Вы видите, что здесь есть очевидное противоречие. За этим что-то должно быть. И я хочу сказать вам, что же за этим стоит.
Такие горные породы не возникают на равнинных участках Земли, они возникают в горах. Если же они возникают на равнинных землях, то и здесь, как и в горах, слои земли перемещаются, лежат и вверху, и внизу. Допустим, что образец был извлечен из горы. Представьте себе, мы имели бы вот такую гору, я хочу здесь изобразить склон этой горы. Когда вы поднимаетесь туда (см. рисунок 6) идете вверх, то вы должны миновать и вот этот уступ на дороге, где земля или скала немного нависает; вам повсюду будут встречаться уступы нависающей земли, если вы поднимаетесь в горы.
Рисунок 6
Представьте теперь, что в очень, очень далекие времена, то, что я здесь обозначил коричневым цветом, переместилось сюда, отложилось тут, и вот это отложилось здесь (см. рисунок). Согласно моему объяснению вследствие действия космических сил здесь образовались кристаллы — как я это только что объяснял — и здесь тоже такие кристаллы. Так что под воздействием сил космоса вырастали и те кристаллы, которые внизу, и те, которые тут, наверху.
Затем, позднее, произошло так, что те, которые находились наверху, обрушились вниз и прикрыли кристаллы, находившиеся внизу. Итак, вы видите: если верхний слой обрушивается вниз, то он падает так, что основа оказывается сверху, а кристаллы, которые первоначально росли вверх, оказываются внизу (см. рисунок). Обрушиваясь, они падают сверху и застревают, упав на те, что находились внизу; вот так они накладываются друг на друга. Те, что обрушились, наваливаются сверху, таким образом, находившиеся наверху уступа, оказываются внизу.
В горах это происходит постоянно. Тот, кто изучает это, найдет, что в горах постоянно происходят такие осыпи грунта, при которых верхний слой наваливается на нижний. При изучении горного дела это вызывает интерес.
Если идешь по равнине, то ощущаешь: только в последние тысячелетия дело обстояло так, что один слой накладывался на другой. Об Альпах этого сказать нельзя. Хотя Альпы в течение долгого времени тоже возникали подобным образом, но затем более высокие части обрушивались на более низкие, так что Альпы представляют собой перемешанные друг с другом земные пласты.
Вот почему так трудно изучать Альпы; тут повсюду приходится догадываться, какую предысторию имеет то, что располагается наверху. Часто положение не соответствует тому, что было при возникновении; допустим, один пласт находился внизу, а другой пласт находился вверху, но затем в результате толчка то, что было вверху, обрушилось вниз и накрыло то, что было внизу. Так в горах тысячелетие за тысячелетием возникало это взаимопроникновение пластов, как его называют, так осуществлялись эти вещи. Объяснить их можно только тем, что в горах происходили переброски грунта. Итак, можно сказать: нижний слой возникает на самом склоне (см. рисунок); верхний тоже возникает на том же склоне; здесь сзади возник уступ породы, возвышение, так что эта часть упала сюда и отложилась здесь. Так что такое явление, когда сверху и снизу кристаллы противостоят друг другу, можно объяснить только, когда знают о перемещениях и перебросках грунтов, происходивших на Земле в течение тысячелетий.
Следовательно, во всем царстве безжизненного всегда есть силы, которые действуют из космоса, и действуют на нас так, что мы должны что-то делать в себе, чтобы эти силы нам не мешали.
Ибо, видите ли, господа, кремний, который так распространен на Земле, содержится также и в нас. Его совсем не так много, но мы несем в себе вещество, из которого могли бы возникнуть ужасно твердые камни. Но если бы в нас стали возникать такие твердые породы, какие принес нам господин Эрбсмель, то нам бы пришлось плохо! Если, например, ребенок, в котором тоже уже содержится кремний, не мог бы ничем помочь себе, когда в нем стали бы откладываться маленькие кристаллы — а они могут быть совсем крошечными, — то это была бы весьма плохая штука! Иногда это происходит как проявление болезни.
Как вы знаете, сахар тоже может образовывать кристаллы. Посмотрите на крупнокристаллический сахар: он тоже состоит из кристаллов, расположенных вперемежку друг с другом. Мы имеем в себе очень много сахара. Однако люди на Земле употребляют в пищу не одинаковое его количество. Количество употребляемого сахара различно. В России, например, люди едят очень мало сахара, в Англии — очень много сахара, разумеется, в среднем. Но в зависимости от этого люди отличаются друг от друга. Русский характер отличается от английского характера. Русские — это совсем иные люди, нежели англичане. И это во многом происходит оттого, что русские получают вместе с пищевыми продуктами мало сахара. Англичане едят такие вещи, которые содержат очень много сахара, они употребляют пищевые продукты с высоким содержанием сахара.
Это связано с тем, что, как я говорил вам, космические силы оказывают свое воздействие на все. Человек имеет в себе много сахара. Сахар стремится кристаллизоваться. Что мы можем сделать для того, чтобы он не кристаллизовался, не превращался в кристаллы?
Видите ли, я рассказывал вам, что в нас содержится много воды, живой воды; она растворяет сахар. Вот была бы история, если бы вода перестала растворять сахар! Стали бы образовываться маленькие кристаллы, такие же, как в крупнокристаллическом сахаре, и эти маленькие остроугольные кристаллы мы бы имели в себе, если бы сахар не растворялся постоянно. Нам, людям, необходим сахар в качестве нашей пищи, но использовать его мы можем только в том случае, если мы постоянно растворяем его. Он нам нужен. Почему же мы должны его иметь? Потому что мы должны совершать деятельность по его растворению! Мы живем не только благодаря этому, но это является одной из наших жизненных функций — то, что мы растворяем сахар! А следовательно он должен поступать в наш организм; мы должны вводить его в себя.
Если же у нас недостает сил, чтобы растворять этот сахар, тогда образуются эти совсем маленькие кристаллики, и они выводятся с мочой. Тогда возникает сахарная болезнь, диабет. И объяснение, почему люди заболевают сахарной болезнью, состоит в том, что у них слишком мало сил, чтобы растворять сахар, который они съедают. Они должны получать сахар, но если у них слишком мало сил, чтобы растворить его, возникает сахарная болезнь. Сахару нельзя позволять заходить так далеко, чтобы он переходил в форму маленьких кристалликов, он именно должен быть растворен. Человек должен иметь силу, чтобы растворять сахар. В этом состоит его жизнь.
Если задуматься над этим, можно также понять и то, что мы нуждаемся не только в силе, позволяющей растворять сахар, мы нуждаемся и в той силе, которая позволяла бы нам постоянно растворять маленькие кристаллы — кристаллы кварца, которые постоянно стремятся образоваться в нас: их гораздо меньше, но они, эти кристаллы кварца, постоянно стремятся образоваться в нас. Однако им нельзя позволять образовываться в нас. Если бы они стали образовываться уже в детстве, у ребенка, то ребенок стал бы жаловаться: это ужас, меня везде колет! Меня колет повсюду!
Что же происходит, если ребенок испытывает повсюду покалывания? Видите ли, это могло бы произойти в том случае, если бы перестали растворяться маленькие кремниевые кристаллы, которые возникают в нервах. Происходит их отложение. Вы не должны представлять себе, что это происходит в большом масштабе. Они совсем маленькие, эти кристаллы, их даже с помощью микроскопа не сразу можно обнаружить; их размер составляет меньше десятитысячной доли миллиметра. Если в нервной системе скапливается много таких совсем крошечных кристаллов, человек начинает ощущать повсюду маленькие покалывания, уколы, которые он не может объяснить. Его всюду покалывает. Кроме того, начинаются небольшие воспалительные процессы вследствие того, что происходит. Возникают совсем незначительные воспаления. Тогда у человека ревматизм или подагра. Подагра есть не что иное, как отложение таких мельчайших кристаллов. Из-за этого возникают боли, которые испытывает человек. И то, что у человека при подагре возникают подагрические узлы, происходит в результате воспалительных процессов. Если вы укололись иглой, возникнет воспаление. Эти маленькие острия стремятся вылезти наружу, они стремятся к поверхности. Тогда возникают небольшие воспалительные процессы, и в результате этих воспалительных процессов образуются подагрические узлы.
Это процессы, действующие исключительно внутри человека. Но отсюда вы видите, что мы, в сущности, всегда должны иметь в себе силы, которые противодействуют, например, подагре: в ином случае мы бы постоянно страдали от нее. Но нам нельзя этого допускать. Следовательно, постоянно на заднем плане Должно существовать нечто такое, с помощью чего мы Могли бы этому противодействовать.
Что это значит? Видите ли, это значит вот что: тут, Приходя из космоса, действуют силы. Они стремятся образовать в нас не крупные, но микроскопически малые кристаллики. Если эти силы приходят сюда и образуют здесь эти кристаллы, то они, эти силы, действуют также и в нас в целом, так что мы, будучи постоянно пронизаны этими силами, должны в нашем внутреннем организме развить ответные силы, которые бы постоянно сводили на нет вышеуказанное влияние. Мы постоянно должны работать, противодействуя этим силам. Мы должны, следовательно, иметь в себе силы, которые нейтрализуют вышеуказанные, противодействуя им. В нас тоже входят силы космоса; но им мы должны противодействовать и особенно сильно противодействовать в нервах. В нервах постоянно образовывались бы одни минеральные субстанции, если бы мы не стали противодействовать их образованию. Минеральные субстанции должны возникать, ибо, видите ли, иначе дети будут оставаться слабоумными и рано умирать. При посмертном вскрытии таких умственно отсталых детей часто обнаруживается, что в них слишком мало того, что называют мозговым песком. Каждый должен иметь в себе немного мозгового песка. Он должен возникать, этот мозговой песок, и он должен все снова и снова растворяться.