Принцип редукционизма (лат. – уменьшение) – ведущий принцип классической науки, эпистемологическая ценность которого оспаривается в рамках современного постнеклассического мышления. Согласно этому принципу любое явление или процесс может быть понято и описано только в контексте более простых явлений и процессов. Так, к примеру, многие явления социальной жизни описываются через понятия биологии («социальный организм», выживание сильнейшего и др.), биологические процессы – через химические понятия, химические процессы – через физические термины, а те, в свою очередь, через терминологию науки механики.
Принцип сочувствия Мейена – один из современных методов рассмотрения теоретического высказывания, противоречащего собственной точке знания. Известный биолог С.В. Мейен (1935 – 1987) пришел к выводу, что в данном случае необходимо мысленно встать на место оппонента и воспроизвести весь ход его мысли, аргументации, получения выводов и т.д. Своею концепцию Мейен обосновывает тем, что часто новое в науке выдвигается на основе интуиции и поэтому принять это новое может лишь только тот, кто поймет внутреннюю логику ( психологию) сделанного открытия.
Принцип фаллибилизма – убеждение, что наука не может рассчитывать на получение абсолютно достоверной и полностью завершенной научной картины мира; каждая научная теория имеет свои границы применимости, и может быть дополнена и усовершенствована.
Принцип фальсификация – возможность опытного опровержения утверждений теории (так же построенной на других опытных данных). В соответствии с этим принципом любое принципиально не фальсируемое знание, например религиозные догматы, нельзя считать научным.
Рефлексия – форма познавательной активности субъекта, связанная с обращением мышления на самое себя, свои внутренние основания и предпосылки с целью критического осмысления направленности, содержания, форм и средств познания. Один из главных методов метатеоретического уровня научного познания.
Средневековая наука - историческая форма науки, характерными чертами которой являются схоластическое теоретизирование, герметизм, символизм, авторитаризм и традиционализм. Средневековые ученые полагали, что истоки всех земных, физических процессов находятся не на Земле, а в области духовной борьбы добра и зла. Основным методом получения нового знания выступала формальная логика Аристотеля (путем построения силлогизмов или рассуждений), а в качестве критерия истинности - личный духовный опыт (источником же знания являлись религиозные книги).
Современная научная картина мира – это отказ от базовых постулатов классической науки (от принципов классической причинности, абсолютно достоверного знания, редукционизма, концепции линейности окружающего мира, гипотезы апостериорности, т.е. приобретения знаний только на основе прошлого опыта) и принятие синергетических принципов видения окружающей действительности:
- принцип открытости – (любая система может рассматриваться как открытая, в которой идет свободный обмен веществом, энергией и информацией с окружающим миром);
- принцип нелинейности – содержание и форму происходящих процессов сложных систем невозможно четко очертить и ограничить;
- принцип когерентности – т.е. самосогласованности всех частей сложных систем;
- необратимость эволюционных процессов;
- новое понимание будущего, когда паттерны грядущего существуют уже сегодня, а будущее оказывает влияние на текущие процессы;
- главная форма бытия мира – не покой, а становление порядка из хаоса; возможность усложнения или деградации системы в процессе ее динамики;
- принцип фрактальности – главную роль в становлении мира играют не отдельные элементы (тела), а его системные качества;
- фундаментальная роль случайностей в зоне бифуркации системы;
Философия науки – раздел философского знания, изучающий общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном конспекте. Основные функции философии науки:
А) постоянная рефлексия над процессом производства знания (ошибки, демаркация, условия проведения исследования и др.);
Б) вписывание достижений науки в социокультурный фон эпохи;
В) синтез философского и конкретно-научного знания.
Философские основания классической науки – парадигмальными науками классического естествознания являлись механика Ньютона, классическая космология, теория Дарвина, учения Павлова, Фрейда и т.д. Все эти концепции исходят из неких общих принципов, которые считались тогда единственно научными. Это – принципы детерминизма, принцип чистой объективности научного знания, принцип абсолютности материи и ее свойств, принцип невозможности альтернативных научных истин об одном и том же предмете, принцип наличия универсального научного метода, принцип прогрессивного развития науки и т.д. Критерием истины выступает опыт.
