Смекни!
smekni.com

«Виртуальный филиал Русского музея» (стр. 19 из 39)

Шекспир избегает схематичных, расплывчатых выражений, выбирая слова конкретные и точные, передающие сущность каждого чувства или впечатления, вплоть до малейших его оттенков.

Задание. Проверьте свои знания

1. Как назывались святочные игры ряженых во Франции?

2. Из каких жанров складывалась средневековая мистерия?

3. С какими праздниками связан средневековый марионеточный театр вертеп?

4. Где в Европе зарождается гуманистическая идеология?

5. Назовите театральные жанры в Италии эпохи Ренессанса?

6. Кто из итальянских гуманистов писал свои произведения для театра?

7. Что является основой актерской игры итальянского театра дель арте?

8. Как в Испании назывались публичные театры?

9. Как в Испании назывался танец с масками, куплетами и шутками?

10. Что за явление испанского театра – «баиле»?

11. Как в Англии XVI века назывались пьесы комического содержания?

12. С какой пьесы начинается театр английского Возрождения?

3. Российский театр

Общие представления о древнерусском театре

1. Народные истоки русского театра: зрелищность национальных обрядов. Игрища и скоморошьи потехи

История русского театра делится на несколько основных этапов. Начальный, игрищный этап зарождается в родовом обществе и заканчивается к XVII веку, когда вместе с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного государственного профессионального театра в 1756 году.

Термины "театр", "драма" вошли в русский словарь лишь в XVIII веке. В конце XVII века бытовал термин "комедия", а на всем протяжении века - "потеха" (Потешный чулан, Потешная палата). В народных же массах термину "театр" предшествовал термин "позорище", термину "драма" - "игрище", "игра". В русском средневековье были распространены синонимичные им определения - "бесовские", или "сатанические", скоморошные игры. Потехами называли и всевозможные диковинки, привозившиеся иностранцами в XVI - XVII веках, и фейерверки. Потехами называли и воинские занятия молодого царя Петра I. Термину "игрище" близок термин "игра" ("игры скоморошеские", "пировальные игры"). В этом смысле "игрой", "игрищем" называли и свадьбу, и ряженье. Совершенно иное значение имеет "игра" в отношении музыкальных инструментов: игра в бубны, в сопели и т. д. Термины "игрище" и "игра" в применении к устной драме сохранились в народе вплоть до XIX - XX веков. Народное творчество

Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество - обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них зарождались элементы театра - драматическое действие, ряженье, диалог. В дальнейшем простейшие игрища превратились в народные драмы; они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение.

В процессе своего развития игрища дифференцировались, распадались на родственные и в то же время все более отдалявшиеся друг от друга разновидности - на драмы, обряды, игры. Их сближало только то, что все они отражали действительность и пользовались сходными приемами выразительности - диалогом, песней, пляской, музыкой, маскированием, ряженьем, лицедейством.

Зарождение театрализованных действ на Руси в древнейшие времена можно с полным основанием связать с многочисленными календарными обрядами и праздниками. Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были слиты с земледельческим трудом, с жизнью природы, а значит, с мифологическими олицетворениями природных сил.

Рождение Коляды, мифологического существа, родствен­ного Макоши, совпадало по времени с "рождением" Солнца - зимним солнцеворотом. Участники обряда колядования рас­певали песни, прославлявшие Коляду, ходили по домам, же­лали хозяевам здоровья, богатого урожая, приплода в нас­тупающем году. По требованию колядующих хозяева вознаг­раждали их съестными дарами - это была жертва Коляде. Разжигали костры, и под веселые песни, сопровождаемые танцами ряженых, собранная еда коллективно поедалась. Происходило это обычно 24 декабря (по старому стилю).

Колядованием начинались зимние святки - древний сла­вянский праздник начала Нового года, длившийся с 25 де­кабря по 6 января (по старому стилю). Набиравшее силу солнце обещало скорое пробуждение земли, возрождение природы. Древние земледельцы, нераз­рывно связанные своим трудом с природой, верили, что, соединяя усилия многих людей в обрядовом действе, они могут помочь плодородию. Ведь люди и природа, согласно их мировоззрению, - две части одного целого, а обряд - средство сообщения между ними.

