Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей по специальностям медицинские науки 14. 00. 00 (стр. 6 из 12)

1. Медицина как наука и искусство, теория и практика. Объект и предмет медицины. Специфика медицины как науки.

2. Философские основания современной и классической медицины. Смена парадигм в истории медицины.

3. Современная (научная) медицина и традиционная (альтернативная) медицина Индии и Китая.

4. Классификация медицинских наук как философская и методологическая проблема. Дифференциация и интеграция медицинских знаний.

5. Биологическая модель болезни и ее основные принципы. Критика биологической модели болезни. Биопсихосоциальная модель болезни.

6. Понятия «здоровье» и «болезнь», их значение для медицины. Объективный и ценностный подходы к определению понятий здоровья и болезни.

7. Понятия нормы и патологии. Норма как мера здоровья. Норма и индивидуальность в гомеопатической медицине.

8. Философские и методологические проблемы нозологии. Нозологическая единица как эмпирическое и теоретическое понятие. Антинозологизм. Диалектика общего и специфического в медицине.

9. Проблема души и тела в философии и медицине. Современные подходы к решению психофизической проблемы в философии (бихевиоризм, теория тождества, функционализм, дуализм).

10. Происхождение и сущность сознания. Сознание как высшая форма психического отражения действительности.

11. Эволюция представлений о связи психического и соматического (теория конверсии З.Фрейда, теория специфического конфликта Ф.Александера, теория стресса Г.Селье и др.)

12. Психосоматический подход в современной медицине. Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических заболеваний. Болезнь и личность больного.

13. Эмпирическое, теоретическое и метатеоретическое знание в медицине. Понятие доказательной медицины. Доказательная медицина как эмпиристская медицинская эпистемология.

14. Категории «целое и часть», структура и функции в медицине. Системный подход в медицине.

15. Диалектика социального и биологического в человеке. Социальная обусловленность здоровья и болезни человека. Болезни цивилизации.

16. Проблема истины в философии и медицине. Классическая теория истины и ее современные альтернативы (когерентная, конвенциональная, прагматическая и марксистская теории)

17. Диагностика как специфический познавательный процесс. Распознавание типичного. Принцип индивидуального подхода. Роль интуиции в диагностике. Компьютеризация диагностического процесса и ее значение.

18. Логическая структура диагноза. Основные этапы диагностического процесса, их цели и правила, причины возможных врачебных ошибок.

19. Основные этапы лечения, цели и правила, причины возможных врачебных ошибок.

20. Эксперимент и моделирование. Их роль в медицинском познании.

Вопросы по биоэтике

  1. Основные понятия, модели и принципы медицинской этики. Медицинская деонтология.
  2. Исторические этапы развития медицинской этики. Медицинская этика в России.
  3. Биоэтика. Причины и факторы формирования. Основные принципы и проблемы.
  4. Основные биоэтические правила взаимоотношений между врачом и пациентом: правдивость, конфиденциальность, информированное согласие.
  5. Модели взаимоотношений между врачом и пациентом (суть, принципы, особенности).
  6. Принцип врачевания "Не навреди", неблагоприятные последствия медицинской деятельности, специфика риска в клинической медицине. Проблема ятрогенных заболеваний.
  7. Врачебная этика и преступления фашистской антимедицины.
  8. Этические проблемы аборта. Различные этические и правовые подходы общества и государства к проблеме аборта.
  9. Социально-этические аспекты медицинских мер по контролю над рождаемостью. Стерилизация, как метод контрацепции: этические проблемы и правовая регуляция в современной России.
  10. Проблема бездетного брака и этические вопросы при применении новых репродуктивных технологий.
  11. Этические проблемы медицинской генетики и генной терапии и способы их этического и правового регулирования.
  12. Этические проблемы клонирования человека.
  13. Право на отказ больного от лечения и этические основы эйтаназии. Международные и российские документы, регламентирующие проведение эйтаназии.
  14. Констатация смерти: медицинские, этические и правовые проблемы.
  15. Этические проблемы трансплантологии и нейротрансплантологии.
  16. СПИД: этические проблемы.
  17. Основные этические принципы проведения эксперимента на человеке. Особенности проведения исследований на уязвимых контингентах испытуемых.
  18. Этический комитет: задачи, функции, роль и место в системе здравоохранения.
  19. Особенности экспериментов на животных. Нормы защиты экспериментальных животных.
  20. Права пациента в международной и российской практике.

