Смекни!
smekni.com

«Виртуальный филиал Русского музея» (стр. 15 из 39)

Театр эпохи Возрождения

1. Зарождение гуманистических идей, их проникновение во все сферы жизни европейского общества. Универсальный новый человек

Создавая новую, гуманистическую культуру, итальянские философы, поэты и художники отвечали духу своего времени и были непреклонными борцами с феодальным укладом жизни, с церковным аскетизмом, в их творчестве чело­век был противопоставлен богу, личная свобода — рабской покорности, опоэти­зированная природа — идеалу умерщвленной плоти.

Под Возрождением понимали усилия мысли, слова, науки, направленных на возрождение блистательной светской культуры античности. Предполагалось, что варварское средневековье или забыло, или сильно исказило античность. Гуманистов не устраивало, что светская философия подменялась богословием. Они надеялись вернуть первоначальное философское светское осмысление мира и человека. Возрождение имело и полемическое значение, как возврат к высокой культуре в противовес темному средневековью.

Возрождение имело под собой исторические истоки – социально-экономическую базу явления и политические условия вызревания новой культуры, умонастроения, социальной психологии.

Следует отметить, что культура Возрождения – это, прежде всего, культура городов, того особого периода, когда он перерастает рамки мелкого торгового производства, когда в этом городе начинает зарождаться раннее буржуазное производство, ранний капитализм. Именно в Италии раньше всего зарождаются капиталистические отношения. Во многих городах появляются мануфактурные производства. Капитализм требовал серьезного уровня товарно-денежных отношений, значительных капиталов, свободной рабочей силы. Все эти условия появились в Италии к XIII веку. Удобное географическое положение также немало способствовало развитию торговли в средиземноморском бассейне и со странами Востока. Города-государства Италии для всей Европы становились центрами торговли и финансовых операций. Развивались производства сукна, шелка, оружия, стекла, бумаги. Новое производство несло с собой импульс свободы – свободы от феодального произвола, прежде всего, и свободы от религиозных ограничений в отношении человеческой личности. Историческая роль раннекапиталистического уклада в том, что он принес Европе богатство, деньги, с ними новые культурные запросы, ставшие материальной базой для развития светской культуры, Возрождения.

Ранняя буржуазия в социальном плане стала передовой, прогрессивной, эволюционной прослойкой общества. Пополанство, те, кто создавали эту жизнь, в первую очередь стали испытывать новые духовные потребности. И новая культура стала со временем отражением интересов этих слоев, интересов прогрессивных, антифеодальных и антицерковных.

В среде пополанства складывается своеобразная социальная психология – повседневное бытовое сознание, непосредственно связанное с материальной жизнью. Социальная психология итальянского пополанства – это психология нового типа человека, порожденного раннекапиталистическим городом. Этот слой городского населения не был единым ни по уровню образования, ни по достатку, ни по происхождению и общественному статусу, но их всех объединяло товарное производство и рыночные отношения. Товарное производство требовало от личности расчета, мышления, планирования, самостоятельных действий, стремления к поставленным целям, умения выживать в реалиях острейшей конкуренции. И тогда в городской среде начинают вырабатываться новые ориентиры: стремление к наживе и обогащению. Культ денег, в некотором смысле, становится смыслом и целью жизни пополанства. Деловые качества сочетаются с обманом и мошенничеством. Повсеместно распространяются понятия: бережливость, расчет, выгода, экономия. Во взаимоотношениях с другими людьми на первое место выходит польза и выгода. По-новому воспринимается время, способное приносить пользу. Подвергается полному переосмыслению отношение к труду. Если ранее учение церкви преподносило человеческий труд, как наказание Бога, по завету «Будешь трудиться в поте лица своего», а в период Средневековья труд считался уделом низших сословий. То начиная с XIV века, пополанство утверждает новый принцип ценности труда и активной деятельности человека.