникает уплотнение мозга. Но если в мозгу возникают уплотнения, может оказать­ся, что в течение всей жизни мозг будет работать не­правильно. Он становится слишком жестким.

Но мозг связан с почками. И благодаря этой свя­зи между мозгом и почками почки в подобном случае тоже больше не работают правильным образом. Чело­век способен перенести очень многое; последствия обнаруживаются только позже: все тело в целом начи­нает работать неправильно, происходят нарушения в работе почек, и в моче вы обнаруживаете сахар, кото­рый, собственно, должен был бы быть переработан. Тело становится слишком слабым, чтобы использовать этот сахар, так как работа мозга нарушена. В моче по­является сахар. Тело не в порядке, человек страдает от сахарной болезни.

Видите ли, я бы хотел сделать для вас особенно ясным, что от духовной деятельности, например, от чрезмерного заучивания наизусть, зависит, что будет с человеком позднее. Вам не приходилось слышать, что сахарной болезнью часто страдают богатые люди? Они могут очень хорошо обеспечивать своих детей в том, что касается материальной физической области, однако они не знают, что они должны подобным же образом позаботиться и о нормальных школьных преподавателях, которые не будут заставлять ребен­ка слишком многое заучивать наизусть. Они думают: это дело государства, тут все хорошо и об этом нечего печалиться. Ребенок слишком много учит наизусть, а позднее заболевает диабетом, сахарной болезнью! Человека можно сделать здоровым не только с помо­щью физического выкармливания, с помощью того, что доставляется человеку продуктами питания. Надо обращать внимание и на то, как обстоит дело с его душевным началом. Тогда постепенно начинают чув­ствовать, что и душевное начало является чем-то важ­ным, что не одно только тело имеет значение для че­ловека, что тело даже может быть разрушено по вине души. Ведь как бы много в детстве и после него мы не ели то, что химики изучают в своих лабораториях, то есть продуктов питания, если душевное начало не в порядке, если душевному не уделяется внимания, то весь человеческий организм придет в упадок. Благода­ря науке, но не той современной, чисто материалисти­ческой науке, а науке настоящей постепенно можно научиться вживаться в то, что существует как чело­век еще до зачатия и продолжает существовать после смерти, поскольку человек познает, чем же является его душевное начало. При рассмотрении подобных вопросов именно это надо принимать во внимание.

Задумайтесь над тем, отчего люди сегодня не хо­тят ничего знать о том, что я рассказывал вам? Если сегодня вы захотите подступиться к так называемым образованным людям, они посчитают проявлением «необразованности», если будешь говорить им о печени или даже о почках. Это проявление необразованно­сти. Почему же такие вещи считаются проявлением «необразованности»?

Видите ли, древние евреи в период еврейской древности — ведь Ветхий Завет мы получили от ев­реев — древние евреи еще не рассматривали разговор о почках в качестве признака страшной необразован­ности. Евреи не сказали бы, например, если человека ночью мучили сновидения, что мучается душа, под­тверждение можно найти в Ветхом Завете, однако современные евреи настолько образованы, что они теперь, находясь в приличном обществе, не ссылают­ся на то, что содержится в Ветхом Завете, хотя он гово­рит об этом, — итак, если человеку ночью приснился недобрый сон, древние евреи не сказали бы «моя душа мучилась». Да, господа, такое легко можно сказать, ес­ли не имеешь о душе никакого представления; тогда душа — не более чем слово, то есть ничто. Но в Ветхом Завете говорится, и говорится в соответствии с той мудростью, которой когда-то обладало человечест­во, о случае, когда человек ночью приснился недобрый сон: его мучила почка. К тому, что осознавалось в Вет­хом Завете, приходят благодаря теперешней антропософии, новому научному знанию: человек видит недоб­рый сон, так как функция почек у него нарушена.

Затем наступило средневековье и в период средне­вековья постоянно возникало то, что актуально до сих пор. В средние века была тенденция только хвалить все, что нельзя было воспринять, что тем или иным об­разом находилось вне мира. Людям дозволялось тогда только голову оставлять неприкрытой; все остальное надо было прикрывать. Мы тоже смеем говорить толь­ко о том, что неприкрыто. Впрочем, именно в обра­зованном мире некоторые дамы разгуливают сегодня едва прикрытыми —так, что даже об оставленном без покрова еще долгое время едва ли кто посмеет гово­рить. Во всяком случае, то, что находилось внутри человека, было запретной темой для той своеобразной формы христианства, которая была свойственна сред­невековью, — в Англии это несколько позднее назва­ли пуританизмом. Чисто материальной, основанной на чувственном восприятии науке тоже не дозволяет­ся об этом говорить. Духовное — это такая безделица, что нечего об этом говорить. Поэтому постепенно дух как единое целое был утерян. И не так-то легко пой­мать его, если говорить только о том духе, который си­дит в голове. Однако если ловят его не только в голове, но во всем человеческом теле, то уловить его можно.

Именно почки добавляют мыслительную деятель­ность к воспринимающей деятельности печени. Печень смотрит, а почки думают; они также могут думать о деятельности сердца и обо всем том, чего не может разглядеть печень. Печень наблюдает за всем процес­сом пищеварения, за тем, как пищевые соки перехо­дят в кровь. Но после, когда пищевые соки начинают кружить по крови, об этом надо мыслить. И это осу­ществляют почки. Так что фактически человек имеет в себе нечто вроде второго человека.

Но господа, вы, естественно, не должны верить в то, что те почки, которые вы извлекаете из мертвого тела и выкладываете на патологоанатомический стол — или, если это коровьи почки, даже едите их; их очень удобно разглядывать перед тем, как вы их сварите и съедите, — что этот кусок мяса, обладаю­щий свойствами, о которых говорит анатом, что этот кусок мяса мыслит! Мясо, естественно, не мыслит, мыс­лит то, что присутствует внутри почки, принадлежа душевному началу. Поэтому дело тут обстоит так, как я говорил об этом в последний раз; вещество, находя­щееся в почке, в детском возрасте полностью заменя­ется в течение семи-восьми лет. Там, внутри находит­ся другое вещество. Точно так же, как ваш ноготь на пальце в течение семи-восьми лет не остается тем же самым, но вы все время срезаете его переднюю часть, так же и из почек, и из печени удаляется все, что там было и заново создается вами.

Тут вы должны спросить: если здесь совсем нет вещества, которое находилось тут, в почках и в печени семь лет назад, и тем не менее, печень спустя десяти­летия может стать больной оттого, что в младенческом возрасте что-то в ней было повреждено, то это указы­вает на какую-то деятельность, которая остается не­видимой. Ведь вещество не способно воспроизводить себя. Жизнь же воспроизводит себя от младенческого возраста до сорока пяти лет. Вещество не может забо­леть — оно выделяется — однако воспроизводит себя та невидимая деятельность, которая находится внутри и которая у человека протекает на протяжении всей его жизни. Итак, вы видите, что человеческое тело являет­ся сложным, исключительно сложным организмом.

Мне хотелось бы сказать вам еще и кое-что другое. Я говорил вам: древние евреи еще знали кое-что о том, что деятельность почек наделена также и функцией смутного, сумеречного мышления, которое проявляет­ся в сновидениях ночью. Ночью наши представления отсутствуют; и тогда мы воспринимаем то, как мыслят почки. Днем голова наполнена мыслями, которые приходят извне. В случае одновременного присутствия сильного света и слабого света свечи мы видим силь­ный свет, а находящийся рядом слабый свет свечи как бы исчезает; так и у человека, когда он бодрствует: его голова заполнена представлениями, приходящими из внешнего мира, тогда как деятельность почек внизу подобна малому свету; он ее не воспринимает. Если же голова перестает мыслить, тогда он воспринимает то, что мыслят почки, и видит печень внутри него, он воспринимает это как сновидение. Поэтому сновиде­ния выглядят именно так, как мы их иногда видим.