Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей по специальностям медицинские науки 14. 00. 00 (стр. 7 из 12)

Антиинтеракционизм – концепция соотношения философии и науки, согласно которой философия и наука различны по своему предмету и методам исследования. В соответствии с этой концепцией каждый из названных типов знания развивается по своей внутренней логике, поэтому взаимоотношение философии и науки может быть только внешним.

Антропный принцип – одно из базовых утверждений постнеклассической науки, согласно которому имеет место удивительная «приспособленность» Вселенной к существованию в ней человека. Эта приспособленность выражается в наличии очень тонкой подгонки фундаментальных физических констант, при которой даже сверхмалые отклонения от их стандартных значений привели бы к такому изменению свойств Вселенной, при которых возникновение в ней человека было бы принципиально невозможно.

Венский кружок ( 20 – 30е г.г XXв) – группа философов (М.Шлик, О.Карнап, О.Нейрат), выдвинувших программу развития « научной философии» с позиций позитивизма. На данных философов большое влияние оказали взгляды Э.Маха (негативное отношение к метафизике, направленность на чувственный опыт, непонимание возможности научной методологии). В знании передаются лишь структурные отношения чувственного опыта, а т.н. рациональные истины имеют чисто аналитический характер, не дающие возможность проникнуть в суть неощущаемой реальности (М. Шлик). Венский кружок воспринял также субъективно – идеалистические установки логического анализа философии (Л.Витгенштейн) – концепцию сведения философии науки к логическому анализу языка науки. Все это привело к формированию исходных положений логического позитивизма.

Вненаучное знание – исторически сложившиеся и социально закрепленные формы информации, не отвечающие в полной мере критериям научности (наблюдаемость, повторяемость, фиксируемость), но имеющей важное практическое значение как для отдельного человека, так и всего общества. Это: обыденное знание, литература, мифология, религия, философия, идеология. Их главное отличие от науки в том, что они представляют не предметно-атрибутивную, а ценностную сферу человеческого сознания и познания.

Вспомогательные операции при обосновании научных знаний – это действия без которых процедура научного доказательства, как правило, оказывается малопродуктивной. К основным операциям относятся: обобщение, ограничение, типизация, деление (классификация, типология), определение (дифиниции).

Древневосточная наука – система знаний на Древнем Востоке, которая вырабатывалась с помощью эмпирических обобщений непосредственного практического опыта и циркулировала в социуме в рамках замкнутых корпораций; этот вид донаучных знаний в целом развивался на бездоказательной основе в обход критического испытания и представлял собой набор готовых рецептов деятельности для их утилитарного, практико-технологического применения.

Идеальный объект – предмет теоретического научного познания, отличающийся по своим свойствам от эмпирических (абстрактных) объектов, а тем более – мира физических объектов. Пример идеальных объектов: инерция, идеальная точка, идеальный газ, абсолютно черное тело, общественно-экономическая формация и т.д. Основным способом идеализации в науке выступает продолжение и дополнение свойств абстрактного тела путем максимизации их значений в пределах максимального возможного континуума, превышающего все отдельно наблюдаемые свойства физических тел.

Идеалы и нормы научного исследования – совокупность внутринаучных ценностей, организующих и оценивающих как сам ход научного исследования, так и его результат – научное знание. К их числу относятся категории «научная истина», «научное доказательство», «критерии научности знания», «научная теория», «научный факт» и др.

Кумулятивизм – основополагающий принцип классической эпистемологии, в соответствие с которым прогресс науки состоит только в добавлении, приращении нового знания к массиву приобретенного ранее знания.

Кун Томас (1922-1996) – видный представитель исторического подхода в постпозитивизме. В своей работе «Структура научных революций» (1962) он выдвигает оригинальную концепцию научных революций. На большом фактическом материале он выделяет в истории науки циклически повторяющуюся структуру: а) нормальная наука (когда научное сообщество решает все возникающие в науке проблемы на основании имеющейся господствующей парадигмы или модели); б) аномалии в научном знании (когда новое знание не может быть согласовано с системой предписаний теории и практики нормальной науки, а все основные элементы парадигмы начинают подвергаться сомнению); в) кризис в умах ученых (когда те осознают недостоверность прежней научной парадигмы и часто не могут заставить себя с этим согласиться); г) смена господствующей парадигмы с соответствующим переходом в новую нормальную науку (такой переход означает научную революцию, т.е. смену понятийной сетки, через которую ученые рассматривают мир).

