Смекни!
smekni.com

«Виртуальный филиал Русского музея» (стр. 26 из 39)

Для театральных планов Н.П. Шереметева сцена домашнего театра оказалась слишком мала, поэтому он, прежде всего, построил в Кускове новое здание. Там граф предполагал ставить «большие» оперы с участием танцовщиков и многочисленного хора, а также балеты. Открыв летом 1787г. новый кусковский театр, молодой Шереметев, унаследовавший к тому времени состояние отца, немедленно приступил к строительству еще одного театра, теперь уже в другом подмосковном имении семьи – Останкине. Оригинальная планировка зала этого театра, открытого в июле 1795г., позволяла легко (буквально в течение часа) превращать его в бальный. Настоящей звездой этой труппы стала Прасковья Ивановна Ковалева, по сцене Жемчугова (1768-1803гг.) Взятая в дом Шереметевых в возрасте семи лет, она была воспитанницей княгини Марфы Михайловны Долгорукой. Способности молодой актрисы к пению, за которыми угадывался выдающийся талант, были замечены Н.П. Шереметевым. Молодой граф окружил начинающую артистку лучшими учителями. В 1798г. он дал Жемчуговой вольную, объявив о неожиданно открывшихся обстоятельствах ее знатного происхождения из рода польских дворян Ковалевских. В ноябре 1801г. они наконец тайно обвенчались в маленькой церкви Симеона Столпника в Москве. Но сказки не получилось. Молодая, умная, разносторонне образованная женщина, талантливая певица и актриса уже была неизлечимо больна туберкулезом. 23 февраля 1803г. она скончалась, оставив трехнедельного сына на руках мужа.

В 1796г. Шереметев был вновь призван на государственную службу. Он пытался поддерживать жизнь театра, переведя многих артистов труппы в разные должности при своем московском доме. Однако обстоятельства казенной службы полностью изменили образ жизни графа. Тяжело переживал он и потерю любимой жены. В 1804г. крепостной театр графа Н.П. Шереметева навсегда прекратил существование. В Москве в это же время действовало 30 других крепостных театров, в том числе князя Н.Б. Юсупова в Архангельском. Имена многих крепостных актеров вошли в историю театра (П. Мочалов, М. Щепкин). Крепостные театры стали основой русской провинциальной сцены в Нижнем Новгороде, Пензе, Орле.

Наследие крепостного театра имело немало­важное значение. Крепостной театр послужил началь­ным этапом в развитии русского сценического искусства, он приобщил просвещенные круги русского общества к театральным зрелищам, воспитал целое поколение акте­ров для государственной и частной сцены. В первые десятилетия русский вольный театр пополнял свой со­став главным образом за счет крепостных актеров. На­пример, в труппе Московского театра находилось немало актеров, оставшихся в крепостной зависимости и отдан­ных «напрокат» своими владельцами. Помещик Столы­пин, имевший превосходную крепостную труппу, часть ее отдавал внаем владельцам частных театров в Петер­бурге. А. Л. Нарышкин также продавал партии певчих императорскому театру в 1807, 1821 и 1826 годах.

2. Первый крепостной театр в Саратове. Меценаты и антрепренеры. Первые театральные товарищества и появление общедоступного театра. Театр начала ХХ в. Музыкальные сезоны на рубеже эпох. Зарождение первого в мире Театра юного зрителя

Увлечение театром не обошло стороной и Саратовскую губернию. Многие дворяне, имевшие достаточно средств и крепостных душ пытались устраивать в своих поместьях доморощенные театры. В их среде считалось, что умение читать и говорить – залог успешной актерской игры. Понимание необходимости обучать будущих актеров крепостных театров пришло позднее. Но были и весьма успешные начинания на театральном поприще.

Помещик состоятельный, А. Е. Столыпин имел владения в Саратовской и соседних Пензенской и Симбирской губерниях и предприимчивостью своей стремился их умножить. Понастроив в своих имениях винокуренные заводы и текстильные фабрики, расторопный дворянин вскоре стал получать с них завидные барыши. Только в Саратовской губернии Столыпиным принад­лежали суконная фабрика в селе Крутец, большой винокуренный завод и суконная фабрика в селе Лесная Нееловка, такой же завод в селе Землянки и другие предприятия и земельные наделы в селах Карабулак, Степная Нееловка, Козловка, Озерки Сара­товского и Вольского уездов. Особенно большие доходы давали винные откупы, благодаря которым Столыпин нажил богатый капитал и признание в дворянской и купеческой среде.

В труппе были оперные и драматические актеры, хористы, танцоры и музыканты.

Особенно славились в столыпинской труппе оперная и опере­точная актриса В. Б. Новикова, известная под именем Вареньки Столыпинской, Е. А. Насова, обладавшая прекрасным голосом и замечательно исполнявшая русские народные песни, превос­ходный певец Уваров, сестры Лисицыны, талантливо игравшие как в драматических, так и в музыкальных спектаклях, и другие.