Философские основания науки – совокупность взаимосвязанных между собой онтологических, гносеологических, методологических и иных понятий и утверждений философии, используемых учеными при создании или обосновании какой-либо научной теории, исследовательской программы, научного направления или даже науки в целом. Сюда относятся такие понятия, как «конечность или бесконечность пространственно-временных отношений», возможность познания или непознания каких-либо объектов, определение условий познаваемости, соотношение и связь различных уровней реальности (физической, идеальной, духовной) и т.д.
Философские основания неклассической науки – парадигмальными науками неклассического естествознания являются теория относительности А. Эйнштейна и квантовая механика (Н. Бор, Гейзенберг и др.). Так, Эйнштейн лишил пространство, время и массу тел абсолютной субстанциональности, сделав их относительными свойствами тел, значение которых зависит от выбора наблюдателем определенной системы отсчета (причем все наблюдатели, утверждая разные значения пространства, время и массы одних и тех же тел относительно своих систем координат, будут одинаково правы). Такой подход утвердил в науке принцип релятивизма, т.е. возможность объективно-субъективного знания и альтернативных теорий об одной и той же предметной области. С другой стороны, развитие квантовой механики показало, что миром правит не жесткий детерминизм; с эпистемологической точки зрения мир вероятностен, им управляет не необходимость, а вероятность как выражение множества случайных событий. Стало ясно, что все физические макротела состоят из множества мельчайших частиц, поведение которых невозможно однозначно описать (т.н. «принцип неопределенности Гейзенберга»), а любая научная истина не только относительна, но и субъективно-объективна (т.к. условия познания прямо влияют на результат познания). Кроме того, квантовая механика показала, что для большинства объектов и систем невозможно их единственно непротиворечивое описание, т.к. они наделены взаимоисключающими свойствами (например, свет обладает и корпускулярными, и волновыми свойствами). Такой «принцип дополнительности» (сформулированный Н. Бором) показал, что научная объективность знания об объекте достигается только через его противоречивое описание.
Философские основания постнеклассической науки – Парадигмальную основу постнеклассического естествознания составляют концепции современной космологии, а также синергетика (И. Пригожин, Г. Хакен). Сущность данного этапа развития науки состоит в том, что она перешла от изучения тел и их свойств к изучению сверхсложных организованных систем, включающих в себя человека как одного из главных элементов и подсистем (биосфера, Космос, экономика и т.д.). Так, современная космология исходит из принципа «универсального эволюционизма» (распространяющего принцип эволюции с живой природы также и на всю неживую природу), а также из т.н. «антропного принципа» (согласно которому эволюция во Вселенной носит направленный характер, целью которого является возникновение человека и общества). С другой стороны, синергетика пришла к выводу, что мир, состоящий в целом из сложных диссипативных систем,, эволюционирует не постепенно, а непредсказуемо и скачкообразно (без учета своего прошлого опыта), и что для его описания необходимо т.н. «нелинейное мышление», предметом изучения которого выступают не законы, а случайности, носящие творчески-конструктивный смысл, и определяемые в целом хаосом (который играет не только разрушительную, но и созидательную роль во Вселенной).
Фейерабенд Пол (1924-1994) – американский философ и методолог науки, отстаивал позиции теоретического и методологического плюрализма, относительность критериев рациональности в познании действительности. В своей работе « Против методологического принуждения. Очерк анархистской теории познания» (1975 г.) утверждает, что традиционная наука не являет собой единственно правильный путь познания мира; есть и другие пути, в том числе и те, которые современной наукой сегодня подавляются. Главным методологическим принципом анархистской эпистемологии, по Фейерабенду, является лозунг – «допустимо всё». В науке необходимо действовать контриндуктивно, т.е вопреки очевидным эмпирическим фактам. И только в этом отношении возможна пролиферация (т.е. множественность) научных теорий, т.к. использование только одного метода познания ведет к появлению однообразных теорий о науке.
Этос науки – это совокупность устойчивых этических установок и санкционирующих и (или) поддерживающих их ценностных ориентиров. Этос науки определяется в целом задачей научного познания – задачей получения объективно-истинного и обоснованного знания.