Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по курсу «Управление процессами» для студентов специальности 220501. 65 «Управление качеством» (стр. 7 из 10)

Чтобы показать цель, нужно выбрать purpose и нажать Ok. Чтобы показать точку зрения – выбрать viewpoint.

Любые текстовые комментарии на диаграмме можно вводить с помощью Text tool, выбирая режим Normal text block.

5.1.1.5 Посмотреть редактор параметров диаграммы.

Кроме указания параметров модели, как это было показано в предыдущем пункте, необходимо определять информацию для каждой диаграммы из состава модели. Часть информации о модели автоматически является и характеристикой диаграммы, например, название модели, имя автора и т.п., другие характеристики задаются индивидуально для каждой диаграммы. Это делается с помощью редактора диаграммы Editor Diagram Definition.

1) Поля «Model Name» и «Project Name» содержат информацию из редактора Model Definition и не позволяют ее изменять. Значения полей «Author Name» и «Status» также берутся из Model Definition, но они допускают возможность корректировки.

2) Поля «Page Number» и «C Number» позволяют задавать необходимые обозначения для диаграмм. Первое предназначено для ведения произвольной нумерации страниц диаграммы, второе – для введения нумерации, соответствующей хронологии создания диаграмм.
В учебных целях не используется.

3) Поле «Used At» предназначено для ссылок на связанные диаграммы. При обучении также не используется.

4) «Node Number» – содержит номер декомпозируемого (родительского) блока. Не модифицируется.

5) «Diagram Text» – текстовое описание содержимого диаграммы.

5.1.1.6 Определить название блока A0, отображающего функцию системы.

На этом этапе необходимо дать название IDEF0-блоку верхнего уровня (контекстному блоку). Для этого используется редактор «Name editor». Чтобы вызвать этот редактор, необходимо указать курсором требуемый IDEF0-блок и нажатием правой кнопки мышки вызвать локальное меню. Локальное меню содержит редакторы для всех параметров IDEF0-блока. Нужно выбрать пункт «Name editor...».

В окне Name вводится название блока в том виде, в котором оно будет появляться на диаграмме. Это название должно быть уникальным. Также рекомендуется вводить его большими буквами.

5.1.1.7 Описать блок A0.

Более подробную информацию о блоке, чем просто название, можно указать в редакторе «Definition editor».

1) «Name» содержит название блока и позволяет его редактировать.

2) «Definition» – поле для текстового определения функции данного блока.

3) «Source» – источник информации, содержащейся в этом блоке.

4) «Status» – степень завершенности описания блока.

5) Развернутые комментарии о функции блока в произвольной форме можно ввести с помощью редактора «Note editor».

5.1.1.8 Нарисовать стрелки, отображающие интерфейс блока A0.

Как только создается контекстная диаграмма, появляется необходимость проводить стрелки (Input, Control, Output, Mechanism), являющиеся входами или выходами блока, содержащегося на ней. На контекстной диаграмме стрелки отображают входы и выходы системы. Для рисования стрелок используется инструмент «Arrow tool»

. Выбрав его, можно приступать к рисованию дуг.

Контекстная диаграмма содержит только граничные (интерфейсные) дуги. Граничные дуги начинаются или заканчиваются на границе диаграммы, т.е. они входят или выходят в/из диаграммы.

Рисование дуги начинается с указания ее начала. Если дуга начинается на границе диаграммы, то нужно указать на соответствующую границу (сторону) диаграммы, нажать и отпустить левую кнопку мышки. Затем нужно указать точку назначения дуги, и повторным нажатием левой кнопки дуга будет создана. Во время рисования дуги кнопку мышки НЕ НАДО держать нажатой. Объекты, которые могут быть источниками или приемниками дуг, выделяются цветом, когда над ними находится курсор.

BPWin автоматически проводит дугу между двумя точками. Дуги рисуются как совокупность сегментов. Каждый сегмент можно перемещать, изменяя конфигурацию дуги. Перемещая сегменты, соответствующие началу и концу дуги, можно менять источник и приемник дуги.

Методология IDEF0 требует наименования всех дуг. Для этого существует редактор «Name Editor», который можно вызвать через локальное меню объекта-дуги.

5.1.1.9 Создать диаграмму декомпозиции первого уровня.

После создания контекстной диаграммы можно перейти к ее декомпозиции.

Для этого нужно создать диаграмму декомпозиции. Осуществляется это с помощью следующих команд:

1) выбрать инструмент «Go To Child Diagram»

;

2) если диаграмма содержит больше, чем один блок, то необходимо указать блок, который требуется декомпозировать. При наличии лишь одного блока (как на контекстной диаграмме) такого указания не требуется.