В конце XVIII столетия А. Е. Столыпин переезжает в Москву. Целью такого переезда, как утверждал А. М. Тургенев, было показать обществу своих дочерей на выданье, посмотреть добрых людей, хорошо покушать и весело пожить. Ради этого он привозит с собой и весь домашний театр. В его творческом составе, подмечает Тургенев, «было человек десяток мужского и женского полу между актерами с хорошими способностями и некоторые пьесы разыгрывались превосходно!».

Года через три новоявленный москвич здорово «попроелся» и театр его опустел. Когда же дела А. Е. Столыпина совсем расстроились, он нашел, что выгоднее всего сдать свою труппу внаем Московскому публичному театру, называвшемуся тогда Петровским, от которого ведет свою историю Большой театр. Построил и содержал тот театр М. Е. Медокс — предприим­чивый антрепренер английского происхождения.

Как свидетельствует М. И. Пыляев, до 1806 года почти вся труппа Петровского театра состояла из крепостных актеров А. Е. Столыпина. Из них пользовались популярностью и успехом И. Кураев — очень талантливый комик, А. Касаткин — актер того же амплуа, Я. Соколов — певец-тенор, А. Лисицын, «особенно хороший в ролях дураков и шутов», А. Баранчеева — проявив­шаяся в ролях «благородных матерей и больших барынь», А. Ка-раневичева — молодая героиня, Е. Насова — оперная певица с прекрасным голосом, А. Лисицына — талантливая комедийная актриса. Далеко не все подневольные служители муз выдержи­вали жесткий гнет, лишения, беспощадную муштру. Но талант, которому посчастливилось выжить, пробиться сквозь нечелове­ческие условия, развивался богаче, ярче, приобретая подлинное мастерство. Свидетельством тому служат неоднозначные, но за­частую восторженные характеристики, даваемые столыпинским крепостным актерам.

После пожара, уничтожившего здание Петровского театра, А. Е. Столыпин решил продать всю свою труппу, состоящую из 74 артистов и музыкантов дирекции императорских театров, запро­сив за нее 50 тысяч рублей. Подневольные лицедеи, боясь, что запрашиваемая сумма окажется недоступной царской казне и придет конец их вольготной жизни и творчеству, выбрали из своей среды старшего Венедикта Баранова и послали с ним прошение к царю. Александр I, ознакомившись с делом, нашел запраши­ваемую за актеров цену слишком высокой и повелел директору театров А. Л. Нарышкину склонить продавца к уступке. А. Е. Сто­лыпин не смел долго противиться царской воле и сбавил цену. По сделке, состоявшейся 27 октября 1806 года, столыпинская труппа была приобретена дирекцией императорских театров за 32 тысячи рублей. Деньги на приобретение были отпущены из государственного казначейства, с тем, однако, условием, чтобы эта сумма была возвращена театрам в течение восьми лет. Так многострадальные столыпинские актеры получили оконча­тельную московскую прописку и возможность «представлять на столичной сцене».

Этим доморощенным актерам, танцорам и музыкантам суждено было стать первотворцами отечественного государственного теат­ра. Составив основу русской труппы Московского театра, они служили здесь вплоть до Отечественной войны 1812 года. Позже одни из них переезжают в Петербург и становятся любимцами здешней публики, другие возвращаются в освобожденную Москву, верой и правдой продолжают служить драматическому и музы­кальному искусству. Искусствоведы утверждают, что столыпин­ские крепостные актеры позже положили основание труппе Мос­ковского Малого театра и явились родоначальниками артисти­ческих фамилий, известных впоследствии в провинции и в столице.

Местные дворяне и купцы продолжали обзаводиться труппами актеров, музыкантов, певчих и устраивать домашние спектакли и концерты. Отдельные разрозненные факты и сведения все же свидетельствуют ним о наличии актеров и певчих у саратовских помещиков Чемисова, Кишежжого, А. А. Столыпина, оркестров в усадьбах Ахлебинина, Скабичевского и других.

Можно также предполагать о существовании «барских» теат­ров в усадьбах Нарышкиных, Кологривовых, Колычевых, Салты­ковых, Щербатовых, Закревских, Сумароковых и некоторых дру­гих именитых помещиков. Все эти фамилии упоминаются в различ­ных источниках либо как держатели театров в столицах и провин­ции, либо как большие любители сценических развлечений.

В репертуаре провинциальных крепостных театров того вре­мени были политическая трагедия, «мещанская» драма, «слезная» комедия, опера и балет — почти то же ставилось и в столичных театрах. Хорошее представление о репертуаре конца XVIII— начала XIX столетий дает «Драматический словарь 1787 года, или Показания по алфавиту всех Российских театральных сочине­ний и переводов, с означением имен известных сочинителей, переводчиков и слагателей музыки, которые когда были представлены на театрах, и где и в какое время напечатаны». В нем мы находим краткую аннотацию и выходные данные почти на 250 пьес и либретто, представленных в различных театрах.