Смекни!
smekni.com

Десять лекций, прочитанных для работающих на строительстве Гётеанума в Дорнахе с 2 августа по 30 сентября 1922 г. Перевел с немецкого Александр демидов (стр. 34 из 39)

Видите ли, сейчас я объяснял вам, как можно воз­вратиться к тому времени земного развития, когда Земля, Солнце и Луна были еще одним телом. Но, господа, я мог бы сказать: в «Фаусте» — если вы его чи­тали — шестнадцатилетняя Гретхен говорит Фаусту, когда он рассказывает о своей религии: «Нам патер это так же объясняет, немножко лишь в других сло­вах». Вы тоже могли бы сказать: да, профессора тоже говорят нечто подобное, «немножко лишь в других сло­вах». Они говорят: когда-то Солнце составляло одно тело с Землей и Луной (ссылка на теорию Канта-Лапласса и Шмидта — примеч. перев.). Ведь именно это утверждают они, когда говорят: Солнце было гигант­ским телом, оно стало затем вращаться и, поскольку оно вращалось, оно отделило от себя Землю. Земля тоже вращалась и отделила от себя Луну. Так что по существу, тут тоже говорится, что когда-то все три со­ставляли одно единое тело.

Находились люди, которые говорили: ведь это можно доказать, это можно доказать даже школьни­кам. Это проделывают довольно-таки изящно. Берут маленькую капельку масла, она плавает в воде, затем берут листочек картона и вырезают из него малень­кий кружок, затем сверху протыкают его булавкой, все это опускают в воду и начинают вращать за головку булавки. Маленькая капелька масла при этом крутит­ся и распадается. Тогда говорят: вот, смотрите, вы же видите: это когда-то происходило в мире! В мире был гигантский газовый шар, только газ; однако все это вра­щалось, двигалось. И тогда то, что находилось с краю, стало отделяться; так от Солнца отделилась наша Зем­ля — так же, как отделяется эта маленькая капелька масла.

Вы, однако, должны были бы спросить у детей: видели ли они, как сверху стоял школьный учитель и вращал все это, держа булавочную головку? Следова­тельно, и вы должны представлять себе какого-то ог­ромного школьного учителя, который вращал тогда этот газовый шар, а иначе планеты не могли бы от него отделиться! Это огромный школьный Учитель; в средние века о нем сказали бы: это был Господь Бог с длинной бородой. Это и был тот огромный школь­ный учитель, о Котором люди забыли.

И все-таки, это не объяснение, если допускают существование огромного газового шара, который вращается и который мог бы вращаться только в том случае, если бы существовал некий огромный Всемир­ный школьный Учитель. Это все-таки не объяснение. Объяснением, господа, может быть то, когда считают, что Солнце и Луна были едины с Землей, и что все это двигалось самостоятельно. Оно могло двигаться. Газовый шар, сам по себе не мог бы прийти в дви­жение. Но то, о чем я рассказывал вам здесь, могло двигаться самостоятельно. Тогда не было необходимо­сти во Всемирном школьном Учителе, поскольку все это само по себе было живым. Земля когда-то была именно живым существом, она была такой же, как се­мена злаков сегодня, и в ней находились и Солнце, и Луна. Солнце и Луна вышли из Земли и оставили по­сле себя наследство; так что в настоящее время силы зародыша, сохраняемые в материнском и отцовском телах людей, те силы, которые когда-то можно было получать непосредственно от Солнца, еще способствуют процессу размножения. В настоящее время животные, развивающие в себе семя и яйцо, еще несут древнейшие солнечные силы в своей сперме и в жидком содержи­мом яиц: они несут эти силы как наследие древней­ших времен, тех времен, когда Земля еще вынашивала в себе Солнце и Луну.

Видите ли, вот это объяснение — настоящее. Толь­ко на его основе можно прийти к настоящему понима­нию этого вопроса. Тогда становится понятным, что было время, когда Луна вылетела из Земли, а было такое время, когда Земля вместе с Луной отлетели от Солнца. Мы углубимся в понимание этого предмета в субботу в девять часов. Будет трудно, однако несмотря на это я верю, что история выглядела именно так, и что можно понять ее.

ДЕСЯТАЯ ЛЕКЦИЯ

Дорнах, 30 сентября 1922 г.

Вопрос: Я был очень удивлен тем, что Солнце находилось внутри Земли; об этом я еще никогда не слышал. Насколько я понял из последних лекций, Земля есть не что иное, как человек, но ведь и живот­ные тоже как-то произошли. Как объяснить послед­нее, вопреки тому мнению, что человек произошел от обезьяны?

Доктор Штайнер: Вы меня очень обрадовали, задав этот вопрос, так как мы можем, отвечая на него, суще­ственно продвинуться вперед.

Если сегодня вы рассматриваете человеческую го­лову такой, какова она есть сама по себе, то, что вы на­ходите при этом? Вы прежде всего обнаруживаете, что сверху снаружи эта человеческая голова покрыта достаточно твердой костной оболочкой, костной скор­лупой. Да, господа, если вы возьмете эту костную оболочку, которая является тонкой по отношению ко всей голове, и сравните ее с тем, что вы обнару­живаете, например, обходя Юрские горы (хребет в Швейцарии — примеч. перев.), то вы найдете заме­чательное сходство. Оно проявляется в том, что костная оболочка головы состоит, в сущности, из составных частиц, очень похожих на известковые отложения, известковые наросты, которые вы находите, обходя Юрские горы.

Такие отложения вы можете, по большей части, обнаружить на поверхности Земли. Конечно, на этих известковых отложениях не удастся собрать хороших урожаев. Последнее достижимо только на тех слоях,

которые состоят не из извести, а из пахотных земель, почв, пригодных для пашни, которые как отложения находятся поверх известковой почвы.

Вы ведь уже видели, господа: если говоришь о природе, приходится касаться всего. Вы ведь знаете, что голова человека, по крайней мере с внешней сторо­ны, тоже покрыта кожей, которая шелушится, так что поверх известковой оболочки, поверх черепа, снаружи находится кожа. Исследуя эту кожу, можно обнаружить ее большое сходство с пахотной землей. На коже головы вырастают волосы. Эти волосы опять-таки обладают большим сходством с растениями, произрастающими на пахотной земле. Если схематически, наглядно изо­бразить это, можно сказать следующее: в некоторых местах Земли здесь, вверху, находятся известковые отложения; поверх них есть пахотная земля, и из этой пахотной земли вырастают растения. У челове­ка же мы находим снаружи оболочку, содержащую известь; поверх нее находим кожу, и из этой кожи вырастают волосы.

Рисунок 20

Теперь вспомним еще кое-что. Тут я смог сде­лать несколько курьезное изображение, указываю­щее на сходство Земли и человеческой головы. Од­нако вспомните то, о чем я уже вам кое-что говорил. Я говорил вам, что если мы проникнем в Землю глубже и исследуем то, что находится более глубоко в Зем­ле, то обнаружим в Земле остатки древних живых существ, древних животных и растений. Ихтиозав­ры, плезиозавры и так далее были очень крупными животными. Но если мы теперь проникнем внутрь человеческой головы —то что я говорил вам об этом? Я говорил вам: в крови плавают белые кровяные тельца и это тоже, по существу, маленькие животные. Внутри человеческой головы эти маленькие живот­ные постоянно находятся в состоянии отмирания, они, в некотором смысле, наполовину мертвые, и только ночью они становятся более живыми; тем не менее, они находятся на пути к отмиранию. И чем дальше мы углубляемся в голову, тем больше там процессов отмирания. Под оболочкой черепа, между мозгом и внешней оболочкой черепа находится полностью отмершая кожа. Так что по мере проник­новения в голову, обнаруживают нечто, находящееся в мертвом состоянии.

Следовательно, можно сказать: если человек уми­рает, и затем берут его голову — этим главным обра­зом занимается наука, которая неохотно имеет дело с живым человеком, а предпочитает мертвеца на пато-логоанатомическом столе, — если берут голову, гос­пода, то имеют фактически отмершие мозговые клет­ки, которые являются, по существу, «окаменевшими» клетками крови; с внешней же стороны находится твердая оболочка. Вся эта история имеет сходство с Землей. Так что мы не можем сказать ничего иного, кроме следующего: если мы сквозь эту твердую моз­говую оболочку — она потому и называется «твердая мозговая оболочка», поскольку состоит из отмерших тканей — проникнем в сам мозг, то и там мы тоже обнаружим «окаменелости», затвердения. На Земле эти окаменелости находят повсюду. Если мы сегодня рассматриваем Землю, то она, можно сказать, как две капли воды похожа на умершую человеческую голо­ву. Только голова, конечно, меньше. Земля больше, поэтому все на ней производит иное впечатление. Кто сегодня изучает Землю, тот может, в сущности, сказать: Земля — это гигантский человеческий че­реп, причем давно мертвый.

Вы, господа, не можете ведь представить себе, чтобы что-то могло стать мертвым, не будучи сначала живым. Такого не бывает, не так ли? Только наука утверждает нечто подобное. Однако я полагаю, что вы сами стали бы считать себя глупцами, если бы вы, найдя где-нибудь мертвую человеческую голову, стали говорить: это образовалось само собой из материи. Этого бы вы не сказали, но сказали бы так: то, что так выглядит, должно было когда-то принадлежать живому человеку, оно должно было когда-то быть жи­вым, ибо то, что умерло, должно было когда-то быть живым. Следовательно, если кто-то разумно рассуж­дает о том, как он, изучая Землю в настоящее время, обнаруживает черты умершей человеческой головы, то он должен представлять себе — иначе он был бы просто, позвольте сказать, глуп, — что она когда-то была живой, что Земля когда-то была живой человеческой головой, что она жила в космосе, подобно тому, как сегодня человек живет на Земле.