Смекни!
smekni.com

Конституционно-правовой статус правительства (стр. 3 из 6)

Положения, направленные на создание условий для образова­ния правительства национального единства, были включены в конституцию ЮАР 1994 г., в соответствии с п. 2 ст. 88 которой «любая партия, имеющая по крайней мере 20 мест в парламенте и решившая участвовать в правительстве национального единст­ва, имеет право на получение одного или более портфелей в ка­бинете».

Как показывает практика, подобного рода правительства «мо­гут эффективно функционировать лишь в ситуации, когда вся страна объединена какой-либо общей фундаментальной целью, такой, например, как победа в войне». В мирное же время успех таких правительств, зачастую раздираемых острыми внутренними противоречиями, менее вероятен, и их создание может рассматри­ваться лишь как временный, вынужденный этап.

Некоторые конституции предусматривают определенные требования к кандидатам в министры (правда, обычно не такие жесткие, как те, которые предъявляются к кандидатам на пост президента), в частности, принадлежность к гражданству соответствующей страны по рождению (Сальвадор, Парагвай, Катар, Мексика. Эквадор) или в результате натурализации (Швеция, Коста-Рика, Доминиканская Республика). В последнем случае кандидат обычно может занять пост министра лишь по прошествии определенного срока после натурализации (чаще всего он не менее 10 лет).[2]

Отдельные основные законы устанавливают и возрастные ограничения. Так, в Бразилии, Сальвадоре, Коста-Рике, Азербайджане членом правительства может быть назначено лицо не моложе 25 лет, в Норвегии, Египте, Мексике, Эквадоре – не моложе 30 лет. Прежняя конституция Габона 1975 г. устанавливала не только минимальный (28 лет), но и максимальный (65 лет) возраст канди­дата на пост министра.

Законодательством ряда стран предусмотрены определенные ограничения, связанные с осуществлением министрами депутатского мандата. В странах с президентской формой правления, а также в таких государствах, как Австрия, Нидерланды, Норвегия, Франция члены правительства не могут быть депутатами. Например, по конституции Франции парламентарий, назначенный министром (или же министр, избранный в парламент), должен в течение месяца разобраться в своих предпочтениях и сделать соответствующий выбор (ст. 33). Включение в конституцию принципа несовместимости обычно отражает стремление законодателей к более жесткой (чем в странах с «чистой» парламентарной формой правления) реализации принципа разделения властей, к большей «деполитизации» кабинета.

В таких странах, как Австралия, Великобритания, Индия, Новая Зеландия. Шри-Ланка министры, наоборот, должны быть членами парламента. Согласно конституции Австралии 1900 г. «ни один министр не вправе занимать свою должность более трех месяцев, не являясь членом парламента» (§ 3 ст. 64). В Индии данный срок составляет шесть месяцев(ст. 75). В ряде стран (Дания, Испания, Финляндия) министры могут, но не обязаны быть депутатами. Конституция Японии устанавливает, что большинство министров должно быть избрано из числа чле­нов парламента.[3]

Конституции могут содержать и нормы запретительного характера, касающиеся профессиональной деятельности кандидатов в министры, занятия ими иных оплачиваемых должностей. В соответствии с конституцией Франции функции члена правительства несовместимы «с любой деятельностью профессионального представительства общенационального характера, со всякой государственной службой или профессиональной деятельностью» (ст. 23). Аналогичным образом по конституции Румынии должность министра несовместима «с исполнением функций профессионального представительства, оплачиваемых в рамках организаций, преследующих коммерческую цель (п. 1 ст. 104). В Основном законе ФРГ говорится, что «федеральный канцлер и федеральные министры не могут занимать никакие другие оплачиваемые должности, работать по профессии, иметь занятие или входить в состав руководства, а без согласия бундестага - в состав наблюдательного совета предприятия, имеющего целью получение прибыли» (ст. 66). Подобные ограничения представляются вполне разумными, ибо они ставят препятствия на пути возможного злоупотребления министрами своим служебным положением в корыстных целях. Некоторые конституции содержат требования, связанные с вероисповеданием кандидатов в министры. Конституция Норвегии требует, чтобы более половины министров исповедовали офи­циальную государственную религию (§72). Аналогичное требование вплоть до 1953 г. содержалось и в конституционном праве Швеции. В настоящее время требуется лишь, чтобы лицо, ведающее в правительстве вопросами культуры, принадлежало к шведской официальной церкви. Конституции исламских стран зачастую предписывают, чтобы кандидат в премьер-министры был мусульманином. Ряд конституций содержат требования к моральному облику и компетенции будущих министров. В Финляндии президент должен включать в состав государственного совета честных способных граждан, являющихся коренными жителями страны. Во временной конституции ОАЭ 1971 г. говорится, что министры должны выбираться из числа граждан, «известных своей компетентностью и опытом» (ст. 56).

