Театр начала XVIII века
Петровские реформы. Изменения в области культуры и быта. Открытие «Комедиальной храмины» в Москве. Публичный театр. Репертуар и актеры. Проба пера в драматургии Натальи Алексеевны. Народный и школьный театры Деятельность Феофана Прокоповича
В XVIII веке продолжалось развитие театра. Большую роль в развитии театра начала века сыграл Петр I. В 1702 году по велению Петра I был создан Публичный общедоступный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него на Красной площади в Москве было построено здание – «Комедиальная храмина». Там давала спектакли немецкая труппа во главе с антрепренером И.Х Кунстом. Потом на обучение к нему были направлены «русские ребята». В репертуаре были иностранные пьесы преимущественно немецких драматургов XVII века, которые были мало популярны и успеха у публики не имели. В 1706г. театр прекратил свое существование, так как не получал субсидий. В 1706г. сестра Петра I Наталья Алексеевна в Подмосковном селе Преображенском организовала театр, где пьесы ставились на религиозные сюжеты.
Не меньше, чем в семейных делах, царевна Наталья Алексеевна прославилась на поприще культуры. Для того времени она была весьма начитанна. Ей принадлежали книги историко-литературного содержания, а также учебники: Троянская история, повествования об Александре Македонском, о Полтавском сражении, об освобождении Ливонии, Хронограф, Грамматика и др. Но главное, Наталья страстно увлекалась театром. Известно, что уже в 1690г. в ее хоромах в Кремле устраивались театральные постановки. Позже энергичная подвижница театрального искусства организовывала действа в царских резиденциях – в Преображенском и Измайлове. По распоряжению Петра в Москве на Красной площади было построено театральное помещение для широкой публики, где ставились спектакли по пьесам, в том числе и современных европейских авторов. И уж конечно, Наталья не была в стороне от этого дела. В 1708г. двор и русская знать по приказу Петра 1 переехали в Петербург. И здесь развернулась увлеченная царевна. При ее дворе сразу же был организован театр, имевший специальное здание. Говоря современным языком, Наталья Алексеевна не только занималась режиссурой, но и сама писала пьесы как на религиозные сюжеты («Екатерина Великомученица», «Евдокия Великомученица»), так и исторического содержания («Хрисанф и Дария», «Цезарь Оттон»). В своих драмах Наталья выводила и современные ей события, свидетельницей которых она была. Это и аллегория на заговор Шакловитого 1689г. (пьеса «Стефанотокос»), и история великомученицы Евдокии, в чем-то напоминавшая судьбу царицы Евдокии Федоровны. Петр 1 всячески поддерживал увлечение сестры и с удовольствием посещал спектакли. Более того, Наталью Алексеевну можно считать поборницей именно русского театра. Она пыталась придать театральному искусству национальные черты. А публике было с чем сравнивать, ведь тогда в России появляются заезжие итальянские, французские и немецкие труппы.
В начале XVIII в. продолжал свою деятельность школьный театр при Славяно-греко-латинской академии, а также Хирургической школы. Ставились спектакли, прославляющие дела Петра I. В 1719г. Петр I в Петербурге открыл городской театр с посредственной немецкоязычной труппой. И этот театр в 1723г. прекратил существование. Петровский официальный театр распался на несколько театров. Театральные труппы продолжали свою деятельность в столицах и провинциях. С начала 30-х гг. XVIII в. в Петербурге снова появился официальный театр.
Театр середины и второй половины XVIII века
1. Основание первого русского национального театра. А.П. Сумароков и Ф. Волков
Следующей яркой страницей в истории русского театра можно назвать правление дочери Петра Великого.
К середине XVIII века в России приобрели популярность различные представления. Был даже издан указ императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.) о порядке произведения спектаклей. Она «указать соизволила», чтобы «по прошениям здешних обывателей, которые похотят русские комедии иметь, в том позволение им давать и воспрещения не чинить». Спектакли устраивались горожанами, которые снимали подходящее помещение и играли пьесы. Сейчас такие театры назвали бы самодеятельными. Ставились в основном переработки зарубежных пьес, так как русской драматургии почти не существовало. Сохранились названия некоторых пьес – «О Кире царе Перском и о Скифской царице Тамире», «Комедия гишпанская о Ипполите и Жулии». Эти представления были адресованы широкой публике, поддерживая тем самым интерес к театральному искусству. Театры сохраняли связь с искусством скоморохов, но постепенно переходили на профессиональную драматургию.