Обязательные святочные игры, веселые забавы, обиль­ная еда и хмельные напитки пробуждали в людях жизнера­достную энергию, которая, по их убеждению, сливалась с возникающей энергией плодородия, удваивая ее. В конце марта, в период весеннего равноденствия отмечали масленицу. Масленица - праздник проводов зимы и встречи весны. Непременным спутником этого весеннего праздника были масляные блины - изображение Солн­ца. Над веселящейся, ряженой, объевшейся масляными бли­нами толпой, возвышалась сама Масленица - олицетворение конца зимы и начала сезона плодоношения. На празднике она присутствовала в виде чучела, разодетого в женские одежды. Гуляние начиналось с обрядов призыва и встречи Масленицы. Заканчивалось же гуляние ритуальным захороне­нием Масленицы - чучело сжигали или, разорвав, разбрасы­вали по полям, закапывали. Ознаменовав приход весны, пе­редав свою силу полям, Масленица должна была теперь ус­покоиться до следующего года.

К весенним обрядам заранее готовились: вышивали полотенца с изображениями богини плодородия Макоши, рожаниц, лошадей, журавлей и других птиц. Покрывали эти по­лотенца растительным орнаментом. Не обходились весенние обряды и без раскрашенных яиц. Традиция расписывать яйца весной - одна из древнейших, среди сохранившихся доныне.

Венчали весеннюю обрядность и начинали летнюю "зеленые святки", или русалии. Они приходились на конец мая - июнь (в разных местностях назначали свой срок). Для землепашца это время критическое - все, что мог, он на по­лях сделал, брошенное зерно дало всходы, теперь все за­висело от природы, а значит, от прихоти управляющих при­родными стихиями существ.

Взор земледельца обращался к водным гладям - к рекам и озерам, источникам благодатной утренней росы. А душа - к русалкам, властительницам водоемов. И ожидали в это время от русалок не только шалостей и козней, но и оро­шения полей живительной влагой, способствующей колошению хлебов.

Русальные ритуальные хороводы и песни сопровожда­лись ударами бубна, резкими звуками флейты. Верчением и прыжками, пронзительными выкриками участники приводили себя в состояние крайнего возбуждения. Такое массовое буйство должно было привлечь внимание русалок и выманить их из омутов, я. Добрый урожай зависел не только от умеренного орошения, но и от солнечного тепла. Поэтому частью "зеленых святок" были два "огненных", солнечных праздника - Ярилин день (4 июня по старому стилю) и Ивана Купала (24 июня по старому стилю), дата летнего солнцестояния.

Ярило был богом восходящего или весеннего солнца, богом похоти и любви, богом производителем и покровите­лем животных, производителем растений, богом силы и храбрости.

Купала - божество славянской мифологии, связанное с культом солнца. Во время праздником оно было явлено куклой или чучелом (мужского, а иногда и женского пола). Украшением и символом праздника были цветы иван-да-марья. Согласно поверьям, в ночь на Ивана Купалу распускался огненного окраса чудесный цветок папоротника - "перунов цвет", указывавший место закопанных кладов. Колдовские чары окружали этот цветок, отыскать его и открыть клад считалось делом почти невозможным. Особо доверчивые и азартные отправлялись ночью в лес. Веками из уст в уста передавались в народе небылицы о таких простаках.

Вечером на Ивана Купалу магическим обрядом добывания "живого огня" начиналось главное действо: от затепливше­гося огня возжигались священные костры, и самый удалой народ пускался прыгать через них. Каждый стремился взвиться повыше, потому что волшебным образом от высоты прыжка зависела высота хлебов. Вокруг костров водились хороводы.

Следующий виток аграрных календарных праздников и обрядов приурочен ко времени сбора урожаев и началу его переработки. Особенно значительными были: праздник "пер­вых плодов" (начало августа); чествование Рода и рожаниц, когда хлеба уже ссыпаны в закрома (время "бабьего лета", с конца августа до середины сентября); начало прядения льна (октябрь).

К обрядовым театрализованным представлениям с полным правом можно отнести и выступления славянских скоморохов, в сопровождении инструментальной музыки, неотделимой от «песен бесовских» и «плясовой иг­ры». Ее основу составляли гусли, гудки (трехструнные смыч­ковые инструменты), дуд­ки (сопели), волынки, барабаны (бубны). О му­зыкальном инструментарии ХI-ХIV вв. нам известно благодаря археологичес­ким открытиям в Новгоро­де и польских городах, по сценам на серебряных брас­летах из древнерусских кла­дов и инициалам (заглав­ным буквам) новгородс­ких и псковских рукопис­ных книг. В инициале Московско­го Евангелия приплясывает гусляр-скоморох. Былинные «звон­чатые», «яровчатые» гусли с их мелодичным полифон­ным звучанием — любимый инструмент древнерусских сказителей. С ними ходили от села к селу «гудцы» и «игрецы», «гусленые гласы испускающие».