Смекни!
smekni.com

Конституционно-правовые основы становления социального государства в России (стр. 2 из 8)

По мнению В.Д. Дзодзиева, социальное государство – «это такое государство, которое гарантирует каждому своему гражданину достойные условия существования и стремится к созданию примерно равных жизненных шансов в области получения образования, занятости, здравоохранения и самореализации личности в целом, это государство, осуществляющее в обществе социальную справедливость» [15, с.222].

Экс-спикер Государственной Думы Г. Селезнев дает следующее определение: «Социальное государство – это такой тип государства, при котором в государственной политике главным приоритетом является социальное благополучие каждого человека и всего общества» [32, с.132].

Одним из основных инструментов реализации социального государства является социальная политика. Взаимосвязь социального государства и его социальной политики проявляется в том, насколько полно и глубоко социальное государство проводит свою социальную политику, в какой степени эта политика выражает потребности и интересы его граждан.

Социальная политика направлена на достижение социальных целей и результатов, связанных с улучшением материального и социального благосостояния, на повышение качества жизни населения и достижение общественно-политической стабильности, предотвращение возможного возникновения очагов социальной напряженности.

Суть социальной политики государства, поставившего перед собой задачу превратиться в социальное государство, состоит в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни населения, создании социальных предпосылок в формировании экономических стимулов развития производства. В социальном государстве задача реализации сильной, эффективной социальной политики выдвигается на первый план.

Во второй половине 1991 г. проблематика социального государства начала постепенно входить в России в политический оборот. Впервые термин «социальное государство» упоминается в проектах новой Конституции. Но необходимо отметить, что при обсуждении проектов Конституции РФ 1993 г. было множество сторонников и противников включения статьи о социальном государстве в текст основного закона. На заседаниях Конституционного совещания проводили множество аргументов за и против, базировавшихся в основном на идеологических позициях и на соображениях политической целесообразности [24, с.34].

Положение о социальном государстве получило закрепление в ст.7 Конституции РФ, принятой на референдуме 12.12.1993 г.

«Российская Федерация, - записано в Основном законе страны, - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1]. Таким образом, на конституционном уровне зафиксирована приверженность ценностям социального государства в России в условиях современной модернизации страны. Однако понятие «социальное государство» в Конституции РФ по существу не раскрыто.

В Конституции РФ утверждается, что социальное государство в России является свершившимся фактом. Очевидно, что это утверждение является попыткой выдать желаемое за действительное.

В ст.7 Основного закона говорится о том, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Однако в п.2 ст.7 Конституции РФ перечислены лишь некоторые из основных направлений деятельности государства в социальной сфере [1]. Таким образом, на конституционном уровне зафиксирована приверженность ценностям социального государства в России в условиях современной модернизации страны.

Конституция РФ определяет стратегические целевые установки социальной политики: достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей; обеспечение эффективной занятости населения, повышении качества и конкурентоспособности рабочей силы; гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; нормализация и улучшение демографической ситуации; существенное улучшение социальной инфраструктуры [30, с.7].

Основными принципами социальной политики являются: обеспечение предоставления гражданам социальных прав, гарантированных Конституцией; создание условий, обеспечивающих гражданам возможности для повышения их уровня жизни собственными усилиями и средствами; адресность социальной помощи – предоставление такой помощи гражданам, которые по объективным причинам не имеют достаточного дохода и собственности, способной приносить доход; согласование интересов социальных групп.

Зарождение и становление российской модели социального государства находится в глубокой связи с содержанием реформ и всем ходом современной модернизации страны.

В любом социальном государстве существует сеть индикаторов, позволяющих оценивать ситуацию в социальной сфере, ставить обоснованные задачи перед социальной политикой. Этот уровень считается «порогом бедности». Поэтому прожиточный минимум в отличие от физиологического прожиточного минимума признавался категорией динамичной, подверженной изменениям вместе с общественным развитием.

Вся та система индикации социальной сферы рухнула в начале 1992 г., когда появился Указ Президента РФ «О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации» [8]. Этот шаг стал важнейшим элементом стратегии «шоковой терапии», в результате чего социальная политика России стала не только декларативной, но и просто лицемерной, поскольку преамбулы законодательных актов, в которых говорилось о заботе и внимании к нуждам населения, вступали в острейшее противоречие с текущей действительностью.

Современную бедность в России формируют три основных фактора: низкая оплата труда, безработица и неплатежи. Но главная беда России состоит в том, что доходы распределяются крайне неравномерно и нерационально.

1.2 Проблемы в системе образования, здравоохранения

Нарастают тревожные проблемы в системе образования. Продолжается процесс его коммерциализации, принимающий уродливые формы. Образовалась теневая система финансирования школ за счет добровольно-принудительных взносов родителей. Тем самым, не обеспечивается выполнение ст.43 Конституции РФ о бесплатном образовании [1].

В этих условиях разговоры по поводу реформы системы образования приобретают декларативный характер.

Вследствие принятия Закона «О монетизации льгот» [3] были внесены изменения в законы «Об образовании» [7], «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [4], «О науке и государственной технической политике» [5]. В результате понижается статус федеральной программы развития образования, которую правительство предлагало отменить.

Ликвидирован еще один островок качественного подхода к проблемам социальной политики, касавшейся определения доли от национального дохода, нет расходной части бюджета на образование. Ситуация существенно ухудшилась с 2005 г., когда вступил в силу новый закон об образовании, в соответствии с которым государство снимает с себя ответственность за финансирование образовательных учреждений.

В 2003 г. Россия присоединилась к Болонской конвенции по высшему образованию. Объявленная цель – достижение единых стандартов высшего образования, основанного на двух уровнях – бакалавр и магистр. К 2010 г. российская система высшего образования должна стать похожей на европейскую: знания студентов будут оцениваться по общеевропейской шкале, выпускники получат диплом международного образца. Это будет способствовать повышению качества образования в нашей стране и ее конкурентоспособности в мире.

Реформирование образования в качестве ключевых элементов предполагает создание новых институтов системы образования, обеспечивающих максимально полную мобилизацию средств населения и предприятий, эффективное использование этих и бюджетных средств, и на этой основе – высокое качество и возможность широкого выбора образовательных программ и услуг при сохранении всеобщего доступа всех граждан к общему образованию.

Однако принятие Болонской системы высшей школы чревато утратой преимуществ российского фундаментального высшего образования, сломом всей системы подготовки научных кадров высшей квалификации, дальнейшим движением нашей страны вниз по цивилизационной лестнице.

Российские стандарты организации образовательного процесса продолжают неуклонно ухудшаться.

Продолжается деградация системы здравоохранения. Массы людей и в первую очередь пенсионеры лишены доступа к современным лекарствам из-за их непомерной дороговизны. Бесплатная медицина также как и бесплатное образование превращается в фикцию. Настораживают заявления официальных лиц о том, что государство гарантирует лишь отдельные виды бесплатной медицинской помощи, а не здравоохранения народа.

На рубеже 2003-2004 гг. был представлен проект реформы российского здравоохранения, по которому планировалось заменить участковых педиатров и терапевтов на семейных врачей, существенно сократить общее число врачей, закрыть маленькие больницы, преобразовать лечебные учреждения в некоммерческие организации. Но этот проект реформы натолкнулся на волне ожидаемое сопротивление, в том числе и медиков, увидевших в нем дорогу к окончательному развалу отечественного здравоохранения.