Однако уже древние латиняне шутили на этот счет и говорили — это не более чем шутка, которой я хочу завершить сегодняшнее рассмотрение; я хотел дать вам лишь немногое из того, что впоследствии мы более подробно и ясно рассмотрим, — итак, древние латиняне говорили вот что: сначала мы имеем вот такую Луну (см. рисунок 15), затем Луна полнеет, становится вот такой, и затем становится полной.
Рисунок 15
Затем она снова убывает, становится вот такой. Видите ли, если мы возьмем соответствующие слова из романских языков, например из французского, то тогда мы можем здесь поставить букву С (см. рисунок 15, убывающий лунный серп), а здесь (возрастающий лунный серп, первая четверть) — написать D; тогда буква С, croitre, будет означать «растет». Но ведь в таком случае Луна как раз не растет, а убывает, если она делает С! Напротив, decroitre означает убывать, но Луна тут растет. Так что если мы посмотрим вверх, на небо, Луна говорит нам «я расту», когда она убывает и наоборот. Отсюда возникла поговорка: Луна обманчива. Она обманывает.
Тут есть, однако, и более глубокое значение. Люди постоянно стесняются говорить о лунном начале, поскольку лунное начало связано с возникновением человека. Это всегда было запретной темой. И люди вообще потеряли возможность говорить о лунном начале правильным образом. Луна также и по этой причине стала обманщицей. Если на нее смотрят люди, она уже не скажет им о том, с чем она связана. Врачи постепенно отвыкали говорить о том, что ребенок остается в теле матери десять лунных месяцев, и говорили о девяти солнечных месяцах, которые составляли примерно то же самое время. Однако действительную роль играют десять лунных месяцев, а не девять солнечных. Это связано с Луной — и происходит оттого, что когда-то Земля в своей утробе, в себе носила Луну; сама Земля родила Луну и выбросила ее в мировое пространство.
Теперь подумайте, господа: ведь, в сущности, я не рассказываю вам ничего иного, кроме того, что расскажет вам кто-то другой, говоря о мировой туманности, о том тумане, из которого выделилась Земля, а из Земли, в свою очередь, вышла Луна. Но ведь все это мыслится механически! Все это от материализма! Из тумана, как бы много его не разливалось, никогда не получится что-то живое. Но то, о чем я рассказал вам, это не просто древняя туманность, древний пар. Можно ведь много нагнать в котел всяческого тумана, а потом что-то выделять из него, но то, о чем я рассказываю вам, возвращает вас к реальности. Это реальность, а не тот туман, из которого должны были выделиться Юпитер и Земля; и когда Земля появилась одновременно с Юпитером, она выбросила Луну. Но настоящая Луна связана со всеми процессами роста, а также с размерами человека, как сказано: Земля когда-то имела в себе свою собственную воспроизводящую силу, была материнской Землей и оплодотворялась солнечным светом и теми животными, которые находились поверх нее со своей скорлупой. Лунная сила в Земле оплодотворялась посредством солнечного света. Вы видите, как мы постепенно уходим от Земли в космическое пространство.
Конечно, от вас потребовалось некоторое напряжение внимания, но мы, как вы видите, изучаем нечто вполне реальное!
ДЕВЯТАЯ ЛЕКЦИЯ
Дорнах, 27 сентября 1922 г.
В последний раз я говорил вам о том, как Луна вылетела из Земли наружу и как это вообще связано с жизнью на Земле. Я могу себе представить, как много вопросов у вас возникло. Мы можем заняться ими в ближайшую субботу. Обдумайте к тому времени некоторые из них. Но сегодня я должен продолжить изложение. И, может быть вы сможете задать некоторые из вопросов.
Мы говорили: пока Луна находилась внутри Земли, то, что можно было бы назвать воспроизводительной силой живых существ, животных, было организовано совершенно иначе, чем после того, как Луна вылетела наружу. Я говорил вам, что пока Луна еще была в Земле, она придавала Земле силы, являющиеся в некотором смысле материнскими, женскими. Так что мы можем представить следующее: было время, когда Луна еще находилась внутри Земли. Я хочу схематично изобразить вам, как это было.
Рисунок 16
Когда Луна еще была внутри Земли, она находилась не в середине, но была несколько сдвинута к краю (см. рисунок 16, слева). Если сегодня вы посмотрите на
Землю, то вы заметите, что с одной стороны, ближе к той части, где находится Австралия, на Земле больше воды, тогда как на той стороне, где находится Европа и Азия, больше суши. Вода и суша неравномерно распределяются по Земле; Земля такова, что с одной ее стороны находится главным образом суша, а с другой стороны — главным образом вода. Вещество располагается на Земле неравномерно (см. рисунок 16, справа). Так же неравномерно распределялось оно и тогда, когда Луна еще была в составе Земли. Луна была смещена в сторону, где Земля вообще имела тенденцию быть тяжелее (т. е. куда был смещен центр тяжести Земли — примеч. перев.). Конечно, если там находилось твердое вещество, она была там тяжелее. Я должен, следовательно, нарисовать все это, очертив там белый круг.
Но вы должны представлять себе, что оплодотворение тогда происходило так, что находящаяся в Земле Луна давала исполинским животным силы, благодаря которым они обеспечивались в некотором смысле воспроизводящей материей. Нельзя сказать, что уже тогда животные клали настоящие яйца. Эти гигантские устрицы представляли собой, в сущности, только некую слизистую массу, и они отделяли от себя только кусочек. Так что описанные мною в прошлый раз гигантские устрицы, которые первоначально могли быть такой же величины, как вся Франция, имели мощную скорлупу, по которой можно было бы прогуливаться, и слизистую массу, более слизистую по сравнению с тем, что находилось внутри Земли. На эту слизистую массу воздействовали лунные силы, и тогда кусок слизистой массы отделялся. После этого он и дальше плавал по Земле. А когда поверхность снова освещало Солнце — это я вам наглядно объяснял на примере с собакой, — то образовывалась «яичная скорлупа», корка: из-за образования этой яичной скорлупы слизистая масса устрицы получала тенденцию отделить от себя кусочек, и тогда могло возникнуть новое животное. Так женские силы приходили от Луны, которая находилась в Земле, а мужские силы приходили от Солнца, которое извне светило на Землю. Таким образом, господа, я тут описываю вам вполне определенную эпоху, то время, когда Луна еще находилась внутри Земли.
Рисунок 17
Вы должны были представить следующее. В настоящее время, когда Луна находится снаружи, вне Земли, она действует совсем иначе. Вам известно, что углекислота, находящаяся внутри человека — об этом я говорил вам в последний раз, — действует совсем иначе, нежели когда находится снаружи, где она ядовита. Если вы вспомните о размножении животных сегодня, то вы должны сказать: животным необходимо сначала снести яйца и только тогда эти яйца должны каким-либо образом оплодотворяться. Итак, то, что раньше давала Луна, когда она находилась внутри Земли, животные теперь имеют в себе. Животные имеют в себе эти лунные силы.
Но и находясь снаружи, Луна тоже еще дает силы. В последний раз я говорил вам; даже поэтам известно о том, что Луна дает Земле силы. Но это как раз такие силы, благодаря которым возбуждается фантазия, посредством которых человек становится внутренне более живым. Это силы, которые больше не действуют на воспроизведение, они излучаются извне, они больше не могут способствовать воспроизведению.
Вы должны представить, то, что Луна могла давать Земле, находясь внутри нее — силы воспроизведения, силы размножения, — было усвоено животными, будучи получено ими в качестве наследственности, эти силы воспроизводятся теперь, передаваясь от одного животного к другому. Следовательно, если вы исследуете яйца, снесенное животными, то вы должны будете сказать: тут внутри действуют лунные силы. Тут внутри находятся именно те лунные силы, которые действовали, когда Луна еще находилась внутри Земли. Сегодня Луна не может оказывать воздействие большее, чем то, которое возбуждает, приводит в волнение голову. Следовательно, Луна сегодня действует только на голову. Однако в прошлые времена она воздействовала на воспроизведение. Вы видите, что это ощутимая разница. Это большая разница, находится ли что-то внутри Земли или вне Земли.
В связи с размножением обнаруживаются замечательные вещи. Мы снова можем сказать: все понимание природы связано с тем, как понимать процесс размножения. Ведь благодаря ему сегодня еще возникают отдельные животные и отдельные растения. Если бы не было размножения, то все давно бы умерло. Если человек хочет хоть как-нибудь понять природу, он должен понять размножение. Но с размножением на Земле связана еще одна особенность.
Вы только подумайте, одна из отличительных особенностей слона состоит в том, что он лишь с пятнадцати-шестнадцати лет оказывается в состоянии произвести одного детеныша. И, напротив, возьмите устрицу: это маленькое слизистое животное. Если вы мысленно увеличите ее до гигантских размеров, то получите примерно то самое животное, на которое я указывал, говоря о давно минувших временах. Даже у устрицы можно кое-чему научиться. Но устрица не такова, как слон, которому нужно ждать долгие годы, чтобы произвести детеныша. Одна-единственная устрица может произвести один миллион устриц в год. Следовательно, устрица обладает иной способностью размножения, нежели слон.