Смекни!
smekni.com

Конституционно-правовой статус человека и гражданина (стр. 3 из 6)

понятие и система.

Конституционное закрепление прав и свобод личности в различных зарубежных странах имеет свои особенности, обусловленные национальными традициями в развитии государственно-правовой теории и практики. Большинство конституций включают специальные разделы или главы, где фиксируются права и свободы личности. В новейших конституциях институт прав и свобод занимает больше места, чем в принятых раньше. В Конституциях Португалии, Испании и Италии этому институту посвящено от 1/4 до 1/3 от общего количества статей. В Конституции Японии имеется глава «Права и обязанности народа», в Конституции Греции – «Личные и социальные права», в Основном законе Германии – «Основные права».

Разница между правами и свободами условна. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно стремится к минимальной регламентации поведения граждан, обеспечивая их свободы, прежде всего невмешательством, как своим собственным, так и со стороны иных социальных субъектов.

Способы конституционного формулирования прав, свобод и обязанностей:

1) позитивный,означающий, что конституции устанавливают или констатируют, что субъект обладает определенным правом. Так, согласно ст. 11 Конституции Греции граждане имеют право собираться мирно и без оружия. Полиция имеет право присутствовать только на публичных собраниях под открытым небом;

2) негативный способ предусматривает собой конституционное запрещение любому субъекту нарушать или ограничивать определенное право или определенную свободу. Примером этого служит ст. 36 Конституции Литвы, гласящая: «Нельзя запрещать или препятствовать гражданам собираться без оружия на мирные собрания…».

Классификация прав и свободможет осуществляться по различным основаниям. В зависимости от характера субъекта права делятся на индивидуальные и коллективные. Разумеется, индивидуальное право часто может осуществляться коллективно, но отличие его от коллективного права в том, что оно вполне может осуществляться и защищаться индивидуально, тогда как права коллективные по своей природе индивидуально осуществлять невозможно. Например, право на забастовку – коллективное, потому что индивидуальная забастовка – не забастовка, а прогул. В большинстве случаев права, свободы и обязанности индивидуальные.

В истории общественной мысли и в юридической литературе сложились два основных подхода к природе и сущности прав человека. Согласно первомуподходу – права человека и гражданина – это его естественные прирожденные свойства, с одной стороны, не зависящие от их признания государством, т.е. неотчуждаемые, а с другой стороны – связывающие государство, гарантируемые и охраняемые им как требование и принципы, обусловленные природой человека. В этом смысле человек есть «мера всех вещей», т.е. он обладает неотъемлемыми правами, которые не дарованы ему правителем или законодателем.

Второй подход – позитивистский – исходит из того, что права человека производны от государства, которое по своему усмотрению определяет их вид, содержание и объем, т.е. «дарует» их человеку и гражданину. Права и свободы классифицируются также на основные и дополнительные. Дополнительные являются производными от первых, конкретизируют их. Так, право на образование является основным, базовым для права на выбор родителями формы обучения (светское, религиозное) для своего ребенка, на учреждение частных учебных заведений.

Наиболее распространённой является классификация прав и свобод по содержанию: личные (гражданские), политические, экономические, социальные, культурные.

Гражданские (личные) права и свободы возможности человека, ограждающие от незаконного вмешательства (и нежелательного) в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразию и автономию личности. Они принадлежат человеку от рождения и не зависят от его принадлежности к конкретному государству. Они составляют основу всего правового статуса человека.

К их числу относится прежде всего право на жизнь. В странах, где отменена смертная казнь как вид наказания (Австралия, Австрия, ФРГ, Франция, Норвегия, Дания, Португалия, Швеция, всего около 40 государств), право на жизнь означает, что ни один человек, ни за какие деяния не может быть лишен жизни даже государством (так называемое абсолютное право на жизнь). В почти 30 странах сохранилась смертная казнь в законодательстве, но не применяется на практике (Бельгия, Греция); в 18 странах смертная казнь применяется лишь при особых обстоятельствах (военное время) – Аргентина, Бразилия, Израиль, Канада, Мексика, Швейцария; более чем в 100 государствах смертная казнь применяется за совершение преступлений (США, Бангладеш, Индия, Ангола). В уголовном законодательстве Китая существует около 30 составов преступлений, за которые может быть применена смертная казнь. В Гватемале, Гане, Ливии, Турции смертная казнь обязательна за наиболее тяжкие преступления (умышленные убийства).[1]

В некоторых государствах запрещены аборты (в Конституции Словакии зафиксировано, что «жизнь достойна охраны уже до рождения»).