7. Требования к реферату по истории науки

Тема реферата должна служить историко-научным введением в тему диссертации. Реферат должен продемонстрировать способность соискателя представить цель диссертационного исследования в более широком, историческом контексте.

Во введении необходимо сформулировать актуальность темы, цель и задачи реферата. В основной части излагается и интерпретируется прочитанная литература. Она должна быть разделена на отдельные главы. В заключении необходимо обобщить материал, представленный в реферате, сделать выводы в соответствии с теми целями и задачами, которые сформулированы во введении. Объем заключения 1,5-2 стр.

Реферат представляется в машинописном виде. Его объем должен составлять 22-24 страницы.

Оформляется реферат следующим образом:

Первая страница (титульный лист):

- вверху страницы - Казанский государственный медицинский университет. Кафедра биомедэтики и медицинского права с курсом истории медицины;

- в середине – Реферат по истории медицины (фармации). Название темы;

- в нижнем правом углу - Исполнитель: фамилия, имя, отчество (полностью), аспирант (соискатель) кафедры…, ВУЗа; Научный руководитель: ученая степень, должность (кафедра, ВУЗ), звание, Ф.И.О.;

- внизу страницы: Казань –20…г.

Вторая страница – план (содержание или оглавление) с указанием страниц.

С новой страницы начинаются: Введение, Глава 1, Заключение, Список литературы. Между главами разрыв составляет 1 интервал.

Если Вы пользуетесь компьютерным набором, то следует руководствоваться следующими нормами: формат страницы А 4 (с одной стороны листа), Шрифт Times New Roman, Кегль 14, полуторный интервал, поля: слева - 30 мм, справа - 15 мм, сверху и снизу – по 20 мм. Нумерация страниц в верхней средней части листа. Титульный лист не нумеруется.

Заканчивается реферат списком используемой литературы (количество источников не менее 6-7 наименований). Список литературы должен быть оформлен в алфавитном порядке по правилам составления библиографии (ГОСТ 2003 года).

Ссылки на источники литературы в тексте реферата делаются путем указания в квадратных скобках порядкового номера (и страницы источника, если один и тот же источник цитируется неоднократно) в списке литературы. Подстрочные сноски (ссылки) не допускаются.

Реферат необходимо, не скрепляя, вложить в файл и в папку скоросшиватель.

После проведения первичной экспертизы реферата уполномоченным преподавателем кафедры биомедэтики и медицинского права с курсом истории медицины, он направляется на проверку научному руководителю, который на титульном листе реферата делает отметку (от руки): «С рефератом ознакомлен»; ставит дату и подпись.

Специалист по истории науки предоставляет короткую рецензию на реферат и выставляет оценку.

NB! Не пользуйтесь рефератами из сети ИНТЕРНЕТ или чужими, ранее уже зачтенными работами.

Срок окончательной сдачи рефератов: для осенней сессии – 1 сентября, для весенней сессии – 1 марта. На первичную экспертизу соискатель (аспирант) должен прийти не позднее 14 июня (для осенней сессии) и 15 февраля (для весенней сессии).

Словарь терминов по общим проблемам философии науки

Абстрактный объект – объект эмпирического научного познания, представляющий те или иные сущностные свойства тела вне его связей и отношений с окружающим миром (пример, «абстрактная точка» на линии).

Античная наука – исторический этап развития научной рациональности, сочетающий в себе сплав рациональных попыток моделирования Космоса и незрелого эмпиризма. Первая тенденция выражалась в творчестве Пифагора, элеатов и Платона, вторая преобладает в трудах Аристотеля. Такая наука не имела направленности на удовлетворение практических потребностей людей, но соответствовала гносеологическим стандартам научности математического знания. Критерием истинности знания в тот момент выступал разум, т.е. совпадение ума с самим собой.