Смекни!
smekni.com

Тому, без кого не было бы этой книги, так как не было бы любви, поддержки и ребенка (стр. 49 из 61)

Яйцеобразная форма. Основной силуэт, который просматривается в очертаниях вазы, человеческого тела, птицы и т.п., чем-то напоминает яйцо. Для лепки яйца можно использовать пластилин или глину и маленький гончарный круг. Но было бы неплохо, если бы ребенок научился рисовать яйцо, не отрывая карандаш от бумаги.

Силуэты рыб и птиц. Предложите ребенку нарисовать их с использованием кривых линий и яйцеобразных форм. Для этого упражнения лучше всего годится толченый мел.

Кисточки. Желательно, чтобы ребенок овладел японской манерой рисования кисточкой, особенно заостренной, из куньего волоса. Малыша нужно научить работать самым ее кончиком, а также слегка приплюснутой кисточкой. Упражнения: изобразить бамбук, листья ивы, деревья, покрытые инеем, и т.п.

Цвета. Объясните ребенку разницу между основными и дополнительными цветами. Покажите ему, как можно сделать маленькую цветовую палитру (но только в общих чертах, потому что для этого требуется большое умение и терпение). Важно, чтобы ребенок знал цвета и их соотношения. Упражнение: разведите немного краски в стакане с водой и спросите ребенка: какие цветовые ассоциации это у него вызывает. После этого повторите опыт с другой краской.

Переход к изображению объема. Научите ребенка с помощью полутонов превращать плоскую фигуру в объемную, а объемную - в предмет. Например: из треугольника можно сделать конус, а из конуса - мельницу.

Мой опыт показывает, что всему этому ребенка можно научить в течение первых двух лет жизни.

До пяти лет - импровизация. Большинство педагогов будет говорить вам, что после того как малыш начал систематически учиться рисованию, он ни в коем случае не должен фантазировать. Он лишь обязан скрупулезно следовать тому, чему его учат. Чтобы ребенок был готов противостоять подобному запрету, нужно выработать у него привычку рисовать все, что приходит ему в голову. Если такая привычка укоренится, то запретить ее станет уже невозможно. Конечно, вы можете подать ребенку идею для рисунка. Но не возражайте против того, чтобы малыш интерпретировал его сам. Я часто вспоминаю, как предложила своей трехлетней дочке нарисовать цветы и как она изобразила букет, пылающий в огне.

И в дальнейшем, когда ваш ребенок начнет учиться рисовать по-настоящему, поощряйте его придумывать свои собственные сюжеты - в них обязательно отразится все, что он узнал.

Глава 10. Музыка

ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

В данной главе я не отрываю практику от теории, потому что, как хорошо сказал Морис Мартено, считаю искусственное отделение сольфеджио от навыков игры на музыкальном инструменте приводит лишь к тому, что ученик выучивается производить музыкальные звуки, которые не являются музыкой.

В XX веке три музыканта исследовали процесс обучения музыке: немец Карл Орф, японец Синити Судзуки и француз Морис Мартено. Все трое не хотели мириться с тем, что традиционные методы обучения часто оказываются неэффективными и что огромное количество учеников их отвергает. Все трое поняли - музыке нужно обучать с самого раннего детства, превращая уроки в занимательную игру.

Карл Орф разработал методику, основанную на ритмических упражнениях, и создал условия для производства ударных инструментов поразительного качества. Тем не менее, поскольку эта методика предназначена для обучения целой группы детей, которая мало-помалу превращается в настоящий оркестр, я не буду о ней распространяться и просто посоветую вам узнать, существуют ли там, где вы живете, курсы "Карла Орфа". Судзуки и Мартено создали хорошо дополняющие друг друга методики индивидуального обучения. Целью обучения музыке является не только подготовка профессионалов: оно должно, по их глубокому убеждению, быть школой жизни и воспитывать душу ребенка. Музыке можно научиться тем же способом, что и родному языку. Поняв это более полувека назад, Судзуки изобрел приемы, применение которых дает такую возможность. Он выбрал именно скрипку - ее можно сделать очень маленькой, и потому даже двухлетний ребенок способен на ней играть. При этом такой инструмент будет обладать одинаковыми с большими скрипками звуковыми качествами. Кроме того, скрипку можно воспринимать как дорогую игрушку и даже как продолжение собственного тела, потому что, играя, исполнитель прижимает ее к себе.

Метод Судзуки основан на двух принципах: во-первых, нужно, чтобы ребенок был погружен в музыку, чтобы он ежедневно слышал те мелодии, которые позже, когда они станут частью его самого, он научится играть на своей скрипке; во-вторых, поскольку наилучшими учителями для маленького ребенка являются его родители, тот, кто хочет обучать, таким образом, своего малыша, должен и сам уметь играть, а также понимать, какие трудности связаны с игрой на данном конкретном инструменте. Поэтому тот из родителей, кто будет учить ребенка, также должен приобщиться к игре на скрипке, за что некоторые сразу же без колебаний и берутся, хотя на самом деле без этого можно прекрасно обойтись.