Если блок, который был активизирован с помощью инструмента «Go To Child Diagram», еще не обладает диаграммой декомпозиции, то появится диалог с вопросом о количестве блоков, которые появятся на диаграмме декомпозиции (методология IDEF0 рекомендует ограничивать количество блоков на диаграмме числом от трех до шести). В данном случае диаграммы декомпозиции еще не существует, и необходимо ввести количество блоков на ней.

Если блок уже имеет диаграмму декомпозиции, то будет просто выполнен переход к ней.

Для диаграммы декомпозиции граничными дугами являются входные и выходные дуги родительского блока. Работа над диаграммой декомпозиции заключается в создании и описании блоков и в соединении их дугами, отображающими горизонтальные связи блоков одной диаграммы. Для создания дополнительных блоков на диаграмме служит инструмент «Activity Box Tool»

.

5.1.1.10 Дать названия и описать блоки, располагаемые на диаграмме A0.

5.1.1.11 Соединить интерфейсные стрелки с соответствующими им функциями.

5.1.1.12 Определить интерфейсы блоков (функций) на диаграмме декомпозиции. Интерфейсы блоков изображаются в виде стрелок. Эту работу рекомендуется начинать с определения выходов функций, затем входов и, наконец, механизма и управления.

5.1.1.13 Изобразить взаимосвязи между функциями.

5.1.1.14 После разработки диаграммы A0 вернуться к контекстной диаграмме A-0 и проверить ее корректность.

5.1.1.15 Сохранить модель File ® Save.

5.1.2 Отчет

Сохраненный электронный вариант модели показать преподавателю.

5.2 Лабораторная работа №2. Декомпозиция функций
контекстной диаграммы

Цель: научиться выполнять декомпозицию функций, используя средства навигации по модели.

В ходе предыдущего занятия были изучены все основные операции по созданию IDEF0-модели средствами программы BPWin. Подробное описание действий по созданию диаграмм, блоков, рисованию стрелок, наименованию объектов модели и диаграммы можно найти в лабораторной работе №1.

5.2.1 Порядок выполнения работы

5.2.1.1 Создать диаграмму декомпозиции для одного из блоков с диаграммы A0

Декомпозицию функций системы нужно продолжать до тех пор, пока не будет достигнута степень детализации, требуемая целью моделирования. Для этого используется стандартная процедура описания выбранной функции с помощью IDEF0-диаграммы. Осуществляется это с помощью следующих команд:

а) выбрать декомпозируемый блок;

б) выбрать инструмент «Go To Child Diagram»

;

в) указать блок, который требуется декомпозирвать. При наличии лишь одного блока (как на контекстной диаграмме) такого указания не требуется;

г) ввести количество блоков, которые появятся на диаграмме декомпозиции (от трех до шести).

Если блок уже имеет диаграмму декомпозиции, то будет просто выполнен переход к ней.

5.2.1.2 Разработать диаграмму декомпозиции.

Работа над диаграммой декомпозиции заключается в создании и описании блоков и в соединении их дугами, отображающими горизонтальные связи блоков одной диаграммы. Для создания дополнительных блоков на диаграмме служит инструмент «Activity Box Tool»

.

Граничными дугами диаграммы декомпозиции являются входные и выходные дуги родительского блока. Чтобы отойти от этого жесткого соответствия, для скрытия несущественных деталей используется инструмент «Tunnel tool» ( ).

Для отображения входов и выходов блоков и взаимосвязей между ними используются стрелки. Стрелки изображаются с помощью инструмента «Arrow tool»

.

Прокомментировав диаграмму и все содержащиеся на ней объекты, установив все необходимые взаимосвязи между блоками, работу над диаграммой считают законченной.

5.2.1.3 Использовать средства навигации по модели.

Инструмент «Go To Parent Diagram»

– переход к родительской диаграмме.

Инструмент «Go To Child Diagram»

– переход к диаграмме декомпозиции.

До или после применения этого инструмента должен быть выделен декомпозируемый блок. Если для него уже существует диаграмма декомпозиции, то будет выполнен переход к ней. Если же не существует, то будет предложено ее создать и указать количество IDEF0-блоков, содержащихся на создаваемой диаграмме декомпозиции, после чего выполняется переход к новой диаграмме:

Edit «Go To Diagram...» – переход к конкретной диаграмме;

Edit «Go To Activity...» – переход к конкретному блоку.

5.2.1.4 Создать диаграмму, содержащую структуру модели (дерево диаграмм) File Create Node Tree…, поэкспериментировать со свойствами этой диаграммы, посмотреть разные способы отображения дерева диаграмм.