Театральные представления давались не только в Москве и Петербурге, но и в провинциальных городах. В середине XVIII века во многих городах выступали иностранные актерские труппы – французские, немецкие и др. Но среди публики рос интерес к русскому театру, связанный с общим подъемом национального самосознания. В 1750г. в Ярославле начались спектакли первого провинциального публичного театра с русскими актерами, художниками, музыкантами. В его репертуаре были и русские пьесы. Во главе театра стоял первый известный русский актер Федор Григорьевич Волков (1729-1763гг.). Ему суждено было стать первым профессиональным актером в России.
Случилось так, что Елизавета Петровна захотела иметь в Петербурге общедоступный, хорошо организованный театр, но в столице не было подходящих людей. Когда узнали о ярославском театре, действующем с 1750 г., и его главном организаторе Волкове, последовал еще один указ императрицы, в котором Федору Волкову, его братьям Гавриле и Григорию, а также другим людям, нужным для театра, предписывалось прибыть в Петербург. Царица Елизавета Петровна выписала Федора Волкова со всей труппой ко двору, и 3 февраля 1752г. театр переехал в Петербург.
А 6 февраля дежурный адъютант записал в специальном журнале: «Ее Императорское Величество соизволила иметь выход в театр, где представлена была на российском языке ярославцами трагедия, которая началась пополудни в 8-м часу и продолжалась пополудни же до 11-го часа». Подобная запись сделана и 9 февраля. Адъютант, к сожалению, не указал названия пьес, которые играли Волков и его товарищи. В целом игра Ярославцев Елизавете понравилась, и она распорядилась оставить в Петербурге Федора и Григория Волковых, Ивана Дмитриевского и Алексея Попова и зачислить их для обучения в Шляхетский Корпус. На основе этой труппы указом императрицы был создан театр «для представления трагедий и комедий». Туда же приняли группу придворных певчих, которые вместе с ярославцами «готовили», т.е. репетировали трагедии. Жилось им трудно, приходилось закладывать вещи, а потом просить у начальства денег, чтобы их выкупить. На вырученные деньги и приобретались пьесы. Тем не менее, возникли условия для создания театра – актеры учились, отечественная драматургия уже появилась, и власти хотели иметь государственный театр. 30 августа 1756г. последовал исторический для русской сцены указ императрицы Елизаветы Петровны: «Повелели мы ныне учредить русский для представления трагедий и комедий театр, для которого отдать Головкинский каменный дом, что на Васильевском острове. А для оного повелено набрать актеров и актрис… На содержание оного театра определить в год денежной суммы по 5 тысяч рублей». Директором его стал известный к тому времени драматург и поэт Александр Петрович Сумароков (1717-1777), а первым придворным актером и художественным руководителем – Федор Волков, прославившийся исполнением главных ролей в трагедиях А.П. Сумарокова. В репертуаре театра были сочинения М. Ломоносова, Д. Ростовского, Ф. Волкова. Основоположником отечественной драматургической литературы стал А.П. Сумароков, теоретик классицизма. Талантливыми актрисами были А. Дмитриевская (Мусина-Пушкина), Т. Троепольская. Таким образом, был создан первый постоянный профессиональный государственный публичный театр под названием Российский театр (с 1832г. – Александрийский). Мужская часть труппы сложилась легко, в нее были включены ярославцы во главе с Федором Волковым и некоторые певчие. Трудности возникли с женскими ролями. Тогда мало кто из женщин отваживался появиться на сцене. Несколько раз давались объявления, приглашавшие женщин в труппу: «Знающие грамоте девицы, желающие определиться в службу… при придворном театре, явиться могут на Васильевском острову… в первой линии у первого придворного российского театра актера Федора Волкова». Сначала играть женские роли приходилось мужчинам, но постепенно на сцену стали выходить и женщины. Среди актеров, исполнявших главные роли были сподвижники Волкова по Ярославлю Иван Афанасьевич Дмитриевский (1733 или 1734-1821гг.) и Яков Данилович Шумский (1732-1812гг.).
2. Драматургия русского классицизма. Основные художественные направления: просветительский реализм и сатирическая комедия
В 40—50-х годах возникает и складывается в литературе и театре классицизм (от лат. classicus — образцовый) — литературно-художественное направление, которому было суждено сыграть большую роль в формировании и развитии русского национального театра XVIII и начала XIX века.
Классицизм ставил своей задачей воспитание идеального человека — героя, могущего подчинить свои страсти и личные интересы законам рассудка и велениям долга. Идейно-эстетическими основами этого направления был культ разума и античности, давшей незыблемые законы прекрасного и вечные образцы искусства. Изучение их и подражание им являлось необходимым условием создания «образцового» — достойного подражания искусства современности. Эстетика классицизма была нормативной. Она не только стремилась определить законы искусства, но и формулировала целый свод эстетических правил, норм, или канонов, следование которым объявлялось обязательным для художника.