Лакатос Имре (1922-1974) – один из видных представителей постпозитивизма. В своем труде «Методология научных исследовательских программ» (1965) он предлагает оригинальное решение эпистемологических проблем современной науки. Для этого он выдвигает концепцию непрерывности научных теорий, что позволяет ему говорить об особой роли научных исследовательских программ (в рамках которых идет развитие научных теорий) в динамике научного знания. Лакатос утверждает, что все научные исследовательские программы обладают собственным «твердым ядром» (или рядом неизменных базовых положений или гипотез, которые составляют суть данной теоретической конструкции), для защиты обоснования которого выдвигаются дополнительно вспомогательные гипотезы, образующие «защитный пояс» программы (данный пояс должен выдержать главный удар со стороны проверок и, видоизменяясь или полностью заменяясь в некоторых случаях, защитить ядро программы). Лакатос критикует понятие т. н. «решающего эксперимента» в науке, т.к. даже в этом случае вокруг ядра программы скоро будет создан новый защитный пояс из новых гипотез, несущих в себе положительную эвристику и защищающих ученых от замешательства перед океаном аномалий.0

Лженаука - идеи и концепции, выступающие от имени науки и подстраивающиеся под нее путем имитации отдельных ее черт (рациональность, аппеляция к опыту и социально-важным целям). Лженаука выступает в двух основных вариантах:

А) когда от имени науки пытаются выступать разные вненаучные формы знания (религия, философия, здравый смысл и т.д.);

Б) когда обществу навязываются теоретические концепции без достаточной экспериментальной апробации либо идеологические схемы, имеющие узко направленный, заказной характер. Примерами лженауки являются расистские теории, интерпретирующие данные антропологии или генетики, лысенковские концепции в биологии и сельскохозяйственных науках, марксистско-ленинская идеология и т.д.

Мах Эрнст (1838-1916) - один из основоположников субъективно – идеалистического направления в философии – эмпириокритицизма. В своем главном труде « Познание и заблуждение» (1905) он выдвигает концепцию единства физического и психического (любое тело есть единство физического и психического). Он полагает, что сущность научно – исследовательской, познавательной деятельности вытекает из биологических особенностей человека, что выдвигает на первый план необходимость изучения психологии познания. Вопрос об истинности знания Махом не ставится, а источником познания он называет комплексы ощущений, которые вначале должны приспособиться к фактам действительности (это эмпирический этап познания), а затем психические представления должны приспособиться друг к другу (это теоретический этап познания). Мотивом же познавательной деятельности выступает т.н. «биологический интерес», а не социокультурные и исторические потребности человека. Высказанный им принцип «экономии мышления» предполагает, что самой предпочтительной в науке будет та теория, которая даст самое простое объяснение из всех возможных знаний об объекте.

Методология науки – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности ученых, а также учение об этой системе и путях познавательной деятельности.

Существует три основные формы методологии:

1) протометодология (когда большинство исследователей в частных науках действуют на основе интуиции и ранее полученного опыта);

2) дескриптивная методология (описывающая историю становления научного знания на примере аналогий и прецедентов);

3) нормативная методология (как явное учение о путях познавательной деятельности, сформулированное в виде определенных методологических принципов).

Наука – особое социальное явление, которое может быть рассмотрено в нескольких взаимосвязанных аспектах:

А) как специализированная когнитивная деятельность сообществ ученых, направленная на получение и использование на практике научного знания о различного рода объектах, их свойств и отношениях;

Б) как материализованный результат полученного знания, приведенный в определенную систему;

В) как сообщество ученых, обладающих особыми профессиональными и моральными свойствами;

Г) как социальная система (НИИ, КБ, подготовка будущих ученых и т.д.), выступающая основой научно-технического развития современного общества.

Д) как часть социокультурной среды.

Научная дискуссия (лат. – обсуждение, рассмотрение) – исследование какого-либо научного вопроса (или суммы вопросов) компетентными лицами с целью достижения взаимоприемлемого решения относительно истинности или ложности некоторого положения. С точки зрения К. Поппера эффективность рациональной дискуссии зависит не только от того, насколько участники дискуссии продвинулись вперед в поиске истины, но и в расширении их кругозора, диапазоне изменившего мнения, уточнении и дополнении уже известного знания и т.д. Научная дискуссия должна соответствовать ряду требований: наличие общего предмета обсуждения, используемые аргументы признаются всеми участниками; ее цель – получение нового знания, свободное высказывание своего мнения, отказ от конформизма, вопросы должны быть ясными, точными и т.д.