С правом на жизнь тесно связана проблема клонирования – воссоздания из клетки тела точной копии живого существа. Во многих странах такие работы официально запрещены до тех пор, пока человечество не сумеет правильно оценить все последствия такого клонирования.

В связи с правом на жизнь существует проблема допустимости эвтаназии - причинение лёгкой смерти безнадёжно больному по его просьбе с целью избавить от излишних мучений. С 1 января 2002 г. эвтаназия в Нидерландах легализована законом.

Свобода совести и вероисповедания предполагает право индивидуально или совместно с другими исповедовать любую религию, свободу выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Никто не обязан заявлять о своих религиозных или антирелигиозных убеждениях. Конституции ряда стран (Бразилии и др.) разрешают государственным и муниципальным органам сотрудничать с церковью в общественных интересах, но запрещают финансировать церковные учреждения. Провозглашение законом какой-либо религии или церкви государственной (католицизм в Испании, лютеранство в Дании и Финляндии, православие в Болгарии и Греции) не исключает свободного исповедания других религий, но влечёт за собой поддержку такой церкви из государственного бюджета, назначение высших священников главами государств, оплату священников в войсках.

Право определять свободно свою национальную принадлежность особенно важно для многонациональных государств, хотя во многих зарубежных странах (США, ФРГ) национальность утратила юридическое значение и все граждане именуются общим термином «американец», «немец». В то же время в ФРГ, Израиле, Канаде в силу иммиграционного законодательства принадлежность к определенной нации (немцы, евреи, украинцы) открывают возможности беспрепятственной эмиграции в страну.

Под неприкосновенностью частной жизни понимается конституционная гарантия охраны тех сторон личной жизни человека, которые он не желает делать достоянием других. Новейшие конституции в качестве гарантий неприкосновенности частной жизни установили запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.

Конституции некоторых государств предусматривают право граждан на доступ к информации о них самих. Так, согласно ст. 35 Конституции Португалии 1976 г., все граждане имеют право знать информацию о себе, занесённую в электронные картотеки и реестры, и о целях. для которых она предназначена, причём они могут требовать обновления информации и внесения в неё изменений без ущерба для положений закона о государственной тайне и о судебной тайне. Здесь же содержится запрещение присваивать гражданам единственный в национальном масштабе номер.

Право на свободу и личную неприкосновенность. Свобода – означает возможность совершать любые правомерные действия (участвовать в выборах, получать образование). Неприкосновенность личности означает, что никто не вправе ограничить свободу человека совершать любые действия, не противоречащие закону, не подвергать кого-либо принуждению или ограничению в правах.

Лишение свободы возможно только по основаниям и в порядке, установленном законом. В случае незаконного задержания или ареста лицо имеет право на возмещение ущерба. В конституциях устанавливается максимальный срок задержания без решения суда (в Испании – 72 часа), арест должен производиться лишь на основе судебного приказа или с санкции прокурора. В Австрии действует Федеральный конституционный закон от 29 ноября 1988 г. «О защите личной свободы», в котором детально урегулированы основания, условия и порядок процессуального задержания.

Неприкосновенность жилища означает, что проникновение в жилище против воли проживающих в нём лиц возможно только на основании закона или судебного решения.

Право на человеческое достоинство: запрещение пыток, жестокого, бесчеловечного, унижающего обращения или наказания, а в особенности проведение на человеке без его согласия медицинских или научных экспериментов.

Право на свободное передвижение и свободный выбор места жительства – возможность покидать собственную страну и свободно в нее возвращаться. Вместе с тем в последнее время в западных странах наблюдается значительное ужесточение иммиграционного законодательства, в связи с ростом терроризма и интенсивной миграцией из стран с чуждыми культурными традициями.

Политические права и свободы предоставляют человеку возможность участвовать в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивают его политическое самоопределение и свободу. Согласно ст. 48 Конституции Португалии «Все граждане имеют право принимать участие в политической жизни и в решении общественных вопросов, стоящих перед страной, непосредственно или через законно избранных представителей». Право на участие в управлении государством (Испания, Монголия, Словакия) – это обобщенное название комплекса политических прав: избирать и быть избранным, участие в референдуме, на равный доступ к государственной службе, на участие в отправлении правосудия.