В состав правительства наряду с его главой могут входить министры, государственные министры, министры без портфеля, а также парламентские секретари. В одних странах государственные министры возглавляют наиболее важные департаменты и в силу этого координируют деятельность некоторых смежных министерств (Франция. Португалия). Данный ранг здесь считается более высоким, чем просто ранг министра. В других странах (Великобритания, Индия) он, наоборот, считается более низким, поскольку государственные министры являются по существу лишь заместителями глав крупных министерств. В Японии государственными министрами называются все члены кабинета.
Министры без портфеля обычно выполняют отдельные поручения главы правительства. Некоторые лица включаются в данном качестве в состав правительства с учетом их важной роли в правящей партии. Парламентские секретари (иногда именуемые младшими министрами) функционируют в основном в отдельных странах англосаксонского права с парламентарной формой правления (например, в Великобритании). Главной их задачей является оказание помощи министрам в осуществлении их парламентских обязанностей.
В правительствах некоторых стран предусматриваются посты заместителей главы правительства. В соответствии с Основным законом ФРГ «федеральный канцлер назначает одного из федеральных министров своим заместителем» (п. 1 ст. 69). О том, какой именно министр может стать заместителем канцлера, в нем не упоминается. На практике, как отмечается в литературе, заместителем федерального канцлера чаще всего становится министр иностранных дел.
Большинство конституций не оговаривают количественный состав правительства, поскольку данный вопрос обычно регулируется специальными законами и актами главы государства о назначении правительства. Так, в Японии премьер-министр вправе назначить до 20 государственных министров. В некоторых странах (например, латиноамериканских) подобная регламентация противоречит официальной доктрине, утверждающей, что «никакой конституционный барьер не должен сдерживать рост объема и форм реализации правительственной деятельности».
Тем не менее, законодательство ряда стран устанавливает как минимальное, так и максимальное число членов правительства. В состав правительства Норвегии, например, должны входить премьер-министр и не менее семи министров, правительства Коморских Островов – не более девяти человек, ОАЭ - не более 14. Конституция ЮАР 1994 г. предусматривает, что в состав правительства входят президент, исполнительные вице-президенты и не более 27 министров (п. 1 ст. 88). Некоторые конституции устанавливают сразу обе границы. В Ирландии в состав правительства могут входить от 7 до 15 министров. Согласно конституции Папуа-Новой Гвинеи 1975 г. в состав правительства могут входить не менее шести министров и не более 1/4 от числа членов парламента (ст. 144).
Основная форма функционирования правительства (кабинета) - проведение его очередных заседаний. В парламентарных государствах такие заседания проводятся обычно в период парламентской сессии один (Великобритания, Индия, Испания, Нидерланды), два (Япония, Ирландия) или даже три (Норвегия) раза в неделю. В Швеции практикуется так называемое «общее заседание», проводимое не реже одного раза в неделю во время парламентской сессии. На нем обсуждаются наиболее важные вопросы. Другой разновидностью заседаний кабинета является так называемое «заседание за ланчем», проводимое в конце каждой недели. На нем дискутируются не столь важные проблемы, а также обсуждается повестка дня предстоящего общего заседания. В Норвегии правительство заседает два раза в неделю в форме кабинета (под председательством главы правительства) и один раз в форме государственного совета (под председательством короля).
Важной формой функционирования правительства может являться и деятельность различных комитетов кабинета, которая, как показывает практика, повышает оперативность функционирования кабинета, сужая в то же время сферу его деятельности как коллегиального органа.
Весьма разветвленная система как постоянных (создаваемых чаще всего по главным направлениям правительственной деятельности), так и временных (образуемых для решения каких-либо отдельных проблем) комитетов кабинета функционирует в Великобритании. Из сугубо вспомогательных органов кабинета комитеты трансформировались в «самостоятельные государственные органы со своей компетенцией и правом выносить решения», которые «в принципе имеют ту же силу, что и решения кабинета в полном составе».
В Индии наиболее важные решения принимаются в рамках созданного в 1970 г. комитета по политическим вопросам, в состав которого входят министры, обладающие наиболее важными портфелями (он даже получил название «суперкабинет»). Аналогичную роль играет и канадский комитет приоритетов и политики, объединяющий, как правило, 10-12 ведущих министров во главе с премьер-министром.
Французское конституционное право различает межминистерские советы и межминистерские комитеты, в рамках которых заседают лишь члены правительства, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме. Первые заседают под председательством президента, вторые - под председательством премьер-министра.
Весьма своеобразно функционирует система комитетов кабинета в Нидерландах. Официальный и действительный состав комитетов, заседающих под председательством премьер-министра, совпадают далеко не всегда. Формально в состав комитета включается не более пяти министров. Фактически же каждый министр вправе участвовать в заседаниях любого комитета кабинета и даже голосовать. Как и во многих других странах континентальной Европы, решения комитетов в Нидерландах становятся общеобязательными только после их одобрения полным составом кабинета.
Вопрос № 4. Компетенция правительства.
Современное правительство – важная составная часть механизма осуществления государственной власти. Правительство сосредотачивает в своих рядах ведущих политических деятелей, возглавляющих правящую партию или коалицию. Вполне естественно, что влияние этих кругов сказывается на полномочиях, которыми наделено правительство, придает этой ветви власти особенно большую значимость.
Обычно компетенция правительства предметная, в которой не определяется четкий круг полномочий, исходя из того, что границы между исполнительной, законодательной и судебной властью и так очевидны, следовательно, наблюдается разрыв между юридическим и фактическим статусом правительства, для этого необходимо исследовать реальную деятельность правительства.
Нередко компетенция правительства в конституции определяется очень кратко. Так, согласно Конституции Франции «правительство определяет и осуществляет политику нации. В его распоряжении находятся административные органы и вооруженные силы».
Необходимость в подробной регламентации полномочий правительства в странах с парламентскими формами правления часто отпадает из-за того, что оно на практике осуществляет большинство полномочий формально с главой государства. В странах же с федеративным политико-территориальным устройством полномочия правительства зачастую выводятся из разграничения компетенции между союзом и субъектами федерации.
Среди наиболее важных полномочий правительства необходимо выделить следующие:
1) правительство, особенно его глава, играют решающую роль в разработке, формировании и реализации внутренней и внешней политики государства. «Правительство, гласит Конституция Испании, руководит внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и обороной страны». Конечно, программы, предлагаемые правительством, обычно нуждаются в подтверждении и одобрении парламентом (особенно в парламентских государствах). Система противовесов работает и в данном случае. Однако нельзя не учитывать, что сама эта программа разрабатывается только правительством;
2) правительство выступает в роли главного органа управления государственным аппаратом. Сфера управленческой деятельности правительства весьма широка и многообразна. Однако это не значит, что она универсальна и не знает ограничений. Главных ограничений два. Правительство и подчиненный ему аппарат не должны вмешиваться в сферу частной жизни. Правовые нормы, регулирующие сферу частноправовых отношений, устанавливаются государством, публичной властью. Но сама эта власть не должна издавать таких предписаний, которые узурпируют их права. Иное может быть лишь при тоталитарном режиме. Другое ограничение связано с разграничением полномочий и компетенции между центром и местами Особенно важно это разграничение в федеративных государствах, где оно связано с разделением предметов ведения федерации и субъектов. Однако даже в унитарных государствах по мере развития децентрализации и расширения полномочий органов самоуправления осуществляемые центром управленческие функции ограничиваются.
Конкретный объем правомочий, принадлежащих правительству, не вполне одинаков в отдельных странах. Вместе с тем можно всегда выделить такие предметы и сферы управленческой деятельности, которые по общему правилу сохраняются в ведении центрального правительства. К ним принадлежат, в частности: оборона и внешняя политика, национальная безопасность и поддержание общественного порядка, финансовая система и общее регулирование экономической деятельности, включая защиту свободной конкуренции и прав потребителей, осуществление в интересах общества управления культурой, образованием, здравоохранением, социальным обеспечением, охрана окружающей среды. Правительство направляет и координирует деятельность министерств и ведомств. В статье 40 Конституции Намибии: «руководство, координация и надзор за министерствами и правительственными департаментами, включая полугосударственные предприятия. В Великобритании министр, как правительство имеет право давать государственным корпорациям распоряжения общего характера, назначать и увольнять членов корпорации и иных должностных лиц, его одобрению подлежат планы реорганизации и развития корпорации. В Польше, согласно Малой Конституции, Совет Министров: