Государственный совет назначается президентом и дает заключения правительству о соответствии его актов закону, а также оценивает с точки зрения конституционности акты регламентарной власти. Он имеет также судебные полномочия.
Конституционный контроль во Франции является, по существу, предварительным. Последующий конституционный контроль осуществляется лишь по жалобам граждан в Конституционный совет на нарушение законом их конституционных прав (с 1990 года), но это возможно лишь после рассмотрения таких жалоб Государственным советом или судом. Последующий конституционный контроль осуществляется и при обращении граждан в административные суды (в конечном счете — в Государственный совет), но эти обращения должны быть связаны с актами управления, нарушающими конституционные права граждан.
Наиболее активное влияние на политическую жизнь оказывают политические партии. Во Франции действует несколько десятков политических партий (на выборах в парламент участвуют обычно более 40, включая партии Корсики и заморских регионов).
Основы статуса партий в конституционном праве Франции впервые определены конституцией 1958 года. Она устанавливает: 1) принципы создания и деятельности партий (создаются и действуют свободно); 2) направление деятельности партий (содействуют выражению мнения народа путем голосования); 3) ограничения, связанные с их структурой и деятельностью (должны уважать принципам национального суверенитета и демократии — это означает, что внутренняя структура партии, ее деятельность должны соответствовать демократическим принципам). Все эти положения содержатся в одной довольно краткой статье конституции.
Специального закона о политических партиях во Франции в отличие, например, от Германии нет; их создание и деятельность регулируются более общим законом об ассоциациях 1901 года [13, 378]. Партии, как и другие ассоциации, создаются без какого-либо разрешения, путем подачи декларации (заявления) в органы министерства внутренних дел. Для получения прав юридического лица они должны быть зарегистрированы в этих же органах.
Законы, принятые в 90-х годах, регулируют финансирование политических партий со стороны граждан и государства. Для частных лиц установлен определенный предел финансовых пожертвований партиям. государство поддерживает политические партии по двум основаниям: поддерживает партии и политические группировки; выдвигающие не менее 75 кандидатов в нижнюю палату парламента; осуществляет финансирование партий и политических группировок в зависимости от численности их фракций в парламенте. Партии должны ежегодно публиковать свои финансовые отчеты, в противном случае они лишаются государственной поддержки. Контроль осуществляет Национальная комиссия за контролем счетов по избирательным кампаниям и выборам.
Предпринимательские союзы во Франции имеют различные формы: национальная и отраслевые ассоциации, торгово-промышленные палаты, союзы работодателей и др. В отличие от Великобритании членство торговых и промышленных предприятий в торгово-промышленных палах (общугосударственной и местных) во Франции обязательно, поскольку в этой стране они осуществляют некоторые публичные функции.
Профсоюзы во Франции организованы в основном по производственному признаку. Действует несколько профсоюзных центров: Всеобщая конференция труда (600 тыс. членов). Форс увриер (Рабочая сила, 400 тыс. членов), Французская конфедерация христианских трудящихся (100 тыс. членов) и др. [13, 378] Профсоюзы играют значительную роль в производственных советах на предприятиях, но профсоюзное движение раздроблено, руководители профсоюзных объединений ориентируются и на левые, и на правые силы.
Традиционно современную Францию по форме правления относят к полупрезидентской республике, сочетающая в себе черты, присущие как президентской, так и парламентской республикам.
Французская модель государственности двойственна по своей природе. Она обладает динамизмом и гибкостью. В Конституции Франции в рамках сложившейся на ее основе политической системы заложены две альтернативные возможности, два различных способа ее функционирования, которые можно с достаточной степенью точности охарактеризовать как президентский и парламентский. Первый способ реализуется тогда, когда президентское и парламентское большинство совпадают. В этом случае глава государства и назначенный им в соответствии со ст. 8 Основного Закона Премьер-министр представляют собой один и тот же политический лагерь, придерживаются схожих идеологических воззрений и установок и правительство по сути единолично возглавляет Президент. Следовательно, именно он концентрирует в своих руках наибольший объем властных полномочий по сравнению с другими должностными лицами и государственными органами, в особенности парламентом (точнее, его нижней палатой), значение которого существенно ослабевает.
Именно исполнительная власть, на вершине которой находится правительство, сосредоточивает в своих руках неимоверно большие по сравнению с другими ветвями государственной власти финансовые, материально-технические, организационные, наконец, людские ресурсы. Именно она в значительной степени самостоятельно вырабатывает и проводит внутреннюю и внешнюю политику страны. Она же осуществляет повседневное оперативное управление обществом.
Кроме того, правительство Франции сегодня располагает чрезвычайно большими возможностями воздействия на все другие государственно-властные структуры, прежде всего на парламент. Так, в частности, оно активнейшим образом вторгается в законодательный процесс, т.е. в сферу, традиционно относившуюся к исключительной компетенции высшего представительного учреждения: центральный исполнительный орган превратился в основной источник законодательной инициативы, в его распоряжении огромный арсенал средств для проведения ”своих” или поддерживаемых им законодательных актов через парламент [7, 72]. Можно сказать, что правительство на деле полностью контролирует все стадии законодательного процесса, фактически оказывая на него решающее влияние. В результате большинство принимаемых в демократических странах законов имеют не парламентское, а правительственное происхождение либо прямо или косвенно лоббировались исполнительной властью.
Наконец, общеизвестно, что подавляющая часть нормативных актов, действующих в государстве, издается не парламентом, а правительством. Речь идет о делегированном законодательстве и о правительственных актах, носящих подзаконный характер. Иными словами, французское общество, его граждане и институты живут (особенно это касается повседневной жизни) не столько по законам, сколько по предписаниям исполнительной власти.
В связи с этим становится очевидным, что огромное, по-видимому, даже определяющее, значение для государственно-организованного социума имеет вопрос о том, кто находится во главе исполнительной власти, являясь центром и безусловно наиболее могущественной политической. И в V Французской Республике при совпадении президентского и парламентского большинства такой фигурой является Президент страны.
Однако ситуация коренным образом меняется, когда президентское и парламентское большинство не совпадают. Реализуется второй, условно говоря, парламентский способ функционирования политической системы современной Франции. В этом случае Президент вынужден назначить на пост главы правительства лицо, поддерживаемое большинством нижней палаты парламента. Ведь любой другой выбор не устроит Национальное Собрание и оно, скорее всего, тут же выразит высшему органу исполнительной власти недоверие путем принятия резолюции порицания (абз. 2 ст. 49 Конституции).
В результате Премьер-министром становится политический оппонент, может быть, даже конкурент и в этом смысле противник Президента. Устанавливается так называемый период ”сосуществования”. В V Республике такие периоды повторялись трижды: с 1986 по 1988 гг., с 1993 по 1995 гг. и с 1997 г. по 2001 г. Это дает нам основание утверждать, что они прочно вошли в политико-правовую практику современной Франции.
В периоды ”сосуществования” Премьер-министр в значительной степени освобожден от подчиненности и подконтрольности главе государства, ибо он черпает свою легитимность и свою независимость по отношению к последнему из факта поддержки со стороны большинства Национального Собрания. Роль и влияние высшего законодательного органа тем самым значительно возрастают, его позиции существенно укрепляются, он выходит из тени на авансцену политической жизни как ее активный и весомый участник, с которым нельзя не считаться. Премьер-министр получает возможность реально руководить деятельностью исполнительной власти наряду с Президентом, тесня его на политическом Олимпе. По сути во главе государства оказываются одновременно два лица, которые делят между собой властные полномочия [3, 34]. Президент традиционно оставляет за собой вопросы внешней политики и национальной обороны, Премьер-министр в большей степени сосредоточивается на внутриполитических делах, прежде всего на экономике и финансах.