Смекни!
smekni.com

«Виртуальный филиал Русского музея» (стр. 27 из 39)

Из драматических жанров чаще ставились трагедии А. П. Су­марокова и Я. Б. Княжнина, драмы Н. И. Ильина и М. М. Хе­раскова, комедии И. А. Крылова, Б. В. Капниста, Д. И. Фон­визина и А. А. Шаховского. Среди западных авторов популярны­ми были произведения П. Кальдерона, Ф. Шиллера, В. Шекс­пира, Ж.-Б. Мольера и заполонившие сцены пьесы А. Коцебу.

Почин открытия в Саратове публичных театральных представлений принадлежит А.Д. Панчулидзеву, небогатому имеретинскому дворянину. Спектакли он предпочитал разыгрывать в основном драматические и комические, при этом всегда принимал непосредственное участие в выборе исполнителей, пьес, распределял роли, участвовал в репетициях. Собственно панчулидзевский домашний театр, хотя и являлся публичным, все же открыт был только для избранной, привилеги­рованной публики, гладковский же — сразу становится обще­доступным, платным. Такой качественно новый театр был основан в Саратове в 1803 году и располагался, по свидетельству К. И. По­пова, в каменном здании на Дворянской улице, близ присутст­венных мест (ныне улица Сакко и Ванцетти, где находится индустриально-педагогический техникум им. Ю. А. Гагарина). Известна даже точная дата открытия этого театра, о чем повест­вует доклад городского головы Г. Ф. Крюкова на запрос сто­личного ревизора генерал-майора Ратькова, «имеются ли в Сара­тове какие-либо для удовольствия публики учреждения — театр и прочее, когда и с какого времени начались?». В этом докладе, в частности, сообщалось: «В Саратове имеется театр, выстроен­ный в 1803 году, в котором зачались комедии с 22-го октября того же года, как о том доподлинно известно и его превосходи­тельству г. губернатору А. Д. Панчулидзеву; но оный театр городу не принадлежит и доходов с него, окромя квадратных поземельных сборов, никаких в Думу не поступает». Как явствует из сообщения 22 октября (3 ноября н. с.) 1803 года следует считать днем основания первого в Саратове общедоступного театра. Принадле­жал тот театр надворному советнику Г. В. Гладкову, «брату обер-полицеймейстера в обеих столицах».

Выразителен портрет этого театрала-крепостника, обрисован­ный современником: «Григорий Васильевич Гладков, самый безоб­разный, самый безнравственный, жестокий, но довольно умный человек, с некоторыми сведениями имел пристрастие к театру».

Направленность театральной затеи Гладкова вполне соответ­ствовала всей его буржуазно-предпринимательской деятельности. Многократно умножив свое состояние благодаря выгодной же­нитьбе, он основывает в конце XVIII века первый в уезде виноку­ренный завод и начинает поставлять вино в казну и откупщикам. Затем и сам став откупщиком и содержателем питейных заведе­ний, Гладков заводит магазины, кабаки и трактиры в Саратов­ской, Пензенской и других близлежащих губерниях. Не останавли­ваясь на этом, предприимчивый коммерсант вскоре по совету А. Д. Панчулидзева открывает в Саратове платный театр.

Внешний вид этого театра, как вспоминают очевидцы, был «несколько странный, своеобразный». Невысокое деревянное зда­ние, обложенное кирпичом, производило впечатление каменного.

Начиная с 20-х годов прошлого столетия, на саратов­ской сцене, сменяя друг друга, выступают театральные труппы различных антрепренеров. Состав этих трупп постоянно менялся, и лишь некоторые артисты, постановщики и администраторы работали здесь на протяжении ряда лет.

Антреприза как основной вид театрально-коммерческой дея­тельности получает широкое распространение в провинциальной России. Позже наряду с ней бытуют также артистические това­рищества, основанные на паях, театральные комитеты и дирек­ции, подотчетные органам городского и губернского управления. Эти разновидности антрепризы существовали и в саратовской театральной действительности.

В начале 1829 года «Северная пчела» сообщала, что «в Сара­тове играют один раз или дважды в неделю оперы и комедии под дирекциею Алексея Колесникова. А. Д. Панчулидзев привлекает к управлению им искушенного в этом деле человека. Тот предпринимает какие-то действия по укреплению творческого состава, меняет репертуарную линию, переключаясь в основном на комедийные жанры, пользующиеся успехом у массового зрителя, и делает доступным ему вход в партер и пара­дис. Однако директорство А. Колесникова было недолгим и не по­правило пошатнувшееся положение театра. Он все чаще пустовал, актеры искали счастье в других городах, и вся недовольная пуб­лика роптала. И тогда в 1831 году к руководству труппой при­шел П. А. Соколов, человек деятельный и предприимчивый.

Таким образом, Саратовский театр, сдаваемый в арендное пользование антрепренерам, становился коммерческим предприя­тием, из которого каждая из сторон стремилась извлечь наиболь­шую для себя выгоду.

