7. Шелобаев С.И. Математические методы и модели в экономике, финансах и бизнесе. – М.: ЮНИТИ, 2002.
8. Эддоус М., Стенсфгелд Р. Методы принятия решения. – М.: Аудит, 1997.
9. Мельник М.М. Экономико-математические методы и модели в планировании управлении материально-техническим снабжением: Учебник. – М.: Высшая школа, 1990.
2.3. Компьютерная графика
Контрольная работа предусматривает выполнение студентом четырех заданий. Задания ставят своей целью изучение теоретических основ по работе с компьютерной графикой, таких как области применения компьютерной графики, требование к аппаратным средствам, создание простых публикаций, рекламных проспектов, а так же выполнение практических заданий на персональном компьютере в среде ADOBE PHOTOSHOP и CORELDRAW. Если файлы не помещаются на дискету, то они должны быть заархивированы в один файл программами- архиваторами WinZip или WinRar. К дискете прилагается распечатанная работа с ответами на теоретические вопросы и распечатками выполненных заданий в среде ADOBE PHOTOSHOP и CORELDRAW.
Законченная и правильно оформленная работа предъявляется на рецензию с обязательной регистрацией в подразделении института согласно действующему порядку. Работа, неправильно оформленная или выполненная не для своих вариантов заданий, к рецензии не принимается. При правильно выполненной работе на ней ставится пометка "Допущен к защите”, и студент допускается к собеседованию с преподавателем. В противном случае делается пометка “Исправить” и работа возвращается студенту для внесения в нее исправлений, контрольная работа возвращается на доработку. После исправления всех недостатков, указанных преподавателем, работа вновь должна быть предъявлена на проверку с пометкой «повторно».
Во время собеседования студент должен продемонстрировать полное владение материалом своей контрольной работы, дать исчерпывающие и точные ответы на все вопросы преподавателя, касающиеся контрольной работы. При положительном результате собеседования представленная работа студента принимается с оценкой “Зачтено”. Зачтенная контрольная работа хранится у студента и предъявляется им непосредственно на экзамене. Без такого предъявления студент к экзамену не допускается.
Выбор вариантов заданий производится студентом из соответствующей таблицы по двум последним цифрам номера его зачетной книжки. (Табл.1)
Табл.1.
Номер зачетной книжки студента (две последние цифры) | Варианты задания | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
00; 11; 20; 31; 40; 55; 62; 70; 89; 90 | 2 | 1 | 0 | 8 |
01; 10; 21; 30; 41; 53; 67; 71; 81; 91 | 1 | 2 | 9 | 0 |
02; 12; 22; 37; 42; 52; 60; 72; 82; 92 | 3 | 3 | 2 | 9 |
03; 16; 23; 35; 45; 51; 63; 73; 83; 93 | 7 | 4 | 3 | 2 |
04; 17; 24; 34; 47; 54; 64; 74; 84; 94 | 8 | 5 | 4 | 3 |
05; 15; 25; 33; 43; 50; 65; 77; 88; 95 | 0 | 6 | 5 | 5 |
06; 13; 26; 36; 49; 56; 68; 76; 86; 96 | 5 | 7 | 6 | 4 |
07; 14; 27; 32; 44; 57; 61; 75; 87; 97 | 9 | 8 | 1 | 6 |
08; 19; 28; 39; 48; 58; 66; 78; 85; 98 | 6 | 9 | 7 | 7 |
09; 18; 29; 38; 46; 59; 69; 79; 80; 99 | 4 | 0 | 8 | 1 |
В графах № указаны последние цифра номера зачетной книжки, в графах Варианты – соответствующие данным цифрам номера вариантов заданий от первого до четвертого. Например, студент, номер зачетной книжки которого заканчивается на 67, выполняет первый вариант первого задания, второй вариант задания 2, девятый вариант задания 3, нулевой вариант задания 4.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Задания 1 и 2 требуют от студента изложения теоретического материала по различным разделам дисциплины.
Задание 1. Раскрыть суть приведенных в таблице 2 понятий и технологий.
Таблица 2
Варианты индивидуальных заданий
Последняя цифра № зачетной книжки | Тема изложения |
0 | Применение компьютерной графики в современном обществе. |
1 | Понятие цвета. Цветовые модели. |
2 | Растровые и векторные изображение. Описание математических моделей. |
3 | Требование к аппаратным средствам при работе с графическими объектами (мониторы, сканеры, принтеры, цифровые камеры) |
4 | Заливки и их типы |
5 | Понятие слоя. Режимы наложения слоев. |
6 | Фильтры. Использование фильтров при работе с изображениями. |
7 | Работа с каналами и масками. |
8 | Текстовые слои и работа с текстом (на примере CorelDraw) |
9 | Типы узлов. Преобразование узлов (добавление, удаление) на примере CorelDraw |
Задание 2. Описать средства и технологии, используемые при работе с настольной издательской системой PAGEMAKER.
Таблица 3
Варианты индивидуальных заданий
Последняя цифра № зачетной книжки | Тема изложения |
0 | Элементы управления в системе PAGEMAKER. |
1 | Взаимодействие графики и текста |
2 | Текстовые блоки. Импорт и размещение текста. |
3 | Текстовые фреймы. Форматирование текста |
4 | Создание крупной публикации. Сборка и нумерация страниц книги |
5 | Печать публикаций. Опции печати документа. |
6 | Создание крупной публикации. Генерация оглавления. |
7 | Создание простейших графических объектов. Импорт графики. |
8 | Основы создания текста. Расстановка переносов. Маркированные и нумерованные списки |
9 | Создание публикации при помощи шаблона. Объекты, используемые в издательских системах. |
Задание 3. Векторная графика на примере CorelDraw
В данном задании студенты осваивают навыки рекламного дизайна, создают логотипы фирм и бренды предприятий, в том числе и Тверского региона. Предлагаемые эмблемы приведены в таблице 4. Текст, цвет, оформление может быть изменено по усмотрению студентов и дополнено новыми элементами. Задание выполняется в среде CorelDraw.
Таблица 4
Последняя цифра № зачетной книжки | Пример выполнения логотипа |
0 | |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 |
Задание 4. Растровая графика на примере ADOBE PHOTOSHOP.
В данном задании студенты знакомятся с правилами и технологическими приемами отработки изображений, фотографий, создания коллажей. При выполнении заданий применяются фильтры к различным слоям, градиентные заливки, настройка яркости и контрастности изображения и его отдельных частей. Предлагаемые задания в таблице 5.
Таблица 5
Последняя цифра № зачетной книжки | Предлагаемые задания |
0 | Создайте коллаж с использованием предложенных пейзажей.(папка Море). При создании коллажа применяются инструменты: Лассо, Магнитное лассо, Трансформация, используются приемы работы с разными слоями, применение эффектов к различным слоям. Для получения более яркого, контрастного изображения используется команда Яркость/Контрастность. |
1 | Создать обложку для компьютерного диска с игровыми программами. Указать тематику представленных игр. Использовать любые фотографии в комбинации с возможностями и средствами рисования Photoshop. При создании обложки применяются инструменты: Магнитное лассо, Трансформация, используются приемы работы с разными слоями, применение эффектов к различным слоям. Пример созданной обложки в папке Игры. |
2 | Создать коллаж на основе нескольких отсканированных фотографий своего города. Использовать несколько средств выделения: Лассо, Магнитное лассо. При необходимости используются инструменты Трансформация, приемы работы с разными слоями, применение эффектов к различным слоям. Для получения более яркого, контрастного изображения используется команда Яркость/Контрастность. Пример коллажа в папке Город |
3 | Создайте коллаж с использованием предложенных фотографий (папка Парк). При создании коллажа применяются инструменты: Лассо, Магнитное лассо, Трансформация, используются приемы работы с разными слоями, применение эффектов к различным слоям. Для получения более яркого, контрастного изображения используется команда Яркость/Контрастность. |
4 | Создаем туман. Для получения результата используем инструменты: Цвет → Насыщенность; Яркость → Контрастность – используется изменение четкости исходной фотографии. Для создания туманности: создаем новый слой и применяем фильтр Облака, устанавливаем Осветление, регулируем непрозрачность слоя (30-40 %)(Т_1). Для создание разной густоты тумана на следующем новом слое используем Градиент (переход от темного цвета к белому), Осветление и Непрозрачность слоя (Т_2). Создаем отображение тумана на воде, используя инструмент Кисть (возможно аэрограф). Белым цветом наносим блики на воде (Т_3) (применяем фильтр Скручивание Т_4). Используем размытость изображения (например, Размытость в движении). Итоговая фотография Т_6. Все необходимые материалы находятся в папке Туман. |
5 | Создать портретное изображение с рамкой. Использовать любую фотографию (возможно свою). При создании изображения возможно применение инструментов: Лассо, Магнитное лассо, Трансформация, Контрастность, изменение размеров изображения. Примеры создания рамок в папке Рамка. |
6 | Cоздать средствами Adobe Photoshop визитную карточку работника коммунального хозяйства. Использовать любые средства выделения, инструменты рисования, инструменты заливки и эффекты слоя и выделенных областей. Можно использовать фрагменты фотографий. |
7 | Создать обложку для DVD диска. Использовать любые фотографии в комбинации с возможностями и средствами рисования Photoshop. При создании обложки применяются инструменты: Магнитное лассо, Трансформация, используются приемы работы с разными слоями, применение эффектов к различным слоям. Пример созданной обложки в папке Диск. |
8 | При создании дождя создаем новый слой и применяем к слою фильтр Шум → Добавить шум (у становить Монохронный режим, чтобы капли дождя были черного и белого цвета, процентное соотношение 50%). Примените для формирования струек дождя фильтр Размытие в движении. Для придания мрачности небу, необходимо создать новый слой и применить к нему линейный градиент, переход от светлого внизу к более темного вверху (Д_1). Необходимо подкорректировать Прозрачность, поменять слои местами. После достижения результата Объединить все слои. Итоговое изображение Д_2. Все необходимые материалы в папке Дождь. |
9 | Делаем из дня ночь. Для получения результата используем инструмент Магнитное лоссо (выделение необходимого объекта), для удаления цвета – Убрать насыщенность, Яркость/Контрастность. Для внесения размытости в изображение – Фильтр → Размытие. При создании на изображении «неба», используйте Градиент (переход от синего к черному вверху фотографии, пример Н_1). С помощью кистей нанесите на небо звезды (Н_2). Нарисуйте луну, примените фильтр Облака. Итоговое (Н_3) и исходное (Н_0) изображение находится в папке Ночь. |