Смекни!
smekni.com

Десять лекций, прочитанных для работающих на строительстве Гётеанума в Дорнахе с 2 августа по 30 сентября 1922 г. Перевел с немецкого Александр демидов (стр. 22 из 39)

Так что же происходит со всем тем, что находится внутри? На этот счет у науки имеется одна крупная иллюзия. Ведь наука, видите ли, говорит: все то, что возникло теперь как сахар, жидкие белки, алкоголь, глицерин, жирные кислоты и соли, все это поступает в кровеносные сосуды, а оттуда — в сердце и от сердца по кровеносным сосудам разносится по всему осталь­ному организму. Тут мне хочется сказать вот что: ес­тественно, что с наиболее плотными веществами дело так и обстоит — там все в жидкой форме, но ведь и среди жидкостей есть и более и менее плотные жид­кости, — итак, с наиболее плотными из всех, что тут находятся, так и происходит: они переходят в сосу­ды и оттуда распространяются по телу. Но, господа, разве вы никогда не замечали, что если взять стакан воды, опустить туда сахар, а затем выпить, то слад­ким оказывается не только то, что находится внизу стакана, куда был положен сахар? Вся вода в стакане станет сладкой, не так ли?! Сахар, ставший жидким, растворяется во всей воде. Точно так же и соль. А ведь внутри стакана нет никаких сосудов, которые могли бы разносить соль и сахар во все его части, тем не ме­нее, это происходит.

Некоторое время тому назад я рассказывал вам, что человек, собственно, на девяносто процентов состо­ит из воды, или по крайней мере, из жидкости. Это живущая вода, но это вода. Так нуждаются ли находя­щиеся там вещества именно в сосудах, чтобы распро­страниться по всему телу? Если здесь, в кишечнике, вы­рабатывается сахар, то разве только по сосудам сможет он распрострачиться по всему телу? Человек состоит из воды, поэтому сахар может распространяться в нем.

Некоторые люди говорят: если человек пьет вино, то весь алкоголь, который этот человек принимает, идет по такому пути: из кишечника в сердце и только оттуда — во все остальное тело. Я могу дать вам гаран­тию, господа, что если бы все количество алкоголя, которое вливает в себя такой пьяница, обязательно проходило через сердце, то этот алкоголь погубил бы его не за несколько лет, а за несколько дней. Можно на­стоятельно подчеркнуть, что всё, принимаемое внутрь в жидкой форме, распространяется по телу не толь­ко посредством сосудов, но переходит в тело подобно тому, как сахар в стакане с водой распространяется во всем объеме воды в стакане. Если кто-либо, обладая достаточно здоровым организмом, выпьет стакан воды, причем выпьет его по причине жажды, то этот первый стакан воды действительно окажется перерабатывае­мым в кишечнике, добавится к пищевой кашице и действительно перейдет оттуда в сосуды, и затем через сердце попадет во все тело. Но если сосуды и сердце уже достаточно наполнены, то вы можете пить воду сколько вам угодно; она больше не пойдет в сосуды, поскольку она там уже не нужна. Если вы выпили один стакан во­ды, столько, сколько необходимо для удовлетворения жажды, то ваше тело не затронет их ; если же вы выпи­ли слишком много воды, то уже после третьего-четвертого стакана вода быстро начнет выделяться с мочой. У нее нет времени идти в обход через сердце, она просто выделяется, ведь человек — это, в сущности, водяной столб; она выделяется вместе с мочой, если ее слишком много. Вспомните, что происходит, когда за пивным столиком собираются люди: после третьей, четвертой кружки пива то один, то другой куда-то убегает! У пи­ва совсем нет времени, чтобы сначала дойти до сердца, оно идет по гораздо более короткому пути и выделяет­ся; ведь человек представляет собой жидкое тело.

Мы могли бы сказать: пищевая кашица, которая теперь состоит из сахара, жидкого белка, глицерина, кислот и солей, переходит в тело; только наиболее плотные части переходят в тело при посредстве со­судов. Происходит так, что в голове откладываются соли, во всем остальном организме тоже происходит отложение солей, которые идут не по сосудам, но пе­реходят в эти органы непосредственно.

Видите ли, если бы события развивались таким образом, что человек стал ощущать всю ту соль, кото­рая откладывается у него в голове, если бы он посто­янно ощущал это, то он испытывал бы постоянную головную боль. Вы, может быть, слышали кое-что о мигрени. Я тоже уже говорил здесь об этом. На раз­ных ступенях можно объяснять вещи по-разному. В чем же состоит мигрень? Мигрень состоит в том, что все это перераспределение пришло в беспорядок, и в голове стало откладываться слишком много солей, так называемых солей мочевой кислоты. Соли мочевой ки­слоты вместо того, чтобы выводиться вместе с мочой, уриной, остаются в случае мигрени как отложения в голове; это происходит оттого, что другая пища перерабатывается неправильно и соли удерживаются. Миг­рень отнюдь не является благородной болезнью, хотя по большей части именно благородные люди страда­ют ею. Мигрень можно даже назвать неприличной болезнью. То, что должно было бы выделяться вместе с мочой, откладывается в правой стороне головы из-за того, что уже в желудке оно обрабатывается с нарушени­ями. Итак, то, что в организме действует с левой сторо­ны, в голове действует с правой стороны. В ближайшее время я еще объясню, почему это происходит.