Антрепренерством нередко занимались предприниматели, дале­кие от искусства: помещики, домовладельцы, отставные чиновники и просто ловкачи. Конечно, были и среди них люди честные, истинно преданные искусству, своему артистическому товари­ществу и немало способствовавшие развитию театрального дела. Они арендовали помещение театра на один или несколько сезо­нов, сами подбирали творческий состав с учетом не только способностей исполнителей, их амплуа, но и своих материальных возможностей. Актеров нанимали на один сезон, при необходи­мости продлевая с ними контракты. Те же, с кем договор не возобновлялся, вынуждены были снова скитаться в поисках рабо­ты. Труппы, как правило, были немногочисленными— 10—20 че­ловек: несколько ведущих актеров, уже признанных и соответ­ственно оплачиваемых, и основная масса посредственных, бес­правных, загруженных всякой вспомогательной работой, влачив­ших жалкое существование до старости. Они в большинстве своем не имели специального образования и все премудрости и навыки актерского мастерства постигали на практике.

Летом 1875 года оперой М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») открылись в Саратове выступле­ния оперной труппы под управлением П. М. Медве­дева. Эти выступления положили начало становле­нию в городе русского профессионального оперно-театрального искусства, сыгравшего впоследствии видную роль в культурной жизни Поволжья. Важным фактором, знаменовавшим приезд первой русской оперной труппы в Сара­тов, явился бурный расцвет местной музыкальной и театральной культуры.

Знакомство саратовцев с оперным искусством начиналось в первой половине XIX века, когда силами любителей, музыкантов и драматических артистов исполнялись арии, хоры и отдельные сце­ны из популярных тогда опер «Цампа, морской разбойник» Л. Ге­рольда, «Сбитенщик» Ж. Бюлана, «Аскольдова могила» А. Верстовского, «Волшебный стрелок» К. Вебера. Позже на сценах са­ратовских театров ставились комические оперы «Русалка» Ф. Кауэра, «Илья-богатырь» и «Князь-невидимка» К. Кавоса. В этих первых русских операх музыкальные номера чередовались с драматическими диалогами и монологами, а исполнители их, обладая хорошими голосами, зачастую не имели музыкального образования.

Заметным событием в культурной жизни Саратова явилось открытие 4 мая 1904 года нового театра под названием «Ренессанс», построенного предприимчивым помещиком Г. Очкиным в центре города на углу Соборной площади и Никольской улицы (ныне Коммунарной площади и улицы Радищева). Театр этот был значительно вместительнее и благоустроеннее городского и отличался завидной акустикой.

Театр «Ренессанс» открылся гастролями оперной труппы антре­пренера Л. Д. Донского, выступавшей в Саратове ровно месяц и показавшей 30 спектаклей. Репертуар этого коллектива, по свидетельству очевидцев, не отличался особой оригинальностью и состоял из 8 опер русских и 9 зарубежных авторов. Новинкой для саратовцев явилась опера «Нерон» А. Рубинштейна, хорошо принятая публикой.

Труппа располагала первоклассными исполнителями, такими, как Н. Эйхенвальд — обаятельная, красивая, обладавшая неболь­шим, но, как тогда говорили, «умным» лирико-колоратурным сопрано, меццо-сопрано Е. Мышецкая, тенора Б. Залинский и сам Л. Донской, баритон П. Полуянов, бас С. Ганецкий. Кроме того, выступать в отдельных спектаклях приглашались артисты столичных театров В. Эйген, Н. Ермоленко, С. Герасименко, И. Томкевич, С. Власов, Д. Южин и А. Смирнов. По отзывам прессы, «у Донского был довольно значительный, дружно пою­щий и даже «играющий» хор, небольшой, но стройно игравший оркестр (даже с арфой, что производило некоторую сенсацию)». Дирижировали известные саратовцам Н. Миклашевский и А. Эй­хенвальд. Несмотря на хорошие посещаемость и сборы, гастроли труппы Л. Донского оказались убыточными.

Однако история театрального Саратова богата еще одним событием.

Саратов. Первый год революции. Осень. По городу расклеены афиши: «Анонс»: «В пятницу 4 октября 1918 года открытие БЕСПЛАТНОГО для детей пролетариата и крестьян Советского драматического школьного театра имени вождя рабоче-крестьянской ре­волюции Владимира Ильича Ленина... Труппою Советских драма­тических артистов представлена будет СИНЯЯ ПТИЦА, пьеса в семи картинах... Начало спектаклей в 5 часов по новому времени. В антрактах играет оркестр военной музыки»!..

Об этом событии сообщала и газета «Саратовские известия» от 3 октября 1918 года, добавляя: «Саратов может гордиться созда­нием такого театра, ибо это первый бесплатный театр в России».

Данное обстоятельство, по-видимому, казалось устроителям особо существенным. В афише слово «бесплатный» было набрано таким же крупным шрифтом, как и название спектакля. Весь текст афиши был составлен так, чтобы подчеркнуть не просто факт открытия детского театра — что было знаменательным само по себе,— а совершенно новый характер этого начинания, его демократичность, его обращенность к тем слоям зрителей, которым до революции театр был почти недоступен. Недаром дважды повторяет­ся в афише слово «советский», да еще с большой буквы, недаром создание этого театра рассматривалось как одно из достижений самой революции.