В “ Кающейся Магдалине “ Тициан снова воспевает красавицу венецианку. Магдалина изображена в момент сильного душевного подъема – глубокого и искреннего раскаяния. Как зримо сумел передать мастер прозрачную слезу на щеке, подпухшие красные веки и полные слез глаза, шелковистые мягкие волосы. И этому смятению души вторит природа. Последний солнечный луч освещает фигуру кающейся грешницы и ветку согнувшуюся под порывом ветра дерева.
В “ Святом Себастьяне “ изображен страдающий прекрасный юноша. Его атлетически сложенная фигура освещена неярким светом дымящегося костра, она кажется окутанной какой – то грозовой тревожной атмосферой, в которой нет четких контуров. Вся фигура Себастьяна наполнена трагизмом, но художник сохранил в ней веру в величие человека, в силу его духа. Дух Себастьяна не сломлен, тело не обезображено страданиями, он по-прежнему прекрасен и могуч.
Тициан до конца жизни остался верен жизнеутверждающим идеям гуманизма, в то время как начинался кризис идеалов Возрождения.
К теме избиения Христа художник обращался дважды, но особой силы он достигает в позднем варианте, написанным в последние годы жизни. Вся сцена тонет в чаду дымящихся светильников, мертвенный цвет тела Христа, тревожные желтые и малиновые тона одежды юноши, подчеркивают и усиливают драматизм всего происходящего.
Глубокого трагизма достигает Тициан в своей последней, оставшейся после его смерти незаконченной картине “ Оплакивание Христа “. Это произведение с потрясающей глубиной изображает горе людей, потерявших своего учителя и наставника. Горе это безмерно и велико, скорбь людей безгранична. Это произведение явилось как бы завершающим аккордом творческой деятельности великого художника.
Умер Тициан 27 августа 1576 года от чумы, свирепствовавшей в это время в Венеции. Тело его было предано земле, согласно завещанию, в церкви Санта Мария деи Фрари. Имя Тициана стало неотделимо от эпохи Возрождения, от венецианского искусства XVI века.
Творческое наследие Тициана огромно: это около 120 – 130 полотен, фрески, ряд превосходных подготовительных рисунков, серия гравюр на дереве, созданных в его мастерской по его рисункам. Живопись его включает религиозные, мифологические, аллегорические композиции, портреты, традиционные для Венеции “ истории “ – многофигурные сцены с элементами исторической композиции. Большое место в его творчестве занимают пейзажные мотивы. Долгий, почти семидесятилетний творческий путь художника запечатлел сложную эволюцию его представлений о мире, от чувства ликующей радости бытия до осознания потрясающих этот мир драматических событий.
Литература:
И. А. Смирнова “ Тициан ”, “ Тициан и венецианский портрет XVI века“, М., 1964;
Лазарев В. Н. “ Поздний Тициан / / Старые итальянские мастера “, М., 1972;
Т. Фомичева “ Тициано Вечеллио “