Так что дело в том, что ингредиенты, которые должны были бы выделяться вместе с мочой, откла­дываются тут, в правой стороне головы.

Сколько же соли может вытерпеть человек? Вспом­ните о том, что я уже говорил вам однажды. Вспомните: в голове находится ликвор, спинномозговая жидкость. Только благодаря тому, что внутри находится ликвор, мозговая жидкость, благодаря тому, что мозг так ле­гок, он вообще может находиться в человеке. Ибо тело, находящееся в воздухе, обладает известной тя­жестью, некоторым весом. Но если мы погружаем это тело в воду, оно становится легче. Если бы это было не так, никто не смог бы плавать. И вы видите, мозг, если бы он не был помещен в воду, весил бы пример­но 1500 граммов. Я уже говорил вам однажды: благо­даря тому, что мозг плавает в ликворе, в воде, он весит только 20 граммов. Он становится намного легче; его вес составляет всего 20 граммов! Но чем больше соли откладывается в мозгу, тем тяжелее он становится, поскольку соль увеличивает вес мозга. Из-за соли он становится тогда слишком тяжелым.

Итак, мы можем сказать: у человека дело обстоит так, что когда в его мозгу происходит отложение солей, соли делаются легче — ведь и весь мозг становится легче (благодаря выталкивающей силе). Но подумайте о том, что у человека дело идет не так, как у животно­го. Вы должны подумать о том, что голова человека помещается наверху всего остального его организма. И голова имеет основательную опорную поверхность. У животного все обстоит иначе. Его голова расположе­на не на опорной поверхности; голова животного явно направлена вперед. Что из этого следует? У человека давление, которое оказывает голова — хотя она доволь­но легкая, — принимает на себя тело. У животного же она не опирается на тело. Видите ли, в этом состоит главное отличие человека от животного.

Естествоиспытатели задумываются над вопро­сом, как человек развился из животного.

Это очень хорошо, если на эту тему размышля­ют, но человека так рассматривать нельзя. Нельзя говорить: животное имеет столько-то костей и чело­век имеет точно столько же костей. Обезьяна имеет столько же костей, сколько имеет их человек. Следо­вательно, это одно и то же. Так говорить нельзя. У обезьяны всегда сохраняется та особенность, что го­лова свисает вперед, если она идет распрямившись, это сохраняется даже у орангутанга и у гориллы. Че­ловек же устроен таким образом, что его голова поса­жена на тело сверху, все давление принимает на себя тело. Что тут происходит?

Тут происходит нечто в высшей степени своеобраз­ное. Мы имеем в нас сахар, текучий белок, глицерин, кислоты, соли. Соли, которые из области живота подни­маются в голову и откладываются там, должны — в случае, если их слишком много — возвращаться назад, они должны возвращаться назад через все тело. Но в отношении остальных веществ в теле должно происхо­дить еще нечто иное. И тут, в то время, когда вещества поднимаются наверх, происходит новое преобразова­ние. Оно происходит по той простой причине, что тело приостанавливает действие силы тяжести. Неко­торая часть веществ становится все легче и легче; дру­гая же часть оседает, как наиболее плотная. Подобно тому, как при растворении выпадает осадок, повсюду на пути от брюшной полости к голове выпадает осадок; более тонкие частицы поднимаются вверх и посред­ством этой облегченной силы тяжести преобразуют­ся. Что же возникает, если наиболее легкие пищевые ингредиенты доходят до головы и преобразуются? Там из пищи возникает своеобразный фосфор. Это действительно происходит: из пищи возникает свое­образный фосфор, так что эта пища не просто подни­мается в голову. Поднимаясь вверх, туда проникает многое; сахар, глицерин и так далее, все, что возмож­но, проникает вверх, но часть этого, перед тем как подняться, преобразуется в фосфор.

Видите ли, господа, в нашей голове мы имеем со­ли, которые были приняты из внешнего мира и почти не изменились, поднявшись вверх; также мы имеем там распространившийся в газообразном, очень тон­ком разреженном состоянии фосфор, находящийся в гораздо более тонком, разреженном состоянии, чем воздух. Это и есть самые главные вещества в голове у человека: соли и фосфор. Другие находятся здесь толь­ко для того, чтобы он мог сохранять себя в качестве живого существа. Но наиболее важными являются соли и фосфор. Так что мы можем сказать: в голове челове­ка важнейшее — это соли и фосфор.