При формировании правительства учитывается и ряд иных факторов, прежде всего географических, этнических, религиозных (особенно в странах с большой территорией и сложным этноконфессиональным составом населения). В Индии в соответствии со сложившейся традицией в совете министров должны быть по возможности представлены основные географические районы и религиозные общины страны. Еще при Дж. Неру выделились некоторые штаты (Уттар-Прадеш, Махараштра, Западная Бенгалия и др.), представителям которых обычно отдавалось предпочтение при формировании правительства. Схожей является ситуация в Канаде, где в основе формирования кабинета лежит так называемый «принцип репрезентативности», в соответствии с которым в правительстве должны быть представлены все или по крайней мере подавляющее большинство субъектов федерации, основные языковые группы страны (английская и французская) и церкви (протестантская и католическая). По мере эволюции государственного механизма Канады указанный принцип все более детализировался. В настоящее время считается необходимым присутствие в правительстве министров - франко-канадцев не только из франкоязычного Квебека, но и из какой-либо англоязычной провинции, и наоборот - несколько министров должны представлять англо-канадцев Квебека. В правительстве должны быть также представлены католики ирландского, шотландского и франко-канадского происхождения а также выходцы из крупнейших городов страны. Требования, касающиеся представительства в кабинете различных региональных и этноконфессиональных групп, содержатся и в законодательстве таких стран, как Бельгия, Швейцария, Кения, Ливан.


Вопрос № 3. Структура правительства.

Внутренняя структура правительства весьма разнообразна и подвержена постоянным изменениям, что отражает стремление приспособить ее к условиям социально-экономической и политической жизни.

Центральное место занимает Председатель Правительства (Чехия, Испания). Должность может именоваться по-иному – Премьер-министр (Швеция, Норвегия, Япония, Новая Зеландия), Председатель Совета министров (Франция, Италия), Министр-председатель (Венгрия), Федеральный канцлер (ФРГ, Австрия). При принятии решения мнение Премьер-министра является определяющим. Он играет главную роль в разработке политической линии правительства, располагая правом единолично принимать решения по важным государственным вопросам в том числе о назначении и смещении членов правительства.

В настоящее время все большую роль играет особый аппарат при главе правительства, который управляет его делами. Причем руководитель этого аппарата нередко приобретает статус министра. В США исполнительный аппарат при президенте включает Канцелярию Белого дома. Важную роль играют советники во Франции при Премьере военные и гражданские кабинеты, а входят в состав гражданского кабинета: генерал секретариат, координирующий деятельность ведомств, разрабатывающий рекомендации как и в ФРГ – Ведомство Федерального канцлера. В Великобритании – личный секретарь Премьер-министра и Кабинета.

Нередко в составе правительства создаются более узкие структуры, которые могут выполнять некоторые полномочия. Различают три формы таких органов:

1. В некоторых странах англо-саксонской системы права (Канада, Австралия, Индия) различаются правительство и кабинет. Так, британское правительство насчитывает обычно около 100 членов, которые, однако, никогда не собираются в полном составе. Как единое целое британское правительство чаще всего выступает лишь в случае своей коллективной отставки. Все важнейшие воп­росы обсуждаются и решаются кабинетом, объединяющим премь­ер-министра и наиболее влиятельных министров (обычно около 20 человек). В рамках кабинета порой выделяется и еще более узкий «внутренний» кабинет (три — шесть человек), включающий премьер-министра и некоторых важнейших министров, пользую­щихся его наибольшим доверием.

2. В некоторых странах континентального права (Франция, страны Африки) различают совет министров и совет кабинета. Заседания совета министров – это официальные заседания правительства, проходящие под председательством президента, на них принимаются наиболее важные решения. Заседания совета кабинета проходят под председательством премьер-министра, обычно по особому поручению президента на них рассматриваются оперативные вопросы.

3. В социалистических странах нередко внутри правительства создается особый орган - президиум или бюро правительства. В его состав входят премьер, его замы, некоторые министры. Президиум (бюро) принимает решения по важным вопросам, относящимся к компетенции правительства.