Обучение включает индивидуальные занятия, во время которых учитель исправляет ошибки ребенка и объясняет отцу или матери программу на следующую неделю, и групповой урок, на котором дети в игровой форме учатся музицировать вместе. Ежедневно (или почти ежедневно) малыш вместе с родителями занимается 15-30 минут. Продолжительность занятий зависит от возраста ребенка и его способности концентрировать внимание (ниже вы найдете советы, помогающие облегчить эти ежедневные тренировки). Минимальный возраст для начала занятий - три или четыре года (в зависимости от преподавателя).

Кроме того, чтобы обеспечить психологическую поддержку, Международный институт Судзуки организует краткосрочные курсы с участием учеников и преподавателей разного уровня подготовки. Подобный семинар способен увлечь даже тех, кто не видит в себе "никакого призвания" к музыкальным занятиям. По сути дела, эта методика напоминает преподавание в те времена, когда нотная запись еще не была изобретена. Все делается на слух и путем имитации. Противники считают, что Судзуки не уделяет внимания сольфеджио, но это неправда: теория появляется в его курсе несколько позже. Подобно тому, как ребенок начинает говорить и только потом учится читать (даже если обучение чтению начинается очень рано!), он будет уметь играть на каком-то инструменте раньше, чем научится расшифровывать нотную запись. Некоторые преподаватели, использующие метод Судзуки, предлагают полный курс обучения, в том числе нотную грамоту. К сожалению, большинство педагогов не включают этого в свою программу и для изучения сольфеджио отсылают своих учеников к преподавателям, занимающимся по обычной методике. Именно так возникает проблема: ребенок видит разницу двух методик и не чувствует необходимости учиться читать ноты.

Вот тут-то и приходит на помощь Мартено со своим сенсорным методом, квинтэссенцию которого он сформулировал в одной замечательной фразе: "Суть дела - прежде буквы, сердце - прежде рассудка". Для него чтение нот - тоже музыка. Он сравнивает традиционное преподавание теории музыки с чтением рассказа унылым и невыразительным голосом: мало кто из детей захочет слушать подобное чтение.

Метод Мартено включает три этапа:

1. ребенок, подражая взрослому, воспроизводит ритм или мелодию;

2. ребенок узнает, как записывается этот ритм или эта мелодия;

3. ребенок учится читать варианты этого ритма или этой мелодии.

Нотная грамота разделяется, таким образом, на простые элементы, которые малыш постигает постепенно, объединяя их в своем сознании и приобщаясь к тонкостям музыкальной теории.

Я советую всем музыкантам самим обучать своих детей музыке.

Но эта глава адресована тем, чьи знания в области музыки находятся в зачаточном состоянии. Чтобы привить ребенку вкус к музыке, нужно только одно: ХОТЕТЬ ЭТОГО! Если такое желание есть, то благодаря ему одному вы поймете то, что сегодня представляется вам китайской грамотой. Если к тому же вы поете нефальшиво, и ноты, их значения и интервалы для вас не совсем абстрактные понятия, вы сможете сами очень хорошо подготовить ребенка к началу обучения музыке. Пусть те, которым "медведь на ухо наступил" и кто читает партитуру вверх ногами, не бросают чтение этой главы, они увидят ниже, что тоже могут помочь своим детям.

Музыка - это язык, на котором нужно уметь пересказывать тексты (исполнять чужие произведения), читать (знать нотную грамоту) и говорить (импровизировать). Исследования Беттельгейма по обучению чтению показали, насколько в лучшем положении по сравнению с другими находятся дети, научившиеся читать дома. Это справедливо и для музыки. Но, к сожалению, так бывает редко. Дело обстоит даже хуже: представьте себе ребенка, который до шести лет слышал бы на родном языке лишь несколько коротких стихотворений и поток быстрых и непонятных слов по радио; его развитие серьезно бы замедлилось. В отношении музыки этот случай типичен для большинства детей.

Вот список советов и упражнений, которые позволят вам привить вашему ребенку вкус к музыке и сделать для него традиционное музыкальное образование полезным занятием, а не катастрофой.

Пойте! Нужно, чтобы ребенок понял, что музыка исходит от живого человека, а не из громкоговорителя. Если вы стесняетесь своего пения, делайте это только в присутствии малыша (дети - снисходительные и восторженные слушатели). Пойте младенцу с самого его рождения и до конца ваших дней (что пойдет на пользу вашим внукам). Даже если вы фальшивите, надо и в этом случае петь и говорить малышу: "Я пою плохо, но все равно петь так приятно. А если бы я пел (пела) лучше, то было бы еще веселее!"