Смекни!
smekni.com

Учебных предметов (стр. 23 из 50)

в практике учителя музыки

Л.П. Карпушина, доцент кафедры

хорового дирижирования, пения и методики

музыкального воспитания МГПИ им. М.Е. Евсевьева,

кандидат педагогических наук

Н.Б. Абудеева, методист музыки и МХК

кафедры педагогики и психологии

Важное место в национальном проекте «Образование» занимает государственная поддержка педагогов, внедряющих инновационные технологии обучения. Суть инновационного образования можно выразить фразой: «Не догонять прошлое, а создавать будущее». Проблемой использования инновационных технологий в образовании занимались В.И. Андреев, В.П. Беспалько, В.М. Монахов, О.Я. Найн, И.В. Никишина, А.Б. Панькин, П.И. Пидкасистый, И.В. Роберт, Г.К. Селевко, В.В. Сериков, В.В. Юдин и др.

Использование инновационных технологий в образовании и, в частности, в музыкально-образовательной практике позволит повысить интерес учащихся к предмету «Музыка», к занятиям музыкой, будет способствовать формированию музыкальных компетенций, развитой личностной музыкальной культуры. Учителя музыки активно используют информационные, диалоговые, личностно-ориентированные, игровые, проблемно-развивающие технологии.

Особенно актуальны в настоящее время информационные коммуникационные технологии. Под информационными коммуникационными технологиями обучения понимаются психолого-педагогически обусловленные процессы переработки информации с применением компьютерно-программных средств. Оптимизация образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях на сегодня в значительной мере стала зависеть от внедрения информационных коммуникационных технологий, которые расширяют возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения, а учащимся дают возможность эффективного усвоения изучаемого материала и реализации творческих способностей. Для более интересного, глубокого проведения уроков музыки и МХК учитель может использовать выпущенные CD-диски: «Энциклопедия классической музыки», в которой собраны материал о композиторах, исполнителях, произведениях, инструментах, а также жанрах и стилях музыки, экскурсии, видеофрагменты и анимация, хронология, словарь терминов о музыкальной культуре различных стран и викторина; «Художественная энциклопедия классического зарубежного искусства» знакомит учителя и учащихся с историей искусства и архитектуры от древних цивилизаций до конца XIX века. В нее вошли биографии живописцев, скульпторов, архитекторов, чьи произведения внесли заметный вклад в развитие мировой культуры. Здесь даны информация о крупнейших музеях, коллекциях и художественных собраниях всего мира, 500 биографий мастеров, 1200 изображений, музеи и коллекции, тематические экскурсии; «История искусств»; «Искусство и путешествия»; «Современное российское искусство»; «Мировая классика» (В. Моцарт, М. Мусоргский, Ф. Шопен, Н. Паганини, П. Чайковский); «Шедевры музыки»; «П.И. Чайковский. Жизнь и творчество»; «Импрессионисты. Энциклопедический словарь по искусству»; «Великие художники Пикассо, Дали, Шагал»; «Шедевры архитектуры»; «Художники Санкт-Петербурга. Конец XX века»; «Русская иконопись XIXX веков»; «Шедевры русской живописи»; «Эрмитаж. Искусство Западной Европы». Художественная энциклопедия включила в себя 310 работ европейских мастеров, имеющих общемировое значение и составляющих гордость Государственного Эрмитажа.

Использование компьютерных технологий на уроках искусства преображает действительность и является бесспорным явлением, ведущим к изменениям в информационных и художественных процессах. Учителю можно обращаться к каталогу ресурсов Интернета, который активизирует учебный и творческий процесс (см. статью Селивановой Т. Интернет в художественном образовании // Искусство в школе. - № 4. – 2005. – С. 67). В частности, учителям музыки и МХК по вопросам внедрения музыкального искусства Мордовии в учебный процесс можно посещать сайт LKARPUSHINA.narod.ru., где помещены: программы для дошкольных и общеобразовательных учреждений, направленные на освоение музыкального искусства Мордовии (в рамках реализации концепции общего регионального музыкального и этномузыкального образования Л.П. Карпушиной), уроки и внеклассные мероприятия с опорой на музыкальное искусство Мордовии (из опыта работы педагогов республики), содержание фонохрестоматий, методические материалы в помощь учителю. В МРИО создан Мордовский республиканский образовательный портал www.edurm.ru.(Региональный компонент. Раздел «Искусство»), где можно найти программы и материалы по освоению музыкального искусства Мордовии (авторов Л.П. Карпушиной, Н.Б. Абудеевой).

Одним из перспективных направлений инновационной деятельности учителей музыки является разработка компьютерной системы тестирования знаний. Например, Н.В. Талалаева (МОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа № 2») разработала компьютерный тест, позволяющий диагностировать степень усвоения учащимися знаний о музыкальном искусстве Мордовии. Ведется работа по ознакомлению учащихся с информационными коммуникационными технологиями с целью создания презентаций по различным темам, в частности, с программой компьютерных презентаций Microsoft Power Point.

Сегодня многие методические инновации связаны с применением интерактивных методов. Интерактивный означает «находящийся в состоянии беседы, диалога с чем-либо (компьютером) или кем-либо (человеком)». Интерактивное – это диалоговое обучение. Главная цель использования интерактивных методов обучения – это активизация музыкально-познавательной, творческой деятельности учащихся, формирование самостоятельной, ищущей, творческой личности, стремящейся к саморазвитию, самовоспитанию, самоусовершенствованию на основе музыкального искусства.

Учителя музыки используют разнообразные инновационные формы уроков: урок-лекция-визуализация (чтение лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов); медиа-лекция (работа с медиа-тестами); урок-пресс-конференция; урок-аукцион, проблемные семинары («мозговой штурм»); такие формы учебной работы, как коллективные, групповые, индивидуальные, парные; применяются следующие методы интерактивного обучения: частично-поисковый, поисковый, творческий (по уровню самостоятельности), эвристический, проблемно-поисковый, моделирующий (исследовательский) (по уровню исследовательской деятельности).

В современной образовательной практике большое распространение получили игровые технологии обучения (А.А. Вербицкий, Н.В. Борисова и др.), которые характеризуются наличием игровой модели, сценариев игры, ролевых позиций и т.п. Используются такие игровые формы, как ролевые, дидактические, имитационные, организационно-деятельностные. В целях активизации интереса к урокам музыки используются игры, идея которых взята из игр «Угадай мелодию»», «Поле чудес», «Пирамида» и др.

В процессе музыкально-образовательной работы учителя музыки используют личностно-ориентированные технологии, которые предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем.

Используется на уроках музыки и проблемно-развивающая технология обучения (М.М. Махмутов, Н.Г. Мошкина и др.), которая предполагает взаимодействие учителя и учащегося на основе системы проблемных вопросов, проблемных ситуаций, систематическое использование различных дидактических средств: тестовые задания, дидактические карточки, проблемные вопросы, терминологические кроссворды.

Федеральный перечень УМК для преподавания

предмета «Изобразительное искусство»

Л.В. Кудашкина, методист

кафедры педагогики и психологии

Обновление содержания художественно-эстетического образования в образовательной школе и введение базисного учебного плана предусматривает новые подходы к преподаванию искусства.

Важным, с точки зрения методики, является вопрос о программно-методическом обеспечении преподавания предмета «Изобразительное искусство». В настоящее время в помощь педагогам художественно-эстетического цикла рекомендованы программно-методические материалы по изобразительному искусству, которые включают образовательные программы для традиционной начальной и основной школы, реализующие обязательный минимум содержания образовательного компонента «Искусство».

Федеральные образовательные программы по изобразительному искусству для основного общего образования составлены на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Федеральные образовательные программы выполняют